Москва Александра Солженицына
Вводная статья
Аэропорт Шереметьево
Белорусский вокзал
Большой зал консерватории
Бутырская тюрьма
Гостиница «Москва»
Государственный Кремлевский Дворец (ранее — Дворец съездов)
Дача Александра Твардовского
Дача Корнея Чуковского
Дача Мстислава Ростроповича
Дом о. Александра Меня
Дом приемов ЦК КПСС на Ленинских горах
Дом Солженицына в Рождестве-на-Истье
Дом Союза писателей СССР
Екатерининский зал Сенатского дворца
Институт атомной энергии им. Курчатова
Институт русского языка АН СССР
Институт философии, литературы и истории (ИФЛИ)
Казанский вокзал / Вагон-приемник Казанского вокзала
Квартира Александра Твардовского
Квартира Андрея Сахарова и Елены Боннэр
Квартира Андрея Тюрина
Квартира Анны Берзер
Квартира Бориса Петрушевского
Квартира Вадима Борисова
Квартира Валерия Сендерова
Квартира Вениамина и Сусанны Теушей
Квартира Галины Тюриной
Квартира Дмитрия Панина
Квартира Евгения Фейнберга
Квартира Елены Булгаковой
Квартира Ильи Эренбурга
Квартира Кронида Любарского
Квартира Льва Копелева и Раисы Орловой
Квартира Марии Петровых
Квартира Марины Баранович
Квартира Михаила и Анастасии Поливановых
Квартира Наталии Аничковой и Надежды Левитской
Квартира Натальи Кинд-Рожанской / Кибернетический семинар Александра Лернера
Квартира Натальи Решетовской
Квартира Натальи Столяровой
Квартира Николая Кобозева
Квартира Ольги и Андрея Крыжановских
Квартира Сергея Демушкина
Квартира Сергея Ивашева-Мусатова
Квартира Сергея Ковалева
Квартира Солженицыных
Квартира Чуковских
Квартира Юрия Штейна и Вероники Туркиной
Киевский вокзал
Краснопресненская пересыльная тюрьма
Лагеря на стройках 1945–1949 годов: Калужская застава, Маяковская, Садово-Триумфальная, 1-я Мещанская, Колхозная — Сухаревка, Стромынка, Колпачный, Пехотная, Панская, Полковая, Саввинская набережная
Ленинская библиотека, новое здание
Лефортовская тюрьма
Лубянка, 2
Марфинская шарашка
Московский институт востоковедения (1921–1924) / Институт востоковедения АН (1953–1977)
НИИ-862 (Оптическая шарашка)
Посольство Франции в Москве
Посольство Швеции в Москве
Редакция журнала «Новый мир»
Рижский вокзал
Страстной бульвар
Съемная дача Солженицыных в Фирсановке
Таганская тюрьма
Театр «Современник»
Центральный военный клинический госпиталь им. Мандрыка (ранее — Центральный военный краснознаменный госпиталь им. Мандрыка)
Центральный государственный военно-исторический архив СССР, здание Лефортовского дворца
Центральный дом литераторов (1960-е годы)
Чапаевский парк
Квартира Александра Твардовского

Объекты на карте:

Квартира Александра Твардовского

Квартира Александра Твардовского

Адрес: Москва, Котельническая набережная, д. 1/15

Твардовского и Солженицына связывали близкие профессиональные отношения на протяжении почти девяти лет, с 1961 по 1970 годы. Твардовский сыграл важнейшую роль в публикации повести «Один день Ивана Денисовича» и стал первым и единственным редактором Солженицына.

Москворецкая набережная с видом на высотку на Котельнической. 1962 год. Фото: pastvu

Москворецкая набережная с видом на высотку на Котельнической. 1962 год. Фото:

Твардовский читает «Щ-854»

Впервые Твардовский узнал о Солженицыне 25 ноября 1961 года. В тот день Анна Берзер, редактор отдела прозы в «Новом мире», положила на стол Твардовского рукопись под названием «Щ-854». Ночью того же дня Твардовский сел за чтение рукописи — и был потрясен ею.

