ГМИИ им. Пушкина

Адрес: Москва, ул. Волхонка, д. 12

С декабря 1949 года залы Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина были отданы под хранение многочисленных подарков, которые присылали Сталину трудящиеся СССР и зарубежья по случаю 70-тилетия. Однако для самого музея эта триумфальная статистика чуть не обернулась катастрофой.

ГМИИ в 1955–1957 гг. Фото: PastVu

ГМИИ в 1955–1957 гг. Фото: PastVu

Выставка должна была наглядно засвидетельствовать любовь к вождю миллионов советских и зарубежных трудящихся, поэтому к ее организации в Кремле подошли с особой тщательностью. По решению Политбюро, директором выставки была назначена возглавлявшая Музей революции Анастасия Толстихина, а в помощь ей выделили людей из отдела пропаганды и агитации ЦК, управделами ЦК и комитета по делам искусств при Совете министров СССР (РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 1379. Л. 53).

Весь декабрь «Правда» ежедневно публиковала сводки о поступивших подарках. В подробностях описывалось, как из стран народной демократии отправляются целые поезда с подарками, а среднеазиатские республики соревнуются в ковроткачестве, стремясь превзойти соседей в искусстве создания тканых портретов вождя.

По сведениям историка Е. Громова, любивший точную статистику Сталин получил обстоятельный доклад о поступивших подарках:

В связи с 70-летием поступило 15040 подарков и более 800 тысяч рапортов, благодарственных писем и адресов. Кроме того, в течение последних двадцати пяти лет на имя товарища Сталина было прислано 4140 подарков и 104048 рапортов, благодарственных писем и адресов. Всего на 15 апреля 1950 года поступило 19180 подарков и около миллиона рапортов, благодарственных писем и адресов. Подарки и пр. шли со всех концов мира. Поступление продолжается.

Громов Е. Сталин: искусство и власть. М., 2003. С. 459

Подарки Сталину в ГМИИ им. Пушкина

Подарки Сталину в ГМИИ им. Пушкина

Однако для самого музея эта триумфальная статистика грозила обернуться катастрофой.

10 декабря 1949 года руководство ГМИИ получило неожиданное распоряжение комитета по делам искусств при Совмине СССР об организации новой экспозиции. Поскольку выставка была объявлена режимным объектом, 30 сотрудников музея в тот же день были уволены, а оставшиеся должны были являться на работу сверхурочно, чтобы в рекордные сроки (с помощью солдат, присланных из Кремля) демонтировать постоянную экспозицию.

Совместными усилиями было освобождено 14 залов, в которых спешно установили фанерные щиты, к которым крепились новые экспонаты. Поступавшие подарки распределялись по залам хаотически, без вской системы: вождю присылали ковры и гобелены, посуду и модели станков и механизмов, курительные трубки и самодельные механизмы, безделушки и национальные костюмы, мебельные гарнитуры, торты и велосипеды, алкоголь, подписанные трудящимися альбомы с поздравлениями, статуи и бюсты (всего около тысячи), кубинские сигары, полотна, выложенные зерном и крупами. Главным подарком оказывался собственно труд: почти все предметы были сделаны вручную.

Торжественное открытие выставки состоялось 22 декабря 1949 года, после чего полноценная просветительская и научная жизнь музея остановилась.

Довольно быстро музей столкнулся и с другой проблемой: съедобные подарки быстро портились. Сладости высыхали и гнили, бочонки с алкоголем протекали, в гобеленах из зерна заводились насекомые, ковры из шерсти и шелка поедала моль. Списать или выбросить присланные Сталину подарки никто из администрации музея не осмеливался. Руководство музея ограничилось письменными просьбами в вышестоящие инстанции, но действенной оказалась только прямая угроза безопасности экспозиции. Именно в годы работы выставки в музее построили пожарный водопровод и приняли другие противопожарные меры, о которых администрация просила задолго до выставки. Для охраны экспозиции были привлечены даже сторожевые собаки.

Подарки вождю выставлялись в течение трех с половиной лет, до лета 1953-го, после чего были распределены по другим музеям. Только после смерти Сталина экспонаты ГМИИ вернулись на свои места из запасников. Сам Сталин на выставку так ни разу и не пришел.

Билет на выставку

Билет на выставку

Франческа Дел Джудиче
Громов Е. Сталин: искусство и власть. М., Эксмо, 2003