Репрессированная наука
Вводная статья
Авиационный завод № 39 / ЦКБ-39
Анилтрест
Болшевская шарашка (г. Королев)
Бутырская тюрьма
ВИНИТИ
Военная коллегия Верховного суда / ОКБ в ЭКУ ОГПУ
Вольная академия духовной культуры
Вольная философская ассоциация / Московский государственный педагогический институт
Всесоюзная научная ассоциация востоковедения (ВНАВ)
Всесоюзный институт минерального сырья
Высшая аттестационная комиссия (ВАК)
Геологический институт АН
Гидрометеорологический комитет СССР
Гидрометцентр
Главное здание МГУ
Государственная академия художественных наук (ГАХН)
Государственный астрофизический институт (ГАФИ)
Государственный институт азота
Государственный электромашиностроительный институт им. Я. Ф. Каган-Шабшая
Дача П. Л. Капицы
Еврейский народный университет (1919–1922 гг)
Завод «Динамо»
Завод «Компрессор» / ОТБ-8
Завод «Красный богатырь»
Издательство Academia
Издательство «Иностранная литература»
Институт высшей нервной деятельности
Институт географии АН
Институт горючих ископаемых (ИГиРГИ)
Институт земного магнетизма и ионосферы АН
Институт им. Плеханова
Институт истории науки и техники АН / Институт этнографии АН
Институт конкретных социальных исследований (ИКСИ) АН
Институт красной профессуры
Институт Маркса – Энгельса – Ленина
Институт мирового хозяйства и мировой политики
Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО)
Институт повышения квалификации руководящих работников Министерства бытового обслуживания
Институт стали / Московский нефтяной институт
Институт теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ)
Институт физики земли
Институт физики и биофизики / Физический институт им. П. Н. Лебедева (ФИАН)
Институт физических проблем
Институт философии, литературы и истории (ИФЛИ)
Институт языкознания АН
Историко-архивный институт
Исторический факультет МГУ (1934–1970)
Квартира М. Н. Сперанского
Квартира Н. Н. Лузина
Квартира Натальи Кинд-Рожанской / Кибернетический семинар Александра Лернера
Квартира С. В. Бахрушина
Коммунистическая академия / Институт философии АН
Коммунистический университет им. Я. М. Свердлова / Высшая партийная школа (ВПШ)
Коммунистический университет национальных меньшинств Запада (КУНМЗ) им. Ю. Ю. Мархлевского
Коммунистический университет трудящихся Востока
Конъюнктурный институт Финансово-экономического бюро Наркомфина
Котельный завод им. Бари / ОТБ-11
Краснопресненская обсерватория МГУ (ГАИШ)
Кучинская шарашка
Лагеря МГУ на Ленинских горах, в Лужниках, Черемушках и Раменках
Марфинская шарашка
МГУ (корпуса на Моховой)
Микробиологический институт АН
МОГЭС / ОТБ-12
Московский институт востоковедения (1921–1924) / Институт востоковедения АН (1953–1977)
Московский институт востоковедения им. Н. Н. Нариманова
Московский полиграфический институт
Московский химико-технологический институт им. Менделеева (МХТИ)
Московское высшее техническое училище (МВТУ)
Наркомзем / Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ)
Наркомпрос / Главлит
Наркомпрос. Политуправ Республики
Научно-исследовательский институт языкознания (НИЯз)
Научно-технический отдел ВСНХ
Научные семинары отказников (1972–1989 годы)
НИИ вакцин и сывороток им. Мечникова
НИИ прикладной молекулярной биологии и генетики
НИИ содержания и методов обучения
НИИ-160 (Фрязино)
НИИ-6
Общество изучения московской губернии
Объединенный институт ядерных исследований
Ольгинский завод / ГСНИИ-42
Почвенный институт АН
Президиум АН (Нескучный дворец) / Центральный музей народоведения
Туполевская шарашка / ЦКБ-29
Тушинский машиностроительный завод / ОТБ-82
Университет трудящихся Китая им. Сунь Ятсена
Физико-химический институт им. Л. Я. Карпова
Физический институт (ФИАН)
ФНИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи
Центральное бюро краеведения
Центральное статистическое управление (ЦСУ)
Центральный институт труда
Центральный музей народоведения
Тушинский машиностроительный завод / ОТБ-82

