Гулаг в Москве
Вводная статья
Баковлаг и Кунцевские лагеря
Бескудниковские лагеря
Главное здание МГУ
Детская колония в Новом Гришине / Лагерный участок «Икша»
Дулевские лагеря
Измайловские лагеря
Климовские лагеря и колония Юшино
Коломенские лагеря в Голутвине, Щурове, Непецине и Сергиевском
Колония в Новопетровском, Шилове, Марьине и лагеря в Чисмене и Броденках
Колония в поселке Восточный Пронского района
Колония и лагерь в поселке Никольский у Северного Речного вокзала
Краснозаводский и Хотьковский лагеря
Краснопресненская пересыльная тюрьма
Крюковская колония
Лагерь «Косино»
Лагерь «Серебряный бор»
Лагерь в Белых Столбах
Лагерь в Головановском переулке
Лагерь в Лидине под Рузой
Лагерь в Лосино-Петровском при Монинском камвольном комбинате
Лагерь в поселке Гранитный на станции Водники
Лагерь в поселке Часцы
Лагерь в Серебряных Прудах
Лагерь в Ступине при металлургическом заводе
Лагерь в Текстильщиках
Лагерь ВДНХ в Заморинском переулке
Лагерь завода им. Молотова
Лагерь Курьянстроя на станции Перерва
Лагерь на Болшевском машиностроительном заводе
Лагерь на деревообделочном заводе в Новосимоновской слободе
Лагерь на заводе «Станколит»
Лагерь на заводе им. Владимира Ильича
Лагерь на заводе им. Войкова
Лагерь на заводе им. Орджоникидзе
Лагерь на механическом заводе в Гамсоновском переулке
Лагерь на механическом заводе в Химках
Лагерь на станции Трудовая
Лагерь на фармацевтическом заводе в Нижних Котлах
Лагерь на Хорошевском шоссе
Лагерь на Щелковском заводе холодильного оборудования
Лагерь при заводе авиационных двигателей на Соколиной горе
Лагерь при заводе огнеупоров на станции Катуар
Лагерь при кирпичном заводе в Лобне
Лагерь при Тормозном заводе на Лесной улице
Лагерь РАН и МГУ на Калужском шоссе
Лагерь Южная гавань в Кожухове
Лагерь, строивший аэродром в Быкове
Лагерь, строивший Чкаловский и Монинский аэродромы
Лагеря в Дедовске и Новом Иерусалиме
Лагеря в Дзержинском, Октябрьском, Капотне, Люблине и Белой даче
Лагеря в Долгопрудном у деревни Лихачево
Лагеря в Королеве
Лагеря в Люберцах
Лагеря в Марфине и Останкине
Лагеря в Перове
Лагеря в Реутове и Балашихе
Лагеря в Старой Купавне
Лагеря в Электростали
Лагеря во Фрязине и Ивантеевке
Лагеря высотного дома: Котельническая набережная и завод в Лихоборах
Лагеря ЗИС: завод, Велозаводская улица и Васькино
Лагеря МГУ на Ленинских горах, в Лужниках, Черемушках и Раменках
Лагеря на заводах в Карачарове
Лагеря на стройках 1945–1949 годов: Калужская застава, Маяковская, Садово-Триумфальная, 1-я Мещанская, Колхозная — Сухаревка, Стромынка, Колпачный, Пехотная, Панская, Полковая, Саввинская набережная
Лагеря Северной водопроводной станции: деревни Грибки и Заболотье, «Клязьма» — деревни Терпигорьево и Коргашино, «Уча» — деревня Манюхино, станция Лианозово
Можайская колония
Оздоровительные лагерь и колония в Чертанове на Красном Маяке
Поваровский лагерь
Селятинский лагерь
Совхоз «Крекшино»
Талдомская колония в Липино
Толбинский лагерь
Томилинские лагеря
Тушинские лагеря
Управление исправительных лагерей Московской области
Ховринский лагерь
Шаболовская колония
Шатурские лагеря у деревень Пожога, Малеиха, Бармино, Пруды и Сазоново
Щербинские лагеря и колония. Школа и типография ГУЛАГа
Лагерь, строивший Чкаловский и Монинский аэродромы

Объекты на карте:

Лагерь при строительстве аэродрома Монино
Лагерь при строительстве аэропорта Чкаловский

Лагерь, строивший Чкаловский и Монинский аэродромы

После того как заключенные построили аэродром в Монине, лагерь переехал на Медвежьи озера.

