Принудительный труд
Вводная статья
Андрониковский (Андроньевский) концлагерь
Белостокский военный госпиталь
Большой театр
Брестская больница. Детский дом им. Дзержинского / Изолятор для беспризорных детей им. Ф.Э. Дзержинского
Владыкинский лагерь
Всероссийский главный штаб
Вулканизационный завод
ВЧК при СНК РСФСР (до мая 1919)
Главное политическое управление НКПС
Главпрофобр
Главспичка
Гостиница «Люкс»
Губкожа
Детский дом им. Розы Люксембург / Пионер-дом ФОНО
Дипломатические миссии и иностранные представительства
Дом отдыха рабочих «Поселок Тарасовка»
Дом Польский/ Храм Святых апостолов Петра и Павла
Дома Советов
Дроболитейный патронный завод
Ермаковский ночлежный дом / Место скопления беспризорников
Завод «Динамо»
Завод «КОСА»
Знаменский лагерь принудительных работ
Имение «Коробково»
Институт экспериментальной ветеринарии
Кожуховский концлагерь
Коломенские лагеря в Голутвине, Щурове, Непецине и Сергиевском
Котельный завод им. Бари / ОТБ-11
Лагерь Казанской железной дороги. Лагерь принудительных работ № 1
Ленинградский вокзал
Лианозовский лагерь
Миусский авторемонтный завод
МОГЭС / ОТБ-12
МОНО (Московский отдел народного образования)
Мосвид
Московская пуговичная мастерская
Московский Газовый завод
Московское комендантское управление (военкомат)
Моссовет
МЧК / УНКВД Москвы и Московской области / Тюрьма московского областного управления НКВД
Наркомвнешторг РСФСР
Наркомздрав
Наркоминдел РСФСР / МИД СССР
Наркомпрос. Политуправ Республики
Новопесковский (Ново-Песковский) концлагерь
Павелецкий вокзал
Пионердом. 2-й Пролетарский музей
Покровский лагерь, Принкуст
Поломка дома на Малой Бронной
Полянский арматурный завод
Похоронный отдел МКХ
Приемная НКВД / МПКК / Помполит
Рождественский лагерь
Санаторий «Ховрино»
Сокольнический лагерь / лагерь при заводе «Проводник»
Станции железной дороги
Театр «Эрмитаж»
Театр П. П. Струйского
Трудовая артель «Древотруд»
Управление автотранспортом Наркомпрода
Ходынская больница
Центропечать
Центропленбеж / Центрэвак / Главное управление принудительных работ (ГУПР) при НКВД РСФСР
Электрострой
Ярославский вокзал
Наркомпрос. Политуправ Республики

Объекты на карте:

Наркомпрос
Наркомпрос / Политуправ республики

Наркомпрос. Политуправ Республики

Адрес: г. Москва, Сретенский б-р, д. 6

В первой половине 1920-х годов Наркомат просвещения РСФСР и его отделы, а также Политическое управление Реввоенсовета Республики находились по данному адресу, занимая одно из самых красивых зданий Москвы — доходный дом, до революции принадлежащий страховому обществу «Россия».

Сретенский бульвар. Дома Страхового общества «Россия». Начало 20 в. Фото: oldmos.ru

Сретенский бульвар. Дома Страхового общества «Россия». Начало 20 в. Фото: oldmos.ru

Дом страхового общества «Россия» на Стретенском бульваре

Дом, который фактически занимает целый квартал, состоит из двух корпусов, построенных в 1899–1902 годах архитекторами Н. М. Проскуриным и А. И. фон Гогеном по заказу страхового общества «Россия». Здания доходного дома стали одними из самых комфортабельных и технически оснащенных в Москве, их роскошные квартиры были предназначены для сдачи состоятельным жильцам.

В Доме было 148 комфортабельных квартир площадью от 200 до 400 квадратных метров. Высота потолков в разных квартирах от 3.8 м. до 4.2 м. <…> В подвале дома размещались восемь отопительных котлов, насосы, вентиляционные установки. <.>Электроснабжение и освещение обеспечивала собственная электростанция <…> Питьевая вода добывалась из артезианской скважины глубиной 50 метров. В Доме имелись электрические лифты. Во всех квартирах были кухни с готовочными печами и мойками, отдельные ванные и ватерклозет. В подвале и на чердаке дома размещалась прачечные.