Объекты на карте:

Тушинский машиностроительный завод (ОТБ-82)

Тушинский машиностроительный завод / ОТБ-82

Адрес: г. Москва, ул. Свободы, д. 35

В конце 1930-х годов на территории Тушинского авиамоторного завода действовало конструкторское бюро ОТБ-82, в котором работали заключенные специалисты по моторостроению. После войны завод начал выпускать гражданскую продукцию, например, троллейбусы и трамваи, а в 1950-е — и оборонную технику, и оборудование для сельского хозяйства. Сегодня на территории завода работает музей, рассказывающий об истории завода с 1932 года.

Фасад административного корпуса Тушинского машиностроительного завода (ТМЗ). 1983 г.

Фасад административного корпуса Тушинского машиностроительного завода (ТМЗ). Фото:

История завода

Строительство авиамоторного завода стартовало в ноябре 1931 года, 5 мая 1932 года он начал свою работу. Первая запущенная в серийное производство модель самолета — «Сталь-2», над разработкой которого трудилось КБ инженера Александра Путилова. Позднее, в 1938 году, он будет арестован и направлен на работы в ЦКБ-29 в бригаду В. Петлякова.

В 1935 году начался выпуск восьмиместного самолета «Сталь-3» с двигателем М-22 в 480 л. с., в котором получили развитие технические принципы, заложенные в «Стали-2». Эти самолеты эксплуатировались на рейсах Москва — Нижний Новгород вплоть до 1941 года. С 1936 года до эвакуации в июле 1941 года было освоено и начато производство новых конструкций самолетов-истребителей ДИ-6, ЯК-1, ЯК-4, АНИТА-1.

В 1936 году завод был переведен в ведение Наркомтяжпрома как авиамоторный завод № 82, что дало название ОТБ, действовавшему в конце 1930-х годов, специализирующемуся на разработке двигателей и моторов.

Модель пассажирского самолета «Сталь-2», первая запущенная в серийное производство в 1933 г. В 1934 г. участвовал в XIV международной выставке в Париже: «русское чудо Страны Советов»

Модель пассажирского самолета «Сталь-2». Фото:

После возвращения из эвакуации, в марте 1942 года, в Тушине началась работа по восстановлению завода. Был создан ряд новых производств, цехов и конвейерных линий. Сюда направлялось новое оборудование, материалы, квалифицированные рабочие и инженерно-техническиий персонал.

Сразу после окончания войны завод начал выпуск гражданской продукции. Было налажено производство такси, несколько десятков которых работали в Москве.

Завод также участвовал в восстановлении городского транспорта столицы. По государственному заказу на заводе осуществлялся ремонт старых троллейбусов ярославского производства с деревянным кузовом. В начале 1946 года завод приступил к производству кузовов автобусов. К 800-летию Москвы (1947 год) была выпущена первая партия цельнометаллических трамваев и троллейбусов МТБ-82.

К маю 1950 года завод изготовил 1400 троллейбусов и 520 трамваев. В течение пяти лет троллейбусы поставлялись не только в Москву, но и во все крупные города и столицы союзных республик, а также в столицы социалистических стран — Будапешт, Прагу, Софию и другие.

В соответствии с приказом министра авиапромышленности 3 мая 1950 года производство гражданской продукции было прекращено, и завод приступил к освоению производства самолетов-бомбардировщиков Ту-2 (разработка Туполева в стенах ЦКБ-29, за успех которой он был освобожден в 1941 году). В июле 1951 года началась подготовка к производству ракет системы В-300 и ее модификаций.

