Гулаг в Москве
Вводная статья
Баковлаг и Кунцевские лагеря
Бескудниковские лагеря
Главное здание МГУ
Детская колония в Новом Гришине / Лагерный участок «Икша»
Дулевские лагеря
Измайловские лагеря
Климовские лагеря и колония Юшино
Коломенские лагеря в Голутвине, Щурове, Непецине и Сергиевском
Колония в Новопетровском, Шилове, Марьине и лагеря в Чисмене и Броденках
Колония в поселке Восточный Пронского района
Колония и лагерь в поселке Никольский у Северного Речного вокзала
Краснозаводский и Хотьковский лагеря
Краснопресненская пересыльная тюрьма
Крюковская колония
Лагерь «Косино»
Лагерь «Серебряный бор»
Лагерь в Белых Столбах
Лагерь в Головановском переулке
Лагерь в Лидине под Рузой
Лагерь в Лосино-Петровском при Монинском камвольном комбинате
Лагерь в поселке Гранитный на станции Водники
Лагерь в поселке Часцы
Лагерь в Серебряных Прудах
Лагерь в Ступине при металлургическом заводе
Лагерь в Текстильщиках
Лагерь ВДНХ в Заморинском переулке
Лагерь завода им. Молотова
Лагерь Курьянстроя на станции Перерва
Лагерь на Болшевском машиностроительном заводе
Лагерь на деревообделочном заводе в Новосимоновской слободе
Лагерь на заводе «Станколит»
Лагерь на заводе им. Владимира Ильича
Лагерь на заводе им. Войкова
Лагерь на заводе им. Орджоникидзе
Лагерь на механическом заводе в Гамсоновском переулке
Лагерь на механическом заводе в Химках
Лагерь на станции Трудовая
Лагерь на фармацевтическом заводе в Нижних Котлах
Лагерь на Хорошевском шоссе
Лагерь на Щелковском заводе холодильного оборудования
Лагерь при заводе авиационных двигателей на Соколиной горе
Лагерь при заводе огнеупоров на станции Катуар
Лагерь при кирпичном заводе в Лобне
Лагерь при Тормозном заводе на Лесной улице
Лагерь РАН и МГУ на Калужском шоссе
Лагерь Южная гавань в Кожухове
Лагерь, строивший аэродром в Быкове
Лагерь, строивший Чкаловский и Монинский аэродромы
Лагеря в Дедовске и Новом Иерусалиме
Лагеря в Дзержинском, Октябрьском, Капотне, Люблине и Белой даче
Лагеря в Долгопрудном у деревни Лихачево
Лагеря в Королеве
Лагеря в Люберцах
Лагеря в Марфине и Останкине
Лагеря в Перове
Лагеря в Реутове и Балашихе
Лагеря в Старой Купавне
Лагеря в Электростали
Лагеря во Фрязине и Ивантеевке
Лагеря высотного дома: Котельническая набережная и завод в Лихоборах
Лагеря ЗИС: завод, Велозаводская улица и Васькино
Лагеря МГУ на Ленинских горах, в Лужниках, Черемушках и Раменках
Лагеря на заводах в Карачарове
Лагеря на стройках 1945–1949 годов: Калужская застава, Маяковская, Садово-Триумфальная, 1-я Мещанская, Колхозная — Сухаревка, Стромынка, Колпачный, Пехотная, Панская, Полковая, Саввинская набережная
Лагеря Северной водопроводной станции: деревни Грибки и Заболотье, «Клязьма» — деревни Терпигорьево и Коргашино, «Уча» — деревня Манюхино, станция Лианозово
Можайская колония
Оздоровительные лагерь и колония в Чертанове на Красном Маяке
Поваровский лагерь
Селятинский лагерь
Совхоз «Крекшино»
Талдомская колония в Липино
Толбинский лагерь
Томилинские лагеря
Тушинские лагеря
Управление исправительных лагерей Московской области
Ховринский лагерь
Шаболовская колония
Шатурские лагеря у деревень Пожога, Малеиха, Бармино, Пруды и Сазоново
Щербинские лагеря и колония. Школа и типография ГУЛАГа
Лагерь, строивший аэродром в Быкове

Объекты на карте:

Лагерь при строительстве аэродрома в Быкове

Лагерь, строивший аэродром в Быкове

Адрес: Московская обл., Раменксий р-н, пос. Быково

Лагерь строителей аэродрома в Быкове существовал с октября 1942 года до как минимум сентября 1943 года.

Аэродром Быково. 2015 г. Фото: urban3p.ru​​

Аэродром Быково. 2015 г. Фото:

Процент женского труда

На существовавшем в Быково до войны аэродроме осенью 1942 года начали строительство «объекта 1504» — так назывался Быковский аэродром в сводках Управления аэродромного строительства. Оно было закончено 1 июля 1943 года.

С началом строительства был создан лагерь для заключенных. 29 января партийная ячейка отдельного лагерного пункта — «ОЛП строительства 1504» — проводила 6-е собрание. (Этот протокол — первый из сохранившихся, при этом обычно ячейка собиралась один или два раза в месяц.) 24 июня 1943 года начальник лагеря тов. Волков сообщил на партсобрании: «Строительство аэродрома мы должны закончить 1 июля». По отчету «объекта 1504»:

Основным контингентом рабсилы, производящей работы, были з/к, которые составляли 97% от всех рабочих. Вольнонаемные <использовались> на неосновном производстве автогужтранспорте и охрана. <…> На строительстве использовались малоквалифицированные з/к с большим процентом женского труда и которые в первый период пребывания на работе применялись пониженные нормы…

Последнее уточнение, видимо, связано с тем, что в сводках о состоянии лагерей 1943 года отмечены убытки в «ОЛП <при строительстве> 1504». В конце июня в лагере было около шестисот человек, и количество заключенных, как доложил тов. Волков, должно было сократиться:

С 1 июля мы уже начнем перебрасывать по частям рабочую силу на строительство Измайловского аэродрома. К первому июлю у нас в лагере должно остаться не больше 300 человек В связи с окончанием строительства мы готовим освобождение 300 з/к з/к хорошо работающих на строительстве.

ЦГА Москвы. Ф. П2264. Оп. 1. Д. 160. Л. 48

Каким был «процент женского труда» на строительстве в Быкове, в отчете не указано, но известно, каким он был на строительстве упомянутого в докладе тов. Волкова Измайловского аэропорта. Количество заключенных в этом лагере менялось, но соотношение разных групп сохранялось. В сентябре 1943 года заключенных было больше всего: в лагере находились 526 женщин, 217 подростков и 131 мужчина.

Подростки строили и Быковский аэродром. Бывший начальником ОЛП в январе 1943 года тов. Прохорский, подводя итоги, предупреждал администрацию лагеря: «Имели ряд трудностей 1942 году. …надо обратить внимание на малолеток, подготовить бригадиров из старших заключенных». Трудности, видимо, сохранились, и о том, как с ними справлялись, рапортовал уже тов. Волков:

Вторая задача, кот. мы решили, это очистка лагеря от дезорганизаторов и отказчиков. Вывезено на пересылку 300 человек.

Там же

Другая сторона выполнения этой задачи отмечена в отчете лагерного управления в августе 1943 года: «Проведена большая работа по наполнению рабочей силой ОЛП при строительстве 1504». В этом же отчете отмечено, что в лагере не хватало кипяченой воды, нет бани и дезкамеры, столовой. Очевидно, поэтому лагерь был одним из трех самых дизентерийных (еще два: на заводе. им. Ухтомского в Люберцах и на строительстве аэродрома в Тушине).

Роль ВОХР

Волков, постановивший «построить аэродром в срок и лучшего качества», видимо, не только «очищал» лагерь, но благоустраивал быт заключенных. Члены партии ставили начальнику на вид, что «з/к живут лучше, чем охрана». В частности, начальник не разрешал служащим лагеря использовать заключенных в личном хозяйстве. Эти обстоятельства также отметила лагерная партячейка:

Бытовые условия з/к з/к стали налаживаться… недостатки ...посадка огородов в/н (вольнонаемных. – Е.Н.) не организована, пущена на самотек, на самоопределение <...> тов. Волков признал ошибки. Недооценивает роль ВОХР (военизированной охраны. – Е.Н.) не интересуется работой охраны, не проявляет достаточной заботы в части улучшения питания охраны.

ЦГА Москвы. Ф. П2264. Оп. 1. Д. 160. Л. 47

Была ли часть строителей освобождена, неизвестно. Лагерь продолжал существовать и после того, как аэродром был построен, и когда он был закрыт, неизвестно. Видимо, решения по поводу закрытия или оставления лагеря долго не было. 8 сентября 1943 года новый начальник ОЛП тов. Рогачев объяснял собравшимся коммунистам: «Мы не знаем, будет существовать лагерь зимой или нет. Средств на подготовку нет. Подготовка идет за счет своих ресурсов». Вскоре лагерь, похоже, был все же закрыт: «ликвидационный отчет» о строительстве был составлен на 1 января 1944 года:

Сделано покрытие. Объект сдан авиагарнизону в эксплуатацию с оценкой хорошо.

Евгений Натаров