Дети
Вводная статья
1-й детский дом для глухонемых
1-й детский дом для испанских детей
1-й Пионердом на Красной Пресне / 1-й Интернациональный пионерский дом для детей-сирот / Пионердом № 17
10-я загородная школа-колония (бывшее имение Свиблово)
2-й Пионердом / Еврейский пионердом им. III-го Интернационала
3-я Интернациональная школа
Алексеевская сельскохозяйственная школа-колония бывших беспризорников / Алексеевская трудовая коммуна № 78 / Колония «Трудовой путь»
Барак метро № 39. Станция Лосиноостровская
Белорусский вокзал
Берсеневская колония
Битцевский сельскохозяйственный техникум
Болшевская трудкоммуна (г. Королёв)
Брестская больница. Детский дом им. Дзержинского / Изолятор для беспризорных детей им. Ф.Э. Дзержинского
Бутырская тюрьма
Владыкинский лагерь
Воспитательно-профессиональная школа для мальчиков
Вспомогательный институт / Комбинат им. Дзержинского
Гольяновский детский дом / Трудкоммуна Гольяновская
Гражданский колхозный детский дом Лопасненского района
Даниловский детприемник. Отдел по борьбе с детской преступностью и безнадзорностью (Управления рабоче-крестьянской милиции г. Москвы)
Даниловское училище для глухонемых
Деткомиссия ВЦИК / Приемная
Детская колония в Новом Гришине / Лагерный участок «Икша»
Детская колония наркомфина / Трудовая коммуна ОГПУ № 2 им. Дзержинского
Детская колония № 5 «Муравейник» / Детский дом «Муравейник»
Детский городок МОНО в Зачатьевском монастыре (приемник)
Детский дом «Лесной уголок» / Болшевский детский дом № 22 им. Воровского / Средняя школа-интернат для слепых детей
Детский дом «Молодая гвардия»
Детский дом «Новоселки»
Детский дом «Светлый путь» / Детский дом № 6 (шуцбундовцев)
Детский дом в бывшей даче Струкова
Детский дом в Зеленоградском
Детский дом для гонорейных школьников
Детский дом для мальчиков 1-й ступени
Детский дом для морально-дефективных девочек 1-й ступени
Детский дом для морально-дефективных девочек 2-й ступени
Детский дом для нервных детей школьного возраста «Ленинские всходы»
Детский дом для трихофитийных
Детский дом для умственно-отсталых мальчиков 1-й ступени
Детский дом им. Коммунистического Интернационала / им. Розы Люксембург
Детский дом им. Розы Люксембург / Пионер-дом ФОНО
Детский дом им. Тимирязева
Детский дом им. Я. М. Свердлова
Детский дом нервного ребенка / Детский дом №21 для трудновоспитуемых
Детский дом Орехово-Зуевского района
Детский дом Рахмановский
Детский дом № 1
Детский дом № 1 для слепых обоего пола / Московский институт для слепых детей
Детский дом № 22 для гонорейных дошкольников
Детский дом № 3 Мосгороно / Барыбинский детский дом
Детский дом № 36 / Детский дом им. Герцена для трудновоспитуемых мальчиков
Детский дом № 65
Детский дом № 80
Детский поселок «Юная Республика»
Дом для слепых с музыкальным уклоном
Дом отдыха рабочих «Поселок Тарасовка»
Дом ребенка
Дошкольный детский дом им. Н. К. Крупской
Еврейская детская колония / Детский дом им. 3-го Интернационала (еврейский) / Еврейская образцово-показательная детская коммуна
Ермаковский ночлежный дом / Место скопления беспризорников