Из воспоминаний Солженицына: «Как Твардовский потом рассказывал, он вечером лёг в кровать и взял рукопись. Однако после двух-трёх страниц решил, что лёжа не почитаешь. Встал, оделся. Домашние его уже спали, а он всю ночь, перемежая с чаем на кухне, читал рассказ — первый раз, потом и второй <…> Уже Твардовский и не ложился. Он звонил Кондратовичу и велел узнавать у Берзер: кто же автор и где он» (Солженицын А. И. Бодался телёнок с дубом. С. 25-26).

На следующий день Твардовский отправился к московским друзьям с рукописью в руках, читал и перечитывал ее всем и обещал, что обязательно опубликует.

Из воспоминаний Владимира Войновича:

В это время раздался звонок, и в нашей комнате в сопровождении Раисы Исаевны объявился поздний гость — Александр Трифонович Твардовский <...> Он был уже сильно навеселе во всех смыслах, то есть и пьяноват, и весел. Где-то по дороге он прислонился к стене, правый рукав его ратинового пальто от локтя до плеча был в мелу. Снявши пальто и лохматую кепку, пригладив пятерней редкие седоватые волосы, он сказал:

Налейте мне рюмку водки, а я вам за это кое-что почитаю.

Рюмка, естественно, была налита.

Поставив на колени толстый портфель, Твардовский достал из него оранжевую папку с надписью на ней тиснеными буквами «К докладу», развязал коричневые тесемки. Я увидел серую бумагу и плотную машинопись, без интервалов и почти без полей. А.Т. чуть-чуть отпил из рюмки, надел очки, осмотрел слушателей, и уже тут возникло предощущение чуда

«В пять часов утра,  начал Твардовский негромко, со слабым белорусским акцентом,  как всегда, пробило подъем молотком об рельс штабного барака. Прерывистый звон слабо прошел сквозь стекла, намерзшие в два пальца, и скоро затих: холодно было, и надзирателю неохота была долго рукой махать…»

<…>

Твардовский читал, и чем дальше, тем яснее становилось, что произошло событие, которое многими уже предвкушалось: в нашу литературу явился большой, крупный, может быть, даже великий писатель.

Войнович В. Н. Портрет на фоне мифа

Из воспоминаний переводчицы Лилианны Лунгиной:

И однажды утром он [Твардовский] позвонил очень рано, часов в девять. Позвонил Вике [Виктору Некрасову], но тем самым и нам: я должен к вам немедленно прийти.

В десять он был уже здесь. Он принес рукопись. Это были странички из школьной тетради для математики, в клеточку, на которых почти без интервала были напечатаны строчки. Совершенно слепая рукопись. Называлась «Щ-854».

Я сегодня ночью, говорит, прочитал эту рукопись два раза, я должен ее вам сейчас хоть частично прочесть, я не могу ее не читать, это потрясающая рукопись. Мы тут же позвонили Эльке Нусинову, он примчался. Да, Александр Трифонович потребовал водки, Элька ее захватил. Мы сели впятером в большой нашей комнате, начали пить водку и слушать повесть, которую теперь все знают, которая стала классикой, — «Один день Ивана Денисовича».

<…>

Мы сидели, жевали колбасу какую-то и сыр, пили эту водку, постепенно все пьянели, он — в первую очередь, он не мог остановиться: какие-то сцены, скажем, с красителями там есть такой эпизод, он перечитывал три раза. Он был так восхищен, и он сказал нам: пусть меня снимут, пусть меня растопчут, пусть со мной сделают все, что угодно, — я дойду до Никиты, я ему сам это прочту, и если это не удастся напечатать, я больше не хочу работать. Это дело моей жизни, я обязан это сделать.

Ну, так как расстались в двенадцать ночи, а пили с девяти утра, то мы, конечно, сочли, что это пьяная фантазия. Быть принятым Никитой?..

