Шаламовская Москва
Вводная статья
Антисталинская демонстрация 7 ноября 1927 года
Боткинская больница (1957–1958)
Бутырская тюрьма
Васильевская, 2 (1972–1979)
Главное здание МГУ
Гоголевский бульвар, 25 — московская прописка после реабилитации (1956–1957)
Дом Союзов / Читальня МОСПС (1924–1929)
Дом-интернат для престарелых и инвалидов
Издательство «Советский писатель»
Квартира Бориса Пастернака
Квартира Варлама Шаламова в 1957–1972
Квартира Маяковского. «Новый ЛЕФ»
Квартира Натальи Кинд-Рожанской / Кибернетический семинар Александра Лернера
Квартира Натальи Столяровой
Квартира Ольги Ивинской (1956)
Квартира сестры Шаламова, место прописки в 1926–1929 годах
Квартира Софьи Балавинской-Поповой
Квартира Юлия Шрейдера
Квартира Якова Гродзенского
Квартира-«салон» Н. Я. Мандельштам
Кожевенный завод, г. Кунцево (1924–1926)
Комната Н. Кастальской — нелегальные ночевки в Москве
Кунцевское кладбище
Курсы подготовки в вуз
Ленинская библиотека, новое здание
МГУ (корпуса на Моховой)
МГУ, факультет советского права
МЧК / УНКВД Москвы и Московской области / Тюрьма московского областного управления НКВД
Общежитие 1-го МГУ (1926–1928)
Ордынский концлагерь. Квартира Ардовых
Пашков дом — Румянцевская библиотека
Пляж в Серебряном Бору
Подпольная типография, арест Шаламова (1929)
Политехнический музей
Психоневрологический интернат
Редакция журнала «Москва»
Редакция журнала «Новый мир»
Редакция журнала «Октябрь». Издательство Academia. Московский окружной комитет по перевозкам
Редакция журнала «Юность» (1971–1978)
Редакция журнала «Юность» (до 1971 г.)
Сетуньская больница (1924–1926)
Стадион «Динамо»
Театр Всеволода Мейерхольда
Театр на Таганке
Центральный дом литераторов (1960-е годы)
Церковь Николы в Кузнецах
Чистый переулок (1934–1937) — жизнь между арестами
Пашков дом — Румянцевская библиотека

Объекты на карте:

Ленинская библиотека (Пашков дом)

Пашков дом — Румянцевская библиотека

Адрес: г. Москва, ул. Воздвиженка, д. 3/5, стр. 1

В доме Пашкова с 1861 года располагался Румянцевский музей, при котором действовала публичная библиотека. В 1925 году музей был ликвидирован, фонды распределены между крупными московскими музеями, а здание передано только что созданной Ленинской библиотеке. В ней в 1925–1929 годах регулярно бывает Шаламов, получая образование не столько в стенах университета, сколько в библиотеках. Именно там он изучает современную поэзию: футуристов, Асеева, Пастернака и других, создавая свой собственный литературный язык.

Здание библиотеки имени Ленина конца 1920-х годов

Здание библиотеки имени Ленина конца 1920-х годов. Фото: 

Из дома Пашкова — в Гендриков переулок

Тогда были блаженные времена румянцевского музея, только что ставшего Ленинской библиотекой и не построившего еще нового своего, серого здания. Дом Пашкова — там я встретился впервые с футуризмом. В те блаженные времена выписка книг не ограничивалась ни в количестве, ни в продолжительности чтения. Поскольку книга за книгой, журнал за журналом воздвигались ежедневно передо мной на кафедре библиотечной, похожей на церковную кафедру проповедника, и мы не знали, для кого заказывали эту мебель: для храма Христа или для Ленинской библиотеки. Мне это не было важно. Я ежедневно уносил свою добычу на несколько часов в угол за один из столов и лишь поздно вечером возвращал. В библиотеке был и буфет, не очень богатый, вроде бутербродов с кетой и черным хлебом, но в те дни, когда буфет работал, я оставался в библиотеке допоздна. Выписок я никаких не делал, я просто вдыхал воздух этих ранних футуристических книг. Однажды во время сдачи — а книг была целая гора — рядом со мной раздался женский голос:
— Вот эти книги, которые нам нужны. Когда вы их сдадите?
— Когда сдам, тогда и сдам.
— Ну все-таки, зачем вам ранний футуризм?
— Затем, — отвечал я вполне логично, — что я интересуюсь ранним футуризмом.
— Вы, что же, студент литературного отделения МГУ?
— Студент, но только не литературного отделения.
— А не хотите ли прийти на кружок, где изучают вопросы раннего футуризма? Вот, запишите адрес: Гендриков переулок, квартира Маяковского. Маяковский сейчас за границей, а наш кружок ведет Осип Максимович Брик. Запишите: занятия по четвергам, приходите, пожалуйста.
Так я пришел в Гендриков переулок. Познакомился с Бриком и с другими участниками кружка.