Параллельно на заводе выпускалась и другая спецтехника. В 1951–1965 годах осваивались и выпускались новейшие виды оборонной техники (двигатели, ускорители, передвижные автоматизированные контрольные станции, аэросани и пр.). Выпускалась и гражданская продукция: экскаваторы «Беларусь», жатки, другое оборудование для сельского хозяйства.

Современная территория завода занимает глухой и массивный прямоугольник, схваченный улицами Свободы, Фабрициуса, Новопоселковой и Лодочной. На этой территории действуют научно-производственные предприятия, занимающиеся разработкой разного рода техники, а также мелкие частные компании по шиномонтажу.

Пожар 10 декабря 2015 года

Очаг пожара на Тушинском машиностроительном заводе на северо-западе Москвы возник в помещении, где находились бочки с техническим маслом, а именно, в пятиэтажном складском здании по адресу: ул. Новопоселковая, 6, корп. 40.

«В очаге пожара находились 19 бочек с техническим маслом емкостью по 500 л каждая, причина возгорания будет установлена после проведения соответствующих экспертиз пожарно-технической лабораторией, которая находится на месте ЧП», — сказал собеседник агентства «Интерфакс».

Пожар складов на Тушинском машзаводе 10 декабря 2015 года

Пожар складов на Тушинском машзаводе 10 декабря 2015 года. Фото:

По сведениям агентства «Интерфакс», здание склада на северо-западе Москвы, в котором произошел пожар, частично обрушилось. Как стало известно позднее, площадь обрушения достигла тысячи квадратных метров.

Позже источник сказал, что площадь пожара на складе на северо-западе Москвы составляла 15 тысяч квадратных метров.

В репортаже отмечается, что это был крупнейший пожар, случившийся в Москве за четверть века.

ОТБ-82

Секретное конструкторское бюро на территории завода начало действовать до официального утверждения его работы. Такой сюжет был общим для большинства шарашек, существующих в Советском Союзе: сначала нащупывался механизм организации работы заключенных, затем издавался приказ об институциональном закреплении этой практики.

КБ-1

Валентин Симоненков в своей книге «Шарашки. Инновационный проект Сталина» отмечает, что секретная шарашка на Тушинском заводе появилась еще в 1936 году. По словам автора, толчком для ее создания послужило появление в Советском Союзе трофейных немецких авиадвигателей Jumo-204, привезенных из Испании.

В  «программном» документе 1939 года о создании Особого технического бюро в его составе числилась группа по внедрению в серию авиадизеля АН-1 (при заводе № 82).

На территории завода в производственном корпусе «Г» были оборудованы специальные помещения для работы заключенных мотористов и двигателистов. Конструкторское бюро получило название по номеру завода — ОТБ-82.

Руководство над заключенными специалистами осуществлял бывший директор опытного завода ЦИАМ А. А. Шумилин. С 10 января 1939 года главным конструктором назначен А. Д. Чаромский.

Специалисты двигателестроительной шарашки

Из-за неудач с запуском в серийное производство аналогов дизелей Jumo-204 на Тушинском заводе № 82 главный конструктор шарашки КБ-1 Шумилин Афанасий Антипович (бывший директор завода ЦИАМ) 7 февраля 1938 года был арестован.

Расследованием следственных органов было установлено, что

Шумилин Афанасий Антипович являлся участником к/р шпионско-диверсионной организации. И еще в феврале 1933 г. был завербован агентом Гестапо Шварцем в период поездки в Германию в составе закупочной делегации по авиационным моторам. Последующие годы он занимался шпионско-вредительской деятельностью, с целью срыва строительства авиамоторов и ослабления авиации на случай войны.

На первых же допросах в апреле 1938 года в Таганской тюрьме Шумилин А. А. чистосердечно признался во всех инкриминируемых ему преступлениях.

