Журнал «Пионер» / Полиграфический комбинат «Правда»

Адрес: г. Москва, ул. Правды, д. 24

Здание полиграфического комбината «Правда» может считаться одним из символов советской печати. Здесь находилась, в числе прочих, редакция журнала «Пионер».
Журнал «Пионер» издавался с 1924 года и продолжал выпускаться и после распада СССР, несмотря на приостановку деятельности в 1993 году. «Пионер» писал о школе, пионерской организации, взаимоотношениях между коммунистами разных стран, между СССР и его врагами – внутренными и внешними.  Это был главный пионерский журнал – и один из инструментов, создававшим в головах у детей образ молодого советского государства и окружающего мира: его лидеров, достижения, друзей и врагов.  

Фото: Artem Svetlov. CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=40731041

Фото: Artem Svetlov. CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=40731041

История здания

К началу 1930-х годов типография «Красный маяк», выпускавшая всесоюзные газеты (такие как, например, «Правда» и «Комсомолка») уже не справляется с возросшими объемами тиражей, сказывалась нехватка оборудования и рабочих площадей. Специально для издательства «Правды» организуется строительство нового здания по адресу 2-ая улица Ямского поля. В 1930 году было принято решение о строительстве нового здания, под которое отводилось место площадью 8 га. Фундамент производственного корпуса заложