Принудительный труд
Вводная статья
Андрониковский (Андроньевский) концлагерь
Белостокский военный госпиталь
Большой театр
Брестская больница. Детский дом им. Дзержинского / Изолятор для беспризорных детей им. Ф.Э. Дзержинского
Владыкинский лагерь
Всероссийский главный штаб
Вулканизационный завод
ВЧК при СНК РСФСР (до мая 1919)
Главное политическое управление НКПС
Главпрофобр
Главспичка
Гостиница «Люкс»
Губкожа
Детский дом им. Розы Люксембург / Пионер-дом ФОНО
Дипломатические миссии и иностранные представительства
Дом отдыха рабочих «Поселок Тарасовка»
Дом Польский/ Храм Святых апостолов Петра и Павла
Дома Советов
Дроболитейный патронный завод
Ермаковский ночлежный дом / Место скопления беспризорников
Завод «Динамо»
Завод «КОСА»
Знаменский лагерь принудительных работ
Имение «Коробково»
Институт экспериментальной ветеринарии
Кожуховский концлагерь
Коломенские лагеря в Голутвине, Щурове, Непецине и Сергиевском
Котельный завод им. Бари / ОТБ-11
Лагерь Казанской железной дороги. Лагерь принудительных работ № 1
Ленинградский вокзал
Лианозовский лагерь
Миусский авторемонтный завод
МОГЭС / ОТБ-12
МОНО (Московский отдел народного образования)
Мосвид
Московская пуговичная мастерская
Московский Газовый завод
Московское комендантское управление (военкомат)
Моссовет
МЧК / УНКВД Москвы и Московской области / Тюрьма московского областного управления НКВД
Наркомвнешторг РСФСР
Наркомздрав
Наркоминдел РСФСР / МИД СССР
Наркомпрос. Политуправ Республики
Новопесковский (Ново-Песковский) концлагерь
Павелецкий вокзал
Пионердом. 2-й Пролетарский музей
Покровский лагерь, Принкуст
Поломка дома на Малой Бронной
Полянский арматурный завод
Похоронный отдел МКХ
Приемная НКВД / МПКК / Помполит
Рождественский лагерь
Санаторий «Ховрино»
Сокольнический лагерь / лагерь при заводе «Проводник»
Станции железной дороги
Театр «Эрмитаж»
Театр П. П. Струйского
Трудовая артель «Древотруд»
Управление автотранспортом Наркомпрода
Ходынская больница
Центропечать
Центропленбеж / Центрэвак / Главное управление принудительных работ (ГУПР) при НКВД РСФСР
Электрострой
Ярославский вокзал
Завод «Динамо»

Объекты на карте:

Завод «Динамо»

Завод «Динамо»

Адрес: Москва, ул. Ленинская Слобода, д. 26

Уже с начала 1920-х годов здесь использовали принудительный труд — сначала военнопленных поляков, а после, в 1930-е — заключенных специалистов, которые должны были наладить производство электровозов. К середине 1932 года здесь уже построили первую модель ВЛ19, а через три года открылась первая очередь метро, оснащённая оборудованием этого завода.

Электромашиностроительный завод «Динамо». 1930-е гг. Фото: PastVu

Электромашиностроительный завод «Динамо». 1930-е гг. Фото:

Завод был основан 12 мая 1897года на базе бельгийского акционерного общества. Именовался «Центральным электрическим обществом в Москве» и выпускал электрические генераторы, двигатели и электрооборудование для подъемных кранов.

С 1913 года завод продан русскому промышленнику Н. Н. Глебову и назван «Русским электрическим обществом „Динамо“».

В 1921 году сюда на принудительные работы были откомандированы военнопленные поляки из XI трудовой дружины (ГАРФ. Ф. Р-4042. Оп. 1а. Д. 32. Л. 201).

В 1923 году во имя совершенствования физической и боевой подготовки личного состава ОГПУ была создана его ведомственная организация — пролетарское спортивное общество «Динамо». Оно получило свое название по предложению Л. Недоли-Гончаренко, начальника политотдела ГПУ, бывшего рабочего завода «Динамо».

Электровозы и секции первых электропоездов, собранные на заводе, ходили с Северного (Ярославского) вокзала до Загорска с 1929 года.

О работах осужденных специалистов

Из справки ЭКУ ОГПУ СССР генеральному секретарю ЦК ВКП(б) И. В. Сталину о работах осужденных специалистов при техническом отделе ЭКУ ОГПУ в 1931 году:

ЭЛЕКТРОВОЗОСТРОЕНИЕ
Организована новая особая группа на заводе «Динамо», ставящая себе задачей наладить и запустить в производство строение электровозов.
Группа произвела обследование завода «Динамо» и наметила план работы для создания производства электровозов.
В план входит: а) разработка всех технологических процессов; б) разработка производственных операций; в) выбор материалов для работы горячих вспомогательных цехов; г) установление внутризаводского транспорта; д) определение техно-экономических вопросов по производству электровозов и т. п. По намеченному плану, установлен группой и принят Заводоуправлением технологический процесс производства и проект монтажа электровозов по системе продольно-принудительного потока, осуществляемого на путях монтажного пролета.
На 1932 г., в зависимости от нормального поступления кузовов с Коломенского завода, намечено к выпуску: в июне 1 (опытный) 132 тн. электровоз; в августе 2 электровоза, в сентябре 3, в октябре, ноябре и декабре по 10 электровозов ежемесячно.

К 1 мая 1932 года завод выпустил первые в СССР тяговые электродвигатели для электровозов, а 6 ноября был построен первый электровоз советской разработки — ВЛ19.

В 1935 году предприятие стало Московским электромашиностроительным заводом им. С. М. Кирова. Сконструированным на заводе оборудованием оснащались первые отечественные электровозы серии ВЛ, первые отечественные троллейбусы, первая очередь Московского метрополитена. Предприятие несколько раз реконструировалось, постоянно увеличивая ассортимент продукции. В годы Великой Отечественной войны на заводе выпускали минометы, снаряды, ремонтировали танки.