Следственное дело № 8984 по обвинению Шумилина Афанасия Антиповича по ст. 58 пп. 6, 7, 9 и 11 УК РСФСР передано в Особое совещание при НКВД СССР.

До вынесения приговора Шумилин снова был направлен для работы на Тушинский завод № 82, но во вновь созданную шарашку ОТБ-82 по созданию дизельных авиамоторов под руководством главного конструктора Чаромского.

28–30 мая 1940 года выездная сессия Военной коллегии Верховного суда СССР в закрытом заседании осудила (оптом) свыше 200 заключенных шарашек ОТБ-82 и ЦКБ-39, в числе которых получил свои 10 лет лишения свободы и Шумилин. Ну и, как положено, 5 лет поражения в правах с конфискацией имущества.

И только 17 июня 1942 года по ходатайству главного конструктора шарашки ОТБ-82 Чаромского за достигнутые успехи в создании дизелей АЧ-30Б решением президиума ВС СССР Шумилин был досрочно освобожден со снятием судимости. (ГАРФ. Ф. 10035. П-64140)

В тушинскую шарашку в группу Глушко по разработке двигателей был направлен и Сергей Королев. Но в «Бутырке» его «перехватил» Туполев.

Валентин Петрович Глушко

На Тушинском заводе № 82 работала конструкторская группа Валентина Глушко.

В январе 1934 года будущий академик и знаменитый конструктор ракетных двигателей Валентин Петрович Глушко был назначен начальником сектора РНИИ Наркомата обороны. Проводились интенсивные испытания жидкостных ракетных двигателей нового типа. Им были написаны не только отчеты, но и статьи по ракетной технике.

23 марта 1938 года Глушко был арестован. Созданный Тухачевским РНИИ подвергся в 1937–1938 годах кардинальной чистке. Кроме того, на Глушко поступил донос, в котором содержалось обвинение в растрате государственных средств. Во время следствия в одной камере с Валентином Глушко находился Борис Стечкин, который посоветовал Глушко подать прошение об использовании его как специалиста по созданию необходимых стране вооружений. Так Глушко направили на Тушинский авиамоторный завод № 82, где формировалось ОТБ-82 под руководством главного конструктора Алексея Чаромского.

В соответствии с договоренностью с Чаромским Глушко занялся разработкой проекта вспомогательной установки ЖРД на самолетах С-100 и «Сталь-7». Постепенно под руководством Валентина Глушко в недрах Тушинского ОТБ-82 дизельных двигателей формировалось КБ по созданию реактивных двигателей. В свободное от работы время Валентин Глушко устраивал для заключенных шарашки своеобразные лекции-диспуты, на которых в ожесточенных дебатах формировал свои идеи создания реактивных двигателей.

В 1941 году Тушинский моторостроительный завод № 82 был эвакуирован в Казань, а вместе с ним была эвакуирована и тюрьма-шарашка ОТБ-82 НКВД.

Именно в Казани, на моторном заводе № 16, Валентин Глушко смог организовать специальное ОКБ-СД по созданию реактивных двигателей и получить освобождение для себя и своих помощников. Начатые Валентином Глушко в Тушинской шараге ОТБ-82 разработки конструкций реактивных двигателей получили на Казанском заводе № 16 реальное воплощение в металле. Коллектив шарашки, которым руководил В. П. Глушко, работал над созданием четырехкамерного реактивного двигателя на жидком топливе тягой 1200 кг. Однако на первом этапе наиболее реальной оказалась установка однокамерного варианта РД-1 тягой 300 кг в качестве вспомогательного двигателя на самолет Петлякова Пе-2. Уже 12 марта 1942 года приказом по Наркомату авиационной промышленности Казанским авиазаводам № 16 и № 22 предписывалось использовать на серийном производстве военных самолетов реактивные двигатели Глушко. Замеры показали, что включение установки РД-1 сокращает длину разбега самолета более чем на 70 метров. Были достигнуты существенные успехи при испытании бомбардировщика Пе-2РД, который, помимо двух поршневых двигателей ВК-105РА в 1100 л. с., был оснащен жидкостно-реактивным двигателем РД-1 с тягой в 300 кг. Выполняя свои работы в Казанской шарашке ОКБ-16, Валентин Глушко увлек своими идеями лучших специалистов из Тушинской шарашки ОТБ-82 по созданию реактивных двигателей ЖРД-1. В начале 1944 года заключенного В. П. Глушко вызвал к себе в Москву Сталин. Более часа Глушко рассказывал ему о своих ускорителях. Сталин приказал Берии освободить главного конструктора и его наиболее отличившихся работников.

