Станция художественного воспитания / Детский дом и школа им. Карла Маркса

Адрес: г. Москва, Староконюшенный пер., д. 16

Школа и Детский дом с художественным и театральным уклоном при 7-ой станции Наркомпроса находился в особняке Фонвизина. В школе учились вместе дети из московских семей и воспитанники детского дома.

Слева в глубине — дом № 16 стр.1 по Староконюшенному переулку, где, скорее всего, находился Детский дом и школа им. Карла Маркса. Фото: PastVu

Слева в глубине — дом № 16 (стр. 1) по Староконюшенному переулку, где, скорее всего, находились Детский дом и школа им. Карла Маркса

Художественный уклон

Седьмая станция была известна своими блестящими педагогами — Г. Рошаль, С. Бонди, И. Пестель, В. Шехтель, Н. Купреянов, Е. Т. Руднева, А. В. Чичерин, Г. И. Соколов и другие деятели искусств.

Очень большое внимание уделялось рисованию. Станция художественного воспитания Наркомпроса была экспериментальной, к работе с детьми привлекали ГАХН, Третьяковскую галерею, Педагогический театр, Консерваторию, широкий круг художников и искусствоведов.

Сохранились рисунки воспитанников, некоторые из которых публиковались в журнале «Искусство в школе» в 1927–29 годах. «В папке (…) мало рисунков, отражающих идеологическую направленность художественного воспитания в 1920-е годы. Отсутствует всякая лозунговость. Школьники живут яркими целостными впечатлениями от окружающей жизни и искусства, что отражается в их творчестве. Можно сказать, что перед нами близкая к идеалу система художественного воспитания на занятиях изобразительным искусством, представленная подлинными произведениями детей и подростков» (Научная школа А. В. Бакушинского в современной педагогике искусства. Часть 1).

В Школе

Г. Рошаль в книге «Театр детства, отрочества, юности» вспоминает:

... В Наркомпросе произошли чрезвычайно важные для нас события. Был создан отдел опытно-показательных учреждений Главсонвоса и в его составе — станция художественного воспитания. Станций было несколько: биостанция, станция Шацкого, Гагинская и т. д. Станция художественного воспитания была седьмой. Это была прекрасная база для изучения методов художественного воспитания. В нее входили: Детский Дом имени Карла Маркса, школа-интернат в селе Успенском, мастерская Педагогического театра, педагогический семинар и юношеский клуб.(...)
Огромную работу в Детском Доме имени Карла Маркса вели братья Бонди. Сергей Михайлович Бонди (теперь — один из самых известных наших пушкинистов) вводил детей в мир литературы и высокой поэзии. Юрий Михайлович Бонди — превосходный художник, чудесный мастер театра и режиссер — раскрывал перед детьми все очарование и преображающую силу театральности.
(...) В селе Успенском ребята того же Дома имени Карла Маркса и актеры мастерской Педагогического театра организовывали спектакли для деревни, вовлекая в это дело и деревенских ребят. Таким образом, в селе Успенском образовалась хорошо сплоченная театрально-педагогическая группа.

Дом «Кырлы-мырлы»

Про сам детский дом информации обнаружить почти не удалось. По воспоминаниям М. Г. Шторх, дети между собой называли детский дом и школу им. Карла Маркса — «Кырлы-мырлы». Не все воспитанники были сиротами, некоторых отдали в детский дом родители «на время отъезда», но за 5 и более лет так ни разу и не появились. Сохранились имена двух воспитаниц детдома в начале 1929–30 годах: Тамара Янчукович и Лида Порватова. Последняя училась еще и в хореографическом училище (М. Г. Шторх, устные воспоминания).

Дарья Дурнева, Анна Марголис
Научная школа А.В. Бакушинского в современной педагогике искусства. Часть 1. Под ред. Л.Г. Савенковой. М: ИХО РАО, Издательский Дом РАО, 2008.
Романюк С. Остоженка. От Остоженки к Тверской. М., 2015