Несмотря на то, что часть архитектурного оформления дома не сохранилась до наших дней, оставшиеся украшения его фасадов — саламандры, летучие мыши, греческие богини, макаруны — сделали его одним из самых известных домов столицы. Знаменитый архитектор Ле Корбюзье в один из своих приездов в Москву назвал его одним из самых красивых в Москве.

В советские годы часть квартир дома была разделена и превращена в коммунальные квартиры, а часть помещений отдана различным учреждениям.

Наркомпрос РСФСР

Наркомат просвещения РСФСР был сформирован к концу 1917 года. В его ведение вошло централизованное руководство фактически всеми отраслями культурно-гуманитарной сферы страны: образованием, наукой, библиотечным делом, книгоиздательством, музеями, театром и кино, клубами, парками культуры и отдыха, охраной памятников архитектуры, творческими объединениями, международными культурными связями и другими областями.

Первым наркомом просвещения стал активный участник Февральской революции, писатель и переводчик Анатолий Васильевич Луначарский (1975–1933), «Миноносец „Легкомысленный“», как называл его Владимир Ильич Ленин, один из самых неоднозначных государственных деятелей страны. В Наркомате просвещения также работала Надежда Константиновна Крупская, жена В. И. Ленина.

В конце 1920 — начале 1921 годов заключенные Ордынского лагеря посылались на принудительные работы с распределением в Наркомпрос (ГАРФ. Ф. Р4042. Оп. 1а. Д. 28. Л. 2–3). Летом 1921 года по направлению Наркомпроса военнопленные поляки работали в административно-хозяйственном отделе Московского государственного университета (ГАРФ. Ф. Р4042. Оп. 1а. Д. 32. Л. 261).

В 1925 году Наркомпрос переезжает в дом № 6 по Чистопрудному бульвару.

Луначарский работал наркомом до 1929 года, затем его сменил Андрей Сергеевич Бубнов (арестован в 1937 году, в 1938-ом расстрелян на полигоне «Коммунарка» по приговору ВКВС СССР). До 1940 года наркомом просвещения СССР был Петр Андреевич Тюркин (арестован в 1949 году, умер в 1950-ом в Бутырской тюрьме в Москве).

Главпрофобр НКП

Главный комитет профессионально-технического образования был учрежден в составе Наркомата просвещения РСФСР в январе 1920 года на основе Секции профессионально-технического образования, существующей в составе НКП с лета 1919 года (см. Декрет СНК РСФСР «О преобразовании Секции профтехобразования в Главный комитет профтехобразования (Главпрофобр)»).

На комитет было возложено руководство профессионально-техническим образованием в стране и координация деятельности ведомств по подготовке рабочей силы. В его ведении находились школы, ФЗУ, техникумы, рабфаки, вузы, программы и курсы по повышению квалификации рабочих.

В 1921 году узники Покровского лагеря были в рабочих камандировках с распределением в Главпрофобр (ГАРФ. Ф. Р4042. Оп. 1а. Д. 28. Л. 2–3).

По распределению этой же организации при НКП РСФСР заключенные Покровского лагеря также работали по адресу: ул. Поварская, дом № 41

Политуправ Республики

В 1921 году принудработники 1-ой Трудовой дружины Рождественского концентрационного лагеря работали в Политуправе Республики, находящемся также по адресу: Сретенский бульвар, дом № 6 (ГАРФ. Ф. Р4042. Оп. 1а.  Д.28. Л. 2–3). Политическое управление Революционного Военного Совета Республики (ПУР РВСР) было центральным военно-политическим органом, руководящим партийно-политической работой в Вооруженных Силах.