Памятники конструктору установлены в Одессе, Москве (аллея Космонавтов), на Байконуре.

Воспоминания о Глушко

Глушко входил в «первую шестерку главных» — Совет главных конструкторов. Это неформальный совет по развитию ракетной отрасли СССР под руководством Сергея Королева объединял главных конструкторов основных предприятий, участвовавших в ракетно-космической программе 1940–1950-х годов. Существовал с момента развертывания крупномасштабных работ в отрасли (1946 год — с момента создания Второго главного управления при Совете министров СССР — органа власти, уполномоченного решать вопросы создания ракетной техники). Был расширен в 1954 году. Потерял работоспособность в 1961 году из-за затяжного внутреннего конфликта между Глушко и Королевым.

Острый конфликт между Королевым и Глушко возник не без помощи Василия Мишина, где-то в шестидесятом году. Но до этого со времен их работы в НИИ-3, потом в Казани, в Германии при создании всех ракет до «семерки» включительно они были единомышленниками…
У Глушко нет ни королевского артистизма, ни таланта полководца. Если бы не его целенаправленное увлечение с молодых лет ракетными двигателями ради межпланетных полетов, он мог быть ученым, даже одиночкой: астрономом, химиком, радиофизиком, не знаю кем еще, но очень увлеченным. Разработав новую теорию очень детально, он не отступится от своих принципов, будет их защищать со всей страстью.
В истории им обоим было суждено стать главными конструкторами. До этого они вместе прошли школу «врагов народа». Это их сближало. Однако в Казани Королеву, даже заключенному, трудно было признавать власть тоже заключенного главного конструктора Глушко. В Германию, после освобождения, оба командируются одновременно. Но Глушко — в чине полковника, а Королев — в чине подполковника. Потом Королев формально становится над Глушко. Он — головной главный конструктор, он — технический руководитель всех Госкомиссий, он — глава Совета главных конструкторов. Королев властолюбив. Глушко честолюбив. Когда хоронили Королева, мы вместе выходили из Дома союзов. Глушко совершенно серьезно сказал: «Я готов через год умереть, если будут такие же похороны».
Глушко работает не щадя сил, но мечтает о славе, даже посмертной. Королев тоже не щадил сил, но ему нужна была слава при жизни.

А. М. Исаев. В кн.: Черток Б. Ракеты и люди. Лунная гонка. М., 1999

Музей

Дата основания музея — 26 февраля 1976 года. Он расположен в здании по адресу: ул. Слободы, 35, стр. 6 (построено в 1961 году).

Информация о музее с сайта «Музеи России»:

Музей отражает историю Тушинского машиностроительного завода, созданного в 1932 году с целью освоения новейших образцов авиационной техники. История завода — часть истории развития авиации страны.
Кроме авиакосмической тематики, музей отражает главные направления перспективного развития завода: изготовление городского автобуса нового поколения большой вместимости и микроавтобусов; ветроэнергетических установок промышленного применения, а также расширение выпуска номенклатуры продукции на уровне международных стандартов. Отражены успехи в области освоения и использования новой техники и технологий. Уделено внимание и вопросам социально-бытовых условий трудящихся.

Экспозиция музея ТМЗ

Экспозиция музея ТМЗ. Фото: