Дом Польский/ Храм Святых апостолов Петра и Павла

Адрес: Москва, Милютинский пер., д. № 18 стр. 4/ д. 18а

Здесь находится целый комплекс зданий, связанных с жизнью польской общины в Москве: Костел Св. апостолов Петра и Павла (18а), богадельня святого Филиппа (18 стр. 1), школа для девочек (18 стр. 2), дом причта (18 стр. 3), польская библиотека и организация Дом Польский (18 стр. 4). В 1920-е годы в здании библиотеки разместилось польское общество «Труд» (1922–1927) с клубом и кинотеатром «Сфинкс». В 1920-е в Польский клуб на принудительные работы также отправляли польских военнопленных из близлежащего Рождественского лагеря.

Костел свв. Петра и Павла (Польский двор)

Польский храм в Милютинском переулке. 1898–1901. Фото: oldmos.ru
Поляки в Милютинском переулке

В первой половине XIX века польская община выкупила землю для строительства католического прихода. Храм в готическом стиле был построен здесь в 1840-х годах архитектором Алессандро Жилярди. Костел освятили в честь небесных покровителей прихода: апостолов Петра и Павла. Это стало важным событием в жизни польской общины, т. к. для многих поляков вероисповедание было основой для осознания своей идентичности.

На протяжении всего своего существования храм занимался благотворительностью: при нем работало Общество вспомоществования бедным римско-католического исповедания (1862–1917), которое регулярно устраивало благотворительные концерты. В 1893 году общество открыло пошивочную мастерскую, где работали девушки из неимущих семей. После январского восстания (1863–1864) на территории бывшей Речи Посполитой, захваченной Российской Империей, деятельность благотворительного общества была запрещена, но в 1895 разрешена вновь. Председателем общества с 1890-х годов и до самого его закрытия был известный польский общественный деятель Александр Ледницкий (Romanow P. Dom Polski w Mosrwie).

В соседнем здании располагалась богадельня св. Филиппа, рассчитанная на 22 человека призреваемых. В 1908 она была перенесена на Малую Грузинскую улицу, где находился другой польский костел, а дом в Милютинском с этого времени сдавался частным лицам. Деньги, выручаемые за аренду, шли на содержание богадельни (ЦГАМ. Ф. 609. Оп. 1. Д. 299. Л. 3).

В конце XIX века при церкви открылась женская гимназия и пансион (ЦГА Москвы. Ф. 609. Оп. 1. Аннотация).

В 1905 году при костеле была построена польская библиотека, ее строительство перед самой своей смертью спонсировал прихожанин храма — меценат шляхетского (дворянского) происхождения Альфонс Шанявский. Здание в готическом стиле было создано по проекту польского архитектора И. П. Залесского, а спустя два года перестроено Э. С. Юдицким. А. Шанявский много делал для развития польской культуры в Москве: софинансировал польские организации и общества, а также завещал часть своего состояния выделить на деятельность польской общины.

До 1905 года поляки не имели возможности официально создавать в Москве польские организации. Исключение составляло только Римско-католическое благотворительное общество, основанное в 1862 году (официально зарегистрировано в 1866 году). Смягчение правовых ограничений принесла революция 1905 года.

Дом Польский

В 1906 году в Москве была основана организация Дом Польский, которая разместилась в здании польской библиотеки. Польские общества такого типа были и в других крупных городах Российской Империи. Обычно при них работали: музыкально-хоровое товарищество, физкультурная организация, женский студенческий и скаутский отделы. Польские дома покровительствовали польским лицеям и издательствам на польском языке. При таких организациях обычно был католический приход с костелом, возведенным на деньги прихожан-поляков. При Доме Польском в Москве был организован также литературно-художественный кружок, в котором, в частности, выступал польский поэт Тадеуш Мичиньский. Работало гимнастическое общество «Сокол», а также студенческая организация «Братская помощь», которая до этого существовала в Москве нелегально.

Деятельность Дома Польского была ориентирована, в первую очередь, на польскую интеллигенцию, представителей которой в Москве было немало. Помимо библиотеки в здании располагались читальный, лекционный и концертный залы, в которых организовывались различные культурные мероприятия: лекции, патриотичные и танцевальные вечера, спектакли (Brzyska M. Książka polska w Rosji w latach 1914–1921).

С 1915 года польская культурная жизнь в Москве стала более насыщенной, это было связано с волной беженцев, прибывших из Польши после начала Первой мировой войны. Среди них было много деятелей культуры. Они организовали в Доме Польском регулярные (два-три раза в неделю) лекции на разные темы: от литературы и истории искусства до языкознания и экономики. По инициативе Дома Польского также устраивались многочисленные концерты, в которых принимали участие польские музыканты, иногда в самом Доме, но чаще в зале Политехнического музея. В них регулярно участвовал хор «Лютня» под руководством Вацлава Лахмана (Romanow P. Dom Polski w Mosrwie).