Лунгина Л. З. Подстрочник. Жизнь Лилианы Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана. С. 266-268

Дружеский шарж Виктора Некрасова на Александра Твардовского. Конец 1950-х гг. Фото: nekrassov-viktor.com

Дружеский шарж Виктора Некрасова на Александра Твардовского. Конец 1950-х гг. Фото: 

Из воспоминаний писателя Виктора Некрасова о чтении рукописи у Лунгиных:

Сияющий, помолодевший, почти обезумевший от радости и счастья, переполненный до краев, явился вдруг к друзьям, у которых я жил, сам Твардовский. В руках папка. «Такого вы еще не читали! Никогда! Ручаюсь, голову на отсечение!» И тот же приказ. Мне. «Одна нога здесь, другая — там. Ты все же капитан, а у меня два просвета. В гастроном!»

Никогда, ни раньше, ни потом, не видел я таким Твардовского. Лет на двадцать помолодел. На месте усидеть не может. Из угла в угол. Глаза сияют. Весь сияет, точно лучи от него идут. 

«Принес? Раз-два, посуду! Зарождение нового писателя! Настоящего, большого! Такого еще не было! Родился наконец! Поехали!»

Он говорил, говорил, не мог остановиться... «Господи, если б вы знали, как я вам завидую. Вы еще не читали, у вас все впереди... А я... Принес домой две рукописи — Анна Самойловна принесла мне их перед самым отходом, положила на стол. «Про что?» — спрашиваю. «А вы почитайте, — загадочно отвечает, — эта вот про крестьянина». Знает же, хитрюга, мою слабость. Вот и начал с этой, про крестьянина, на сон грядущий, думаю, страничек двадцать полистаю... И с первой же побежал на кухню чайник ставить. Понял — не засну уже. Так и не заснул. Не дождусь утра, все на часы поглядываю, как алкоголик, открытия магазина жду... Поведать, поведать друзьям! А время ползет, ползет, а меня распирает, не дождусь... Капитан, что ж ты рот разинул? Разливай! За этого самого «Щ! Щ-854!»

Никто из нас слова вставить не может. Дополнительный бег в «Гастроном».

«Печатать! Печатать! Никакой цели другой нет. Все преодолеть, до самых верхов добраться, до Никиты... Доказать, убедить, к стенке припереть. Говорят, убили русскую литературу. Черта с два! Вот она, в этой папке с завязочками. А он? Кто он? Никто еще не видал. Телеграмму уже послали. Ждем... Обласкаем, поможем, пробьем!»

Некрасов В. П. Исаичу…

Солженицын в гостях у Твардовского

Почти год ушел у Твардовского на публикацию повести Солженицына. И в самом деле, несмотря на сомнения и опасения близких, Твардовский лично от Никиты Хрущева получил разрешение на публикацию «Одного дня…». Было очевидно, что без личного одобрения Хрущева партийные чиновники не допустили бы этой публикации в СССР. Для хрущевской «оттепельной» политики тех лет повесть на лагерную тему стала очередным шагом в сторону десталинизации и развенчания культа личности.

15 ноября в своей квартире на Котельнической набережной Твардовский принял в гостях Солженицына. Солженицын привез Твардовскому свой очередной рассказ «Случай на станции Кочетовка». Заодно они ожидали сигнал одиннадцатого номера «Нового мира» с опубликованным «Одним днем…».

Из воспоминаний Солженицына:

Вскоре я был у него дома — и как раз курьер из редакции (потом уличённый стукач) принёс нам сигнальный экземпляр 11-го номера. Мы обнялись. А. Т. радовался как мальчик, медвежьим телом своим порхая по комнате: «Птичка вылетела! Птичка вылетела!.. Теперь уж вряд ли задержат! Теперь уж почти невозможно!» (Почти… И он тоже до последнего момента не был уверен. Да разве не случалось уничтожали весь отпечатанный тираж? Труд ли, деньги ли нам дороги? Нам дорога идеология.) Я поздравлял: «Победа больше ваша, чем моя».