Аэродром Чкаловский. 2010 г. Фото: andreev-e.ru

Аэродром Чкаловский. 2010 г. Фото:

Монино

В списках строек Управления аэродромного строительства Монинский аэродром назывался «строительством 1746».

Лагерь в Монине существовал несколько месяцев. Проверка в лагерях, проведенная в августе, отметила трехъярусные нары в ОЛП <при строительстве> 1746. Трехъярусные нары были лучше, чем сплошные, на которых у заключенного не было отдельного места, но хуже, чем более устойчивые и гигиеничные двухъярусные, которые имелись в большинстве мест заключения Управления исправительных лагерей Московской области. В Монинском лагере не было бани, дезкамеры, и у него единственного «совершенно нет» столовой. Кроме того, в лагере не хватало кипяченой воды, а больных брюшным тифом было больше, чем в любом другом лагере Московской области в 1943 году.

Первого января 1944 года в лагере находились 207 заключенных.

После того как строительство в Монине было закончено, ГОКО (Государственный объединенный комитет обороны) издал 11 мая приказ о «перебазировании всего хозяйства и личного состава строительства 1746 из Монино в Медвежьи озера».

Первые месяцы «перебазирование» происходило одновременно со строительством аэродрома. Объясняя в отчете превышение расходов, его автор ссылался на то, что «из-за отсутствия помещения для размещения рабочих з/к з/к строительство вынуждено было транспортировать автомашинами рабочих, занятых на постройке лагеря, за 30 клм» — видимо, из Монина. 

Чкаловский

Строительство Чкаловского аэродрома у Медвежьих озер в 1943 году получило номер 1704/148, в лагерном обиходе его называли только второй частью номера — 148. Этот номер был у Чкаловского аэродрома в начале 40-х годов. В это время его также строили заключенные — 23 апреля 1941 года на стройку были направлены 690 человек, и требовалось еще 2500.

В конце июля или начале августа 1943 года новый лагерь для заключенных в Чкаловском достроили. К 5 ноября 1943 года, когда создали партячейку «ОЛП при строительстве 148», коммунисты лагеря провели шесть собраний. Обычно ячейка собиралась раз или два раза в месяц. На аэродроме заключенные меняли кирпичное покрытие на «черное» — смесь битума и гравия.

…отсутствие некоторых механизмов как, например, рипера (нож для почвы. — Е.Н.) и тракторов в июле месяце привело к тому, что все земляные работы по устройству корыта ВПП производились вручную, на что было затрачено 6000 человекодней.

В строительном отчете сообщается среднее число заключенных в лагере: «508 человек, из них женщин 330». Строители аэродрома были истощены и работали, как отмечает отчет, плохо: «низкий уровень заработной платы обусловлен невыполнением норм выработки», а «невыполнение единых норм выработки связано с наличием контингента рабочих з/к з/к неквалифицированных, не имеющих строительных навыков, наличием подростков и слабосилки — составляющих 10% от общего числа рабочих".

Аэродром строили 445 заключенных. Еще 152 человека были приписаны к «неосновному производству», из них 139 — работали. О занятиях этих заключенных отчет ничего не сообщает. Летом заключенных в лагере было больше пятисот, поскольку с 1 января 1944 года по январь 1945 года в лагерь поступили 907 заключенных, 764 были из него отправлены. Первого января 1945 года в лагере остались 360 человек. Часть заключенных была отправлена в Электросталь на строительство завода. 3-го января 1945 год начальник элетростальсткого ОЛП  сокрушался на партсобрании: "… т. Бухарин завез слабый народ из ОЛП 1704. Его вина".  

Поскольку лагерь не закрыли осенью, он просуществовал еще как минимум несколько месяцев, но когда был закрыт — неизвестно. Последний доступный протокол лагерной партячейки составлен 11 ноября 1943 года, через неделю после первого, и не позволяет достоверно предположить время закрытия лагеря.

Кроме заключенных, аэродром строили 40 человек вольнонаемных: шоферы и подсобные рабочие.

Евгений Натаров