Не позднее января 1916 года культурно-образовательная секция Дома Польского организовала вечерние курсы по ликвидации безграмотности для польских эмигрантов. На них обучали чтению, письму, счету, а также велись занятия по гигиене и истории Польши. Всего было открыто 10 отделений. За июль—август 1916 года курсы прослушали 364 человека (ГАРФ. Ф. 5115. Оп. 1. Д. 27. Л. 2).

До 1917 года при Доме Польском работало в общей сложности 10 организаций, в том числе Польское общество помощи жертвам войны. В 1918 году здесь был также организован Союз поляков России, но после начала советско-польской войны он был ликвидирован. Вскоре был закрыт и Дом Польский.

Судьба костела свв. Апостолов Петра и Павла

В советские годы польская церковь продолжала действовать, но ее существование находилось под постоянной угрозой из-за развернувшейся широкомасштабной антирелигиозной кампании. По данным ЦГАМ костел был закрыт в 1935 году (ЦГАМ. Ф. 609. Оп. 1. Аннотация, с. 7), по другим данным в 1938 году (В тени Лубянки…). Большевики конфисковали здания, разграбили имущество, в том числе изъяли 35 тыс. книг из польской библиотеки (Romanow P. Dom Polski w Mosrwie), арестовали и сослали в лагеря священников и деятелей польских организаций. «Списки членов приходских советов и тех, кто вносил пожертвования, легли на стол чекистам (для грядущих арестов)» (В тени Лубянки…). Здание польской библиотеки было передано отделу спорта при НКВД, а затем Московскому спортивному комитету. После закрытия церкви планировалось переделать ее под кинотеатр, но этот проект так и не был осуществлен из-за начавшейся войны.

Во время войны костел был почти полностью разрушен попавшей в него авиабомбой. От первоначальной постройки сохранился только фундамент, широкая лестница и кусок задней стены. После войны здание восстановили как административное сооружение, что полностью исказило его исторический облик. Здание бывшего храма национализировано и передано ОАО «Гипроуглемаш», часть его сдается в аренду под офисы. Католическая церковь неоднократно предпринимала попытки вернуть себе храм, но безуспешно.

Здание бывшего костела. 1986 г. Фото: pastvu.com

Здание бывшего костела. 1986 г. Фото: pastvu.com

Место принудительных работ

В начале 1920-х  годов в Польский Клуб (Милютинский пер., д. № 18 стр. 4) на принудительные работы посылались рабочие — польские военнопленные из 1-ой Трудовой Дружины близлежащего Рождественского концентрационного лагеря.

Школа-интернат для детей

В 1920 году помимо польских организаций в одном из зданий по адресу Милютинский пер. 18 была открыта  школа-интернат  для дефективных детей (ЦАГМ. Ф. 1492. Оп. 1. Д. 2. Л. 21), рассчитанный на 170 детей (Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1927 год).

Польское культурно-просветительское общество «Труд» (1922-1927)

В 1920-е годы советское правительство начало всячески поощрять развитие национальных культур народов, проживающих на территории СССР. Это делалось отчасти для того, чтобы расположить к новой власти эти группы населения. В рамках данной политики в Москве стали открываться различные национальные объединения: общества и союзы. В тяжелый условиях послевоенной разрухи они помогали своим членам деньгами, жильем, продуктами.

В 1922 году по инициативе Польского Бюро агитации и пропаганды было образовано польское культурно-просветительское общество «Труд». Решение о его создании было принято 26 февраля 1922 года на общем собрании коммунистов-поляков (присутствовало 220 человек). 21 апреля был официально зарегистрирован устав общества (ЦАГМ. Ф. 1492. Оп. 1. Д. 5. Л. 1), согласно которому главной его целью было «объединение всей польской культурно-просветительской работы и оказание материальной и финансовой поддержки существующим польским школам и другим культурным организациям» (ЦАГМ. Ф. 1492. Оп. 1. Д. 2. Л. 19). «Общество имело возможность брать под патронаж школы, детские дома и другие учреждения при условии полного их содержания» (Крякин Е. Н. Национально-этнические объединения в Москве в период НЭПа…). Вскоре общество «Труд» взяло под свое попечение польский детский дом и школу им. Розы Люксембург, а также детский дом «Красная звездочка».