Солженицын А. И. Бодался телёнок с дубом. С. 46

Солженицын в дни опубликования «Ивана Денисовича» в «Новом мире».Ноябрь 1962 года. Фото: solzhenitsyn.ru

Солженицын в дни опубликования «Ивана Денисовича» в «Новом мире».Ноябрь 1962 года. Фото: 

Воспоминания Твардовского о том же дне:

17.XI.62. М<осква>

Третьего дня был у меня Солженицын. Опять — молодец, умен и чист, полон энергии, которой, впрочем, его бы не лишила и «катастрофа» с «Денисычем». Был только чуть более возбужден, говорлив, но все равно умен и хорош. Подержал в руках сигнал одиннадцатого, чуть было я его не дал ему (только что, к концу дня, полученный), но потом воспользовался его словами: «м.б., вам самим он нужен» и удержался. Вчера ему был уже послан экземпляр.

Оставил рассказ (на этот раз я озаботился, чтобы рукопись не пошла по редакции до меня) «Случай на станции Кречетовка». Опять хорошо, опять умно и сердечно, только чуть посырее в языке и чуть-чуть тороплива концовка. Вызвал его телеграммой к телефону

Твардовский А. Т. Новомирский дневник. С. 127

17 и 18 ноября — в дни, когда одиннадцатый номер «Нового мира» ушел подписчикам и появился в продаже тиражом 96 900 экземпляров (и тут же был раскуплен) Солженицын снова был у Твардовского, занимаясь с ним редактурой рассказов «Матрёнин двор» и «Случай на станции Кочетовка» (первоначально «Случай на станции Кречетовка»). Из воспоминаний Солженицына:

Над «Кречетовкой» и «Матрёной», которые по его замыслу должны были утвердить моё имя, он первый и последний раз не высказывал политических соображений «пройдёт не пройдёт», а провёл со мной в сигаретном дыму честную редакторскую работу. Его уроки (моей самоуверенности) оказались тонкими, особенно по деревенскому материалу.

Солженицын А. И. Бодался телёнок с дубом. С. 46

Машинопись рассказа «Случай на сатнции Кречетовка» с пометками Твардовского. Фото: «Александр Солженицын: Из-под глыб». Рукописи, документы, фотографии. М.: Русский путь, 2013

Машинопись рассказа «Случай на сатнции Кречетовка» с пометками Твардовского. Фото: «Александр Солженицын: Из-под глыб». Рукописи, документы, фотографии. М.: Русский путь, 2013

Машинопись рассказа «Не стоит село без праведника» с пометками Твардовского. Фото: «Александр Солженицын: Из-под глыб». Рукописи, документы, фотографии. М.: Русский путь, 2013

Машинопись рассказа «Не стоит село без праведника» с пометками Твардовского. Фото: «Александр Солженицын: Из-под глыб». Рукописи, документы, фотографии. М.: Русский путь, 2013

Из воспоминаний Твардовского:

18.XI.62. М<осква>

К сегодняшнему приезду Солженицына перечитал с пяти утра его «Праведницу» [раннее название рассказа «Матренин двор» — «Не стоит село без праведника»]. Боже мой, писатель. Никаких шуток. Писатель, единственно озабоченный выражением того, что у него лежит «на базе» ума и сердца. Ни тени стремления «попасть в яблочко», потрафить, облегчить задачу редактора или критика, — как хочешь, так и выкорачивайся, а я со своего не сойду. Разве что только дальше могу пойти.

Твардовский А. Т. Новомирский дневник. С. 129

Лунгина Л. З., Подстрочник. Жизнь Лилианы Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана. М.: АСТ, 2010
Сараскина Л. И. Солженицын. М.: Молодая Гвардия, 2008
Солженицын А. И. Бодался телёнок с дубом. Очерки литературной жизни. М.: Согласие, 1996
Твардовский А. Т. Новомирский дневник: в 2 т. М.: ПрозаиК, 2009, Т. 1