Журнал «Пионер» / Полиграфический комбинат «Правда»
Завод «Теплоэлектрик»
Завод Лесохима
Зайцевская и Назаровская школы-колонии 2-й ступени
Замоскворецкое районное общество «Друг детей»
Земледельческая трудовая колония / Колония № 100 / Островская школа-колония
Институт трудового воспитания / Институт трудового воспитания для трудновоспитуемых / Детский дом для мальчиков 1-й ступени
Институт трудового воспитания «Новая жизнь»
Казанский вокзал / Вагон-приемник Казанского вокзала
Колония «Майендорф»
Колония № 352
Колония № 7 «Гнездышко»
Колхозный детский дом Внуково
Колхозный детский дом Коломенского района (смешанный)
Колхозный детский дом Луховицы
Колхозный детский дом Малинский
Колхозный детский дом на ст. Хотьково
Колхозный детский дом Новопетровского района
Колхозный детский дом Подольского района
Колхозный детский дом Раменского района
Колхозный детский дом ст. Озеры
Колхозный детский дом Ухтомского района
Комиссия по улучшению жизни детей при Мособлисполкоме рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов
Коммуна «Освобожденный труд» / Колония для малолетних преступников / Трудкоммуна (детский дом) им. 3-го Интернационала
Контора «Стройбетон»
Красные Ворота
Лефортовская тюрьма
Малаховский детский городок
МОНО (Московский отдел народного образования)
Московский приемно-наблюдательный пункт им. А. Д. Калининой для девочек
Московский приемный наблюдательный пункт А. Д. Калининой для мальчиков / Покровский приемник им. Калининой / Эвакуационный распределитель
Мусорные баки близ «Мюра и Мерилиза»
Наркомпрос / Главлит
Опытно-показательная станция охраны детства им. 3-го Интернационала / Трудкоммуна для беспризорных
Педтехникум «Лосиноостровский»
Пионердом. 2-й Пролетарский музей
Приемник в Казанском переулке
Приемник № 1 для мальчиков 8-13 лет
Приемник № 3 для мальчиков-правонарушителей / Приемно-наблюдательный пункт им. Крыленко
Приемник № 4 / Приемник для девочек дошкольного возраста
Пушкинский детский городок МОНО
Пушкинский детский дом № 4
Салтыковская трудкоммуна / Салтыковский детский дом
Сенежские школы-колонии
Серпуховской арестный дом / Московский трудовой дом для несовершеннолетних правонарушителей (Моструддом)
Спецобъект «Бутовский полигон»
Станция «Спон» Наркомпроса (детский дом)
Станция художественного воспитания / Детский дом и школа им. Карла Маркса
Таганская тюрьма
Трудкоммуна «1 Мая» / Колония № 7 / Детский дом № 36
Трудкоммуна им. Савельева / Детский дом им. Савельева
Трудкоммуна № 23 / Колония Пруссы
Трудовая коммуна «Новые горки»
Училище (детский дом) для слепых
Училище для глухонемых (бывший дом Арнольдо-Третьяковых)
ФЗУ Заводстроя
ФЗУ Моспромвентиляции
Центр совета общества «Друг детей»
Черкизовский детский дом
Шаболовская колония
Школа для умственно-дефективных
Школа им. доктора Гааза / Школа им. ВЦИК № 24
Школа ФЗУ «Серп и молот»
Школа ФЗУ Дрезенская
Школа ФЗУ Мясокомбината
Школа-колония / Колония для глухонемых «Сокольниково»
Школьный детский дом «Юный строитель»
Щербинский вагоноремонтный завод
Якиманский арестный, трудовой и исправительный дом
Колхозный детский дом Малинский

