Польская школа-семилетка
Адрес: г. Москва, ул. Малая Грузинская, д. 27.
Семилетние (неполные средние общеобразовательные) школы существовали в СССР в 1920-1950-е годы. Среди них были национальные школы, преподавание в которых велось на родном для учащихся языке. В Москве была по крайней мере одна польская школа-семилетка. Она открылась не позднее 1927 г. и просуществовала до середины 1930-х гг. В 1937 г. почти все преподаватели школы были репрессированы.
на izi.TRAVEL
В
Резолюция по вопросам
Невежество народных масс было всегда опасным врагом коммунизма, наиболее же опасным оно является теперь… когда мы переходим от борьбы с внешним врагом к внутреннему строительству. Особенно жгучим является вопрос ликвидации безграмотности.
Хорошая организация польского школьного и дошкольного воспитания имеет, кроме своего общего значения, также большое влияние и на успешное проведение всяких мобилизаций поляков как для военной так и для экономической задач |напр. железнодорожники |. Не желающий отдать в русскую школу своих детей рабочий поляк будучи спокоен насчет воспитания и судьбы своих детей — охотнее, лояльнее и более дисциплинированно поддастся всякому перемещению с поста на пост и с одного места на другое.
Хорошая организация
культурно-просветительской работы одновременно является одним из фактов, который может усилить стремление рабочих Польши к переселению в Россию.РГАСПИ Ф. 63. Оп. 1 Д. 5 Л. 32
Однако, во второй половине
Польская школа на Малой Грузинской располагалась в двухэтажном особняке рядом с католическим костелом. Преподавание здесь велось на польском, в программу также входил курс русского языка. При школе существовала пионерская организация, но, по некоторым данным, вступление в нее не являлось обязательным. Классы были смешанные: мальчики и девочки учились вместе.
В 1929 году Комиссариат народного просвещения постановил организовать при всех школах кружки «воинствующих безбожников», а также ввести должность преподавателя антирелигиозного воспитания. Годом ранее был выпущен секретный циркуляр, который предписывал учителям следить за тем как ученики и их семьями относятся к религии, и даже посещать их дома для этой цели. Во многих школах были организованы конкурсы придумывания наиболее кощунственного ругательства на бога, устраивали игры в форме «суда над богом» и т.п.
Эти нововведения коснулись и учеников польской школы-семилетки на Малой Грузинской. Например, детей заставляли голосовать за принятие антирелигиозных резолюций. Польскоязычный журнал “Wojujący Bezbożnik” («Воинствующий Безбожник») от 6 января 1930 г. в статье «В костелах польских» сообщал, что 24 декабря 1929 года в польской школе на Красной Пресне во время антирелигиозной лекции дети постановили, что нужно закрыть польские костелы и переделать их под рабочие клубы, а во время церковных праздников учредить антирелигиозные демонстрации на улице. Кроме того, дети получили право подавать петиции властям, при условии, что они будут антирелигиозными, например, против выходного на Рождество (Dzwonkowski R. Kosciol katolicki w ZSSR: 1917-1939. Zarys historii. Lublin, 1997. С. 92.).
По воспоминаниям одного из учеников, Моссаковского, рядом с Савеловским вокзалом находился филиал школы. В 1930-е годы закрыли сначала филиал, а затем и саму школу. Класс Моссаковского, поскольку он был выпускной, не расформировали, а позволили детям доучится, переведя их в русскую школу, в которую, вслед за школьниками, перешли все польские преподаватели. После выпуска этого класса польская школа окончательно прекратила свое существование. По свидетельству Моссаковского в 1937 году почти все учителя школы были арестованы и многие из них расстреляны.