Шаламов — биограф Федора Раскольникова

С этим местом связана еще одна страница биографии Шаламова — уже послеколымская. В начале 1970-х годов Шаламов работает в отделе рукописей Ленинской библиотеки, который до сих пор располагается в доме Пашкова. Здесь Шаламов выступил в роли историка-архивиста.

Читальный зал отдела рукописей библиотеки имени Ленина. Фото: РГБ

Читальный зал отдела рукописей библиотеки имени Ленина

После возвращения с Колымы Шаламов не только стремится осудить сталинизм в «Колымских рассказах». Его волнует вопрос сохранения исторической памяти о людях, уничтоженных сталинизмом и забытых потомками.

Замысел биографии большевика Федора Раскольникова (Ильина), насколько можно судить по отрывочным архивным данным, начал складываться у Шаламова в 1963 году. Только в начале 1970-х Шаламов приступает к этому замыслу. В 1973 году Шаламов тщательно работает в архиве — в отделе рукописей Ленинки. Фонда Раскольникова там не было, и, несмотря на реабилитацию, доступ к материалам о нем был закрыт. Однако Шаламов нашел немало важного в делах фондов В. Д. Бонч-Бруевича и Л. М. Рейснер. На листах пользования осталась подпись Шаламова. Он собирает о Раскольникове информацию с той же скрупулезностью, с которой писал «Колымские рассказы». Раскольников для него важен как человек, бросивший вызов Сталину в открытом письме, как человек «слова и дела». «Совпадение слова и дела» Шаламов считал главным этическим принципом. Одна из главок очерка называлась «Последний бой мичмана Ильина», отсылающая к названию одного из «Колымских рассказов» — «Последний бой майора Пугачева». По Шаламову, это бой со сталинизмом вообще и с переписыванием истории в частности.

Помимо «Открытого письма к Сталину» и статьи-заявления «Как меня сделали врагом народа» Шаламова интересуют в наследии Раскольникова и его размышления о роли революции и термидоре. Раскольников написал пьесу, посвященную этой проблеме, но на материале Французской революции — пьесу «Робеспьер», которая даже была поставлена и шла как в СССР, так и за границей. Шаламов обращает внимание на отзыв (письмо от 17.11.1930 г.) Бонч-Бруевича о «Робеспьере», где, помимо прочего, есть и такие строки:

«"Робеспьер" должен быть поставлен в настоящее время на сцене во чтобы то ни стало и как можно скорее. <…> Именно теперь она необходима, так как она должна сильно поднимать дух истинных революционеров» (НИОР РГБ. Ф. 369. К. 195. Ед. хр. 35. Л. 7).

В годы работы над очерком «Раскольников» Шаламов был уже нездоров, работалось ему явно нелегко, его почерк 1970-х годов местами практически не распознаваем. Однако в фонде Шаламова в РГАЛИ остались две толстые тетради архивных выписок, часть которых — это тщательно переписанные письма Раскольникова Ларисе Рейснер из Кабула. Шаламов считает письма Раскольникова важнейшим источником для реконструкции его личности:

«Письма Раскольникова к Рейснер, как бы ни был односторонен их поток, как бы ни велик размер, каждое из этих писем <…> отнюдь не многословно, там каждое слово выверено логически и этически. Это подробная исповедь большого человека, героя. В этих письмах Раскольников ничего не стыдится, он только гордится, что заставляет себя вывернуть душу. Но остались гордость, самолюбие, весьма (ценная) способность для познания мира».

Шаламов в 1970-е годы пытается продолжить свою борьбу за воссоздание исторической памяти и пытается сделать это в легальной печати. Пример тому — очерк «Студент Муса Залилов», опубликованный в «Юности». Именно для этого журнала, по моему мнению, и предназначался «Федор Раскольников», и для легализации его имени, для возможности публикации Шаламов пошел на определенные стилистические жертвы. Шаламов выбрал для борьбы особенно сложный случай. В 1963 году Раскольников был реабилитирован, на следующий год вышла его книга в серии «Военные мемуары», но в 1965 году наперстник главного идеолога М. Суслова — Трапезников — выступил с резким осуждением Раскольникова, полностью повторив сталинские обвинения. Очерк Шаламова был впервые опубликован только в середине 1990-х годов.

Сергей Соловьев
РГАЛИ. Ф. 2596. Оп. 3. Ед. хр. 171
НИОР РГБ. Ф. 369. К. 195. Ед. хр. 35
НИОР РГБ. Ф. 245. К. 1. Ед. хр. 72