Объекты на карте:

Колхозный детский дом Малинский

Колхозный детский дом Малинский

Адрес: Московская обл., Ступинский р-н, с. Авдотьино, усадьба Авдотьино-Тихвинское

Флигель усадьбы Новикова, в которой находился Малинский детский дом. Разрушающееся здание сильно пострадало от пожара в 2006 году. Фото: deadokey.livejournal.com
Деревенский детский дом в конце войны в докладе директора

Один из первый колхозных детский домов Московской области, детский дом в деревне Малинки Чапаевского района был открыт 17 июня 1942 года по инициативе колхоза «Пламя», для чего выделили одно из зданий бывшей усадьбы Авдотьино: двухэтажное, каменное. С известными поправками можно узнать об этом детском доме весьма подробно из доклада директора Щербаковой от 8 июля 1944 года.

Свидетельства директора Щербаковой: Как все начиналось

…В различных селах района организовывали специальные собрания, чтобы рассказать, как трудно живется детям пострадавшим от немецких извергов (…) колхозницы плакали и приносили платья, постельные принадлежности, деньги, материалы. (…)
7 июня 1942 года я никогда не забуду, оно никогда не изгладится из моей памяти — в 11 часов ночи работник НКВД привез нам первую партию детей. Дети были в ужасном состоянии. И целую ночь 17-го июня мы никто не спали. Дети спрашивали: «а сюда фашисты не придут, а нам хлеба дадут?» Целый год мы провели в том, что мы их лечили, и 6 месяцев наш детский дом был скорее лечебницей. Тот колхозный детский дом, который сейчас, это совершенно другой, совершенно другие дети.
На сегодняшний день у нас 68 человек ребят — 32 девочки и 36 мальчиков. За два года от нас ушло 10 ребят, это дети. которые нашли родителей, дети, у которых родители поправились материально. Из всех детей только 12 нашего Малинского района.
Первая задача была поставлена — дать им радостное детство, и эту задачу наши воспитатели вполне осуществили. У нас обслуживающего персонала 6 человек, два метод-инструктора — дошкольного и школьного возраста, и 4 девушки из колхоза. Заведующая методической частью — Малиновская — человек образованный, преданный этому делу, и всю деятельность направляющая к тому, чтобы поднять воспитательскую работу, но для того, чтобы наши воспитатели сумели правильно проводить работу, пришлось в течение двух лет много работать.