Новый ЛЕФ: Журнал левого фронта искусств. М.: Госиздат. 1927. № 6. Источник: vnikitskom.ru

Новый ЛЕФ: Журнал левого фронта искусств. М.: Госиздат. 1927. № 6. Источник: 

Существовавшее с 1918 года Всероссийское бюро военных комиссаров в апреле 1919 года было преобразовано в Политический отдел РВСР, который с 15 мая этого же года стал именоваться Политическим управлением РВС Республики. В годы Гражданской войны ПУР возглавлял работу политорганов, мобилизируя армейских коммунистов на «разгром белогвардейцев и интервентов» (БСЭ. С. 573). С 1924 года орган стал называться Политуправлением Красной Армии (ПУР РККА). Первым председателем Революционного Военного Совета Республики был Лев Троцкий, в 1925 году — Михаил Фрунзе, а затем — Климент Ворошилов, который вместе с Иосифом Сталиным визировал «расстрельные списки» (stalin.memo.ru).

Фото-Кино отдел НКП

Адрес: г. Москва, Малый Гнездниковский пер., д. 7

В 1920 году заключенные московского Покровского концентрационного лагеря работали в Фото-кино отделе Наркомата просвещения РСФСР, находящемся по данному адресу (ГАФР Ф.Р393 Оп.89. Д.259 Л.16.). 

Данный отдел в составе НКП существовал с 1918 года, c 1919 года его полное название - Всероссийский Фото-Кино Отдел Наркомпроса РСФСР. Декретом СНК РСФСР от 27 августа 1919 года вся фотографическая и кинематографическая промышленность в стране была национализирована.

Фото-Кино Отдел НКП размещался в старомосковском особняке, заложенном еще в середине 18 века.

Четырёхэтажным он [особняк — прим. ред.] был не всегда. Полагают, что два первых его этажа остались от XVIII века. Любопытные сохранились сведения о его хозяевах.
В начале XIX века ими были сыновья Фёдора Орлова, одного из братьев Орловых, которые возвели на русский трон Екатерину II. В 1880-м особняк приобрёл известный в Москве богач Г. М. Лианозов, который обратился к архитектору И. П. Херодинову, и тот изменил фасад здания и возвёл левую и правую пристройки. Незадолго до 1917-го года особняк арендовал Чибрарио де Годен, представлявший в Москве кинофирму «Транс-Атлантик». Вот когда он (особняк) оказался связанным с кинематографией. При большевиках с 1918-го года здесь располагались сначала кинофотоотдел при Наркомпросе, а потом Совкино, после него (но это уже через много лет) — Министерство кинематографии. Надстроили особняк в 1925-м году. Наверху изобразили рабочего с молотом и с катушкой киноплёнки в руках.

Красухин Г. Путеводитель по судьбе: От Малого до Большого Гнездниковского переулка

Вспоминает Нелли Морозова, которая работала редактором Сценарно-постановочного отдела Министерства кинематографии СССР: 

Судьба каждого сценария и фильма зависела от этого верховного судилища. <…>
Министерство помещалось в бывшем особняке миллионера Лианозова. Худсовет заседал в парадном зале. Стол, покрытый зеленым сукном, образовывал букву «Т». Во главе восседал председатель Ильичев, члены совета – друг против друга. За отдельным столом слева от Ильичева – министр Большаков. Это была продуманная позиция: не рядом с Ильичевым, а отдельно, как бы не ставя точки на «i» в иерархии власти. Справа столик стенографисток.
У стены на диване и нескольких стульях лицом ко всей длине зала и судилищу жались редактура и авторы, сценаристы и режиссеры, лица которых были белее мраморных ступеней, ведущих в зал. Нередко дело кончалось обмороками и нашатырным спиртом в тесной редакторской каморке или в малом кабинете Большакова, если автор был именитый. А иногда и домашним инфарктом. <…>
Ибо только один человек в стране волен был определять идеологическую стерильность любого произведения искусства. 

Морозова Н. Мое пристрастие к Диккенсу (c. 327-328)

Фильм-агитка «Уплотнение» (1918 г.) по сценарию Анатолия Луначарского.

Сегодня здание принадлежит Министерству культуры Российской Федерации.

Большая Советская Энциклопедия / под общ. ред. Н. И. Бухарина, В. В. Куйбышева, В. М. Молотова и др. М., 1929
Морозова Н. Мое пристрастие к Диккенсу: Семейная хроника. ХХ век. М.: Новый хронограф, 2011