Таким образом, общество «Труд» стало своего рода правопреемником Дома Польского, оно располагалось в том же здании (д. 18 стр. 4). Но кадровый состав новый организации, по-видимому, сильно отличался от дореволюционного: теперь здесь преобладали поляки-коммунисты. А отношения с костелом, который раньше составлял одно целое с Домом Польским, стали крайне напряженными. Правление общества «Труд» даже обращалось в чрезвычайную жилищную комиссию с просьбой о выселении священников: «… в данном владении находятся еще 2 флигеля, занятые под жилье лицами, не имеющими ничего общего с Обществом как напр. ксендз, купцы и т. д. <…> Общество возбуждает вопрос о выселении из дома по Милютинскому пер. № 18 граждан не состоявших на советской службе и не принадлежащих к рабочему классу» (ЦАГМ. Ф. 1492. Оп. 1. Д. 56. Л. 35)

В течении первых нескольких лет существования общества «Труд» велись споры о характере его деятельности. В 1925 году было избрано новое правление общества, которое постановило, что данная организация должна стать вспомогательным органом партии, выполняющим его директивы и воплощающим в жизнь стоящие перед партией задачи, высказанные через Польбюро.

Общество «Труд» также занималось культурно-просветительской деятельностью. При нем был открыт польский рабочий клуб. Первоначально он расположился в здании на углу Арбата и Поварской улицы. Здесь 26 марта 1922 года состоялось его торжественное открытие, в котором приняли участие 150 человек. После вступительной речи был прочитан доклад «о международной ситуации». Праздник закончился пением песен и записью в члены общества «Труд». В первый день в клуб записалось 60 человек, к 1924 году их насчитывалось уже 170. Клубная секция организовала целый ряд лекций, в основном на политические темы. Например, о рабочем движении в Польше или о деятельности Польских Бюро в СССР и т. п. Ежедневно от 6 до 10 вечера в клубе была открыта читальня газет и журналов, также работала небольшая библиотека марксистской литературы. В конце мая клуб был перенесен в Милютинский переулок (д. 18 стр. 4), в здание, где продолжала работать польская библиотека, при которой также была открыта читальня еженедельников и ежедневных газет. По некоторым данным при обществе «Труд» также работал польский любительский театр.

К 1923 году в ведении общества находилось три домовладения: комплекс зданий в Милютинском переулке, Дом польских коммунистов в Кривоникольском и здание по адресу: Большая Молчановка, д. 3. Несмотря на то, что общество носило некоммерческий характер, ему необходимы были средства для содержания двух польских детских домов и школы, находившихся в плачевном состоянии. Для этой цели общество сдавало частным лицам квартиры в подведомственных ему зданиях. Кроме того, в Милютинском переулке был организован кинотеатр «Сфинкс», небольшой доход с которого также использовался для этой цели. Но вырученных средств часто едва хватало лишь на зарплаты сотрудников, уплату налогов и оплату коммунальных услуг, закупку дров, а также на ремонт, который был крайне необходим. Ситуация осложнялась тем, что не все жильцы своевременно вносили квартплату.

В ЦАГМ сохранился отчет о состоянии одного из домов в Милютинском переулке на 1922 год, красноречиво свидетельствующий об условиях, в которых приходилось находиться многим жителям пореволюционной Москвы:

Некоторые комнаты квартирантами ведутся очень в грязном состоянии, не смотря на то сколько было сделано замечаний с моей стороны. Крыша общежития во многих местах проржавела и при дожде в комнаты второго этажа через потолок падает вода, а после этого в некоторых местах отваливается штукатурка, на что многие жалуются квартиранты. В общежитии не имеется электрического освещения, водопровода и канализации, хотя был раньше водопровод и некоторые трубы уцелели, но они засорены и некоторые проржавели. Что касается уборных, то таковая есть, как в первом, так и во втором этаже, но они служат теперь вместо кладовых… В коридоре первого этажа есть лампа керосиновая которая хоть плохо, но освещает нижний этаж, а во втором этаже и такой нет так, что такая тьма, возможно налететь на что-нибудь<…> общая кухня в которой есть плита и русская печь, но их топить нельзя, плита развалилась, а русская печь засорена в дымоходе… Есть каменное здание с черного ходу общежития которое имеет только крышу худую и стены, а дверей, полу и окон совершенно нет, ето все сломано и в нем набросан разный мусор, даже пользуются жильцы им как уборной. Мусорный ящик переполнен и даже теперь стали бросать около него мусор, так что трудно подойти к сараю который неподалеку находится от мусорного ящика…

ЦАГМ. Ф. 1492. Оп. 1. Д. 56. Л. 21

В декабре 1927 года общество «Труд» было ликвидировано. 

Однако польский рабочий клуб продолжал работать еще на протяжении десяти лет. В 1937 году президиум Моссовета счел «нецелесообразным существование самостоятельных национальных клубов: Латышского, Литовско-Эстоно-Финского, Польского и Китайского», все они были ликвидированы. 