Занятия и досуг

Мы организовали небольшой методический уголок, где собрана вся нужная литература, каждый день у нас отведен час для консультаций, проводятся методсовещания. (…)
Воспитатели отлично сознают, что детский дом должен осуществлять задачи коммунистического воспитания. Первая задача, которую мы поставили перед собой — это чтобы детский дом являлся родным домом для ребят, чтобы они не чувствовали тех ужасов, которые они когда-то перенесли. С этой целью мы широко применяем разные кружки самодеятельности. У нас ребята прекрасно танцуют, хоровой кружок у нас работает. Выступали мы со своей самодеятельностью в районном центре на смотре — получили премию, в день 8 марта выступали в своем колхозе.
У нас организованы кукольный и теневой театры, все сделано собственными руками…
Как проводится у нас политическое воспитание? Для того чтобы привить бешеную ненависть к фашистам и любовь к нашей героической Красной Армии, мы информируем ежедневно о том, что делается на фронте Отечественной войны, и ребята это отражают в альбоме «дети отечественной войны».
Мы ведем большую краеведческую работу. Мы организовали кружок имени Новикова, в доме которого мы живем. Новиков родился 200 лет тому назад, это был большой ревнитель русского народа. Мы о нем рассказали детям. Ребята наши подготовили ряд интересных докладов, мы собрали большой материал, день Новикова мы отметили, мы очень многих приглашали из Москвы, приехали 18 человек. Дети перед ними выступали.
У нас проводятся различные экскурсии. Сейчас у нас намечен поход по следам Дмитрия Донского. Он как раз шел через наши села. И 15 июля мы выходим в поход. 7-го августа мы поедем в деревню Мансурово, где В. Талалихин протаранил немецкий бомбардировщик. Кроме того совершаем экскурсию в Москву. Наши отличники — 12 человек — были в Москве. Посетили Центральный дом пионеров, были в театре. В июне вторая партия ездила в Москву, и на днях поедет 3 партия. Они пойдут в музей народов СССР. Пойдут еще раз в Дом Пионеров и т. д.
Переписку с Домом пионеров наши ребята имеют.
Мы стремимся держаться хорошего тона — все работы мы красиво оформляем. Прививаем культуру не только детям, но и техническому персоналу.
С музыкальными инструментами у нас плоховато. Были закуплены инструменты, но вовремя не сумели вывезти. Сейчас нам пошел навстречу клуб, и мы там проводим работу.
Мы никогда не забываем о том, что нашим детям нужно будет трудиться. Поэтому мы ведем борьбу за занятость ребенка, чтобы ребенок не бездельничал. У нас широко развита работа хозяйственная, огородная, и мальчики и девочки у нас моют полы, мальчики и девочки у нас шьют и вышивают, мальчики — тюбетейки (шьют? ред.); у нас организовалось общество друзей вязальных спиц, и взяли на себя обязательство связать носки, сейчас уже связано 25 пар; ночью ходишь и из-под подушки вытаскиваешь спицы вязальные, а то встают пораньше, чтобы больше связать.
Ребята участвуют в общеполезном труде, они помогают нашим колхозникам, по плану два раза в неделю выходят на колхозные огороды, а если нужно, то и чаще. Ребята сами озеленили наш участок, посадили кусты черной смородины, сирени и акации. Имеется самодельный аквариум.
Когда мы отмечали день Мичурина, произвели скрещивание репы с редиской, сейчас дети каждый день ходят и наблюдают.
25-го июня наши ребята ездили в районный центр на слёт передовиков сельского хозяйства. Там они предстали перед теми, кто их материально содержит, они их приветствовали.
Детская газета у нас выходит регулярно раз в месяц. В этой газете ребята пишут сами. Кроме того, выходит газета, в которой участвуют сотрудники.
С шефами у нас не совсем хорошо получается. Нам интересно было получить шефов, которые имеют мануфактуру, но этого мы никак не можем добиться. Индивидуально над нами шефствует т. Денисов — член правительства, он обещает помочь мануфактурой.
Одна из важнейших задач — дать не только всестороннее развитие ребенку, но чтобы он был и физически здоров. С этой целью мы вызвали комиссию врачей, которая наметила какие ребята имеют остатки рахита, кого надо выделить в санаторную группу. Комиссия отобрала таких 12 человек, мы добавили еще 8 человек. Сейчас у нас с 1 июля по 1 сентября открывается санаторная группа, которая пропускает 7 человек. Там ребята получают витаминные жиры и пятикратное питание, врачебный осмотр раз в месяц, медсестра — бывший работник больницы раннего детского туберкулеза, человек очень преданный и очень любящий детей.
Мы ведем большую борьбу за санитарное состояние помещений, чтобы наши технички как следует убирали помещение. В субботу у нас бывает общесанитарный день. В течение недели у нас в каждой комнате все детально убирается, моется, вытряхивается.

Снабжение: продукты и одежда

Если верить докладу директора, с продуктами и со снабжением детского дома дела обстояли неплохо:

Питание — очень хорошее. (…)
Когда я уезжала утром, были блины со сметаной, яйца, сладкий чай, дополнительно дается сырковая масса — это второй завтрак; обед — борщ со сметаной и мясом, каша гречневая и земляничный крем, земляники у нас много; потом в полдник — булочки и ужин — одно блюдо, большей частью овощное.
За месяц у нас двое ребят поправились и прибавили в весе по 400 грамм, двое по 800 и остальные по 1200 грамм. Те, которые прибавили по 400 грамм, пошли на повторную поправку.
Мы ведем деятельную переписку с фронтом. К сожалению, пишут только 6 человек, остальные — круглые сироты, все время имеем с ними связь.
У нас капитан Захаров усыновил одну девочку. Он получил три ордена на фронте Отечетственной войны. Он одинокий.
Каждый день один из колхозов привозит продукты, и тогда бывает проверка — стоит ли нам давать продукты, как мы работаем.
Мы все время на страже.
Взаимоотношения у колхозников с персоналом хорошие.
Каждый колхозник, который приезжает, он спрашивает у ребенка как, тебя не обижают, обязательно что-нибудь подарит ребенку, который к нему прикреплен. Дети всех знают — это мой дедушка приехал, моя тетя. Колхозники берут детей к себе гостить, дети пишут, что живут очень хорошо.
Каждый ребенок закреплен за известным колхозом, и они знают, кто их ребенок. Продукты они привозят не только те, что им полагается, но и сверх того меду привезут килограмм и другое.
Когда был слет, я говорила о трудностях снабжения мануфактурой. Я два года бьюсь. У нас район земледельческий, нет никаких фабрик. Я обращалась в Совнарком, в МОНО — помогают, с трудом, но помогают. Кого не увижу — прошу мануфактуру. Говорила на слете, что для вас ничего не стоит сшить каждому ребенку пальто. Обувь на каждого ребенка у нас есть, ботинки есть. Каждый колхозник должен дать три овчинки на своего ребенка. Дети у нас прилично одеты, но нет у нас темной мануфактуры для мальчиков, это единственный недостаток.
Хорошо нам помогает комсомол, особенно после письма, которое они написали Сталину. Они знают все наши нужды. Я им сообщила, что нужны теплые шапки.
По ремонту мы делаем все сами. Построили склад, амбар, чтобы хранить свои продукты, осенью построим. Мы два раза в год белили свое здание — ко дню Красной Армии и 1-му мая. У нас чисто, хорошо. (…)
Фактически белья имеем по 2 смены (…) у девочек имеем 4 платья, у мальчиков — по 2 костюма. (…)
Мы живем исключительно за счет колхозов. Зарплату получаем деньгами, у меня есть счетовод. Нашу финансовую деятельность проверяет Райсовет, из Наркомфина ко мне приезжали два раза. (…) материально я завишу от колхозов, от Райисполкома, Я сама думала над этим вопросом (кому подчиняется детский дом — ред.) Я подчинена Районо, МОНО (…)

Штат

12 человек у нас учатся, все учатся хорошо. Колхозные девушки у нас работают, окончившие семилетку. До нас нигде не работали. Работают очень хорошо. Все комсомолки.
Я имею среднее образование, стаж специальной дошкольной работы, кончила институт усовершенсования. (Персонал) я сама подобрала на месте.
(…) (Районо) часто приезжают, обследуют. Считается, что это их учреждение. (…)
Зарплату получаем по утвержденной смете такую же, как во всех дд (детских домах — ред.).
Профсоюзная организация у нас есть. Местком работает. Мог бы работать лучше, но она мой заместитель и часто бывает занята хозяйственными делами (…)

Режим дня

Жизнь этого детского дома подстраивалась сразу под две категории детей: Как правило, детские дома строго разделялись на дошкольные и школьные, а Малинский детский дом оказался смешанным. На вопрос о режиме директор Щербакова ответила в докладе:

У меня 12 человек школьников, а все остальные — дошкольники. Мне предложили их разделить, но я это не сделала. Как-то я сказала детям, что у меня есть путевка, и если они будут себя плохо вести — я их отошлю; они всю ночь плакали, я путевку разорвала. Конечно, нам труднее иметь два режима. но все-таки детей нельзя разлучать.

Из доклада Щербаковой также известен и сам режим дня воспитанников. Дети (дошкольники) вставали в 8 часов. Первый час уходил на уборку постелей, зарядку и утренние процедуры. От 9 до 10 часов был завтрак. В 10 часов начинались занятия, в 12.15 — обед и после — сон. Подъем был в 4 часа, а после полдника занятия возобновлялись занятия. Далее — прогулка. «Школьники подымаются раньше и прямо принимаются за мытье полов». По воскресеньям — экскурсии. Трижды в месяц праздновался день рождения ребенка. Дети пекли сами печенье и ходили на прогулку в лес (ГАРФ. Ф. Р-5462. Оп. 20. Д. 128. Л. 41–44).

Дарья Дурнева, Анна Марголис
Источники, литература, ссылки:
ГАРФ Ф. Р-5462. Оп. 20. Д. 128. Л. 41–44