Кинотеатр «Сфинкс»

Одно из помещений в здании, занимаемым обществом «Труд» (18 стр. 4), было переделано под кинотеатр, который начал работать 1 июня 1922 года. Зал был рассчитан на 260 мест, а перед экраном располагалась сцена. Часть помещения сдавалась под буфет. Кинотеатр работал шесть раз в неделю, в будни показывали по три киносеанса, а в праздничные дни — четыре. Кроме того: «определенное количество бесплатных билетов предоставляется каждый день на все киносеансы курсантам Польского Сектора Коммунистического Университета Запада и Курсов Командного Состава „Красные Коммунары“. Кроме того время от времени устраиваются специальные детские киносеансы, лекции, митинги и общие собрания поляков-коммунистов гор. Москвы» (ЦАГМ. Ф. 1492. Оп. 1. Д. 9. Л. 50).

Но вскоре кинотеатр пришлось закрыть из-за того, что был украден киноаппарат. Было решено сдать зал в аренду балетной школе, а также оставить буфет. В 1923 году работа кинозала, по-видимому, возобновилась.

Репрессированные священнослужители и деятели польских организаций

Петр Зелинский (1863–1931) стал настоятелем костела свв. Апостолов Петра и Павла не позднее 1919 года. В марте 1923 года он был арестован и несколько месяцев провел в Бутырской тюрьме. Священника освободили благодаря ультиматуму МИДа Польши от 10 июня 1923 года. В 1926 году у Зелинского была возможность уехать в Польшу, но он предпочел остаться в Москве. В 1927 году его арестовали вновь и приговорили к трем годам ссылки, которую он отбывал сначала в Йошкар-Оле, а затем в Красно-Кокшайске (Коми АССР). После окончания срока ссылки священник поселился в Уфе, т. к. ему было запрещено проживать в шести крупных городах СССР. В последний раз Зелинский был арестован в ноябре 1930 году Его вновь сослали, на этот раз в Усть-Куому, где он и скончался 18 октября 1931 года он сыпного тифа (Книга памяти расстрелянных и погибших в тюрьмах… католических священнослужителей).

Карл Лупинович — с 1924 года настоятель храма свв. апостолов Петра и Павла, с 1926 — Генеральный викарий Московской администратуры. Первый раз священника арестовали 20 февраля 1929 года по подозрению «в шпионаже и участии в контрреволюционной организации», но вскоре освободили. Еще до этого в его квартире в Милютинском переулке неоднократно проводились обыски, в ходе которых изымалась переписка, в том числе с польской диаспорой, личные записи и религиозная литература (ЦАГМ. Ф. 1492. Оп. 2. Д. 2. Л. 2; Д. 1. Л. 20). 18 февраля 1931 года Лупиновича арестовали по групповому делу католического духовенства и мирян. Он обвинялся в том, что:

с 1926 года, имея связь с отдельными сотрудниками польского посольства, информировал последних об арестах римско-католического духовенства, о настроениях польского населения, о положении отдельных приходов, содействовал отдельным лицам подпольного монастыря. Руководил работой по вовлечению детей в жизнь костела, воспитывал их в антисоветском духе. Принимал активное участие в контрреволюционной и антисоветской деятельности хорового кружка.

Цит. по: В тени Лубянки…

По этому делу проходил еще один священник, служивший в храме в Милютинском переулке — отец Михаил Цакуль. Обоих священнослужителей приговорили к трем годам ссылки в Казахстан. В 1933 году Цакуль получил разрешение вернуться в Москву, а Лупинович еще до окончания срока ссылки был арестован повторно и этапирован в Минскую тюрьму, его обвиняли в шпионаже и вновь сослали в Казахстан на три года. В 1936 году Лупиновича судили еще раз и 9 января 1937 года приговорили к десяти годам ИТЛ, затем в декабре 1937 года приговорили к расстрелу. Точная дата и место расстрела священника не известны.

Ян Гжибовский (1892–1937) был заместителем директора польского клуба. Состоял в ВКП(б), происходил из семьи рабочих. Он был арестован 27 июля 1937 года по распоряжению комиссии НКВД и прокуратуры СССР. Его обвинили в контрреволюционной деятельности и принадлежности к ПОВ (Польская организация войскова), которая на тот момент давно уже не существовала. 22 декабря 1937 года он был приговорен к расстрелу, через три дня приговор был приведен в исполнение (Romanow P. Dom Polski w Mosrwie). Ян Гжибовский захоронен на Бутовском полигоне

Мария Костромицкая
Вся Москва. Адресная и справочная книга на 1927 год. М.,1926
ЦГАМ. Римско-католическая Петропавловская церковь, г. Москва. Ф. 609. Оп. 1. Аннотация
Шинкевич С., Заринов Ю. Поляки Российской империи и СССР; историческая справка и характеристика современной ситуации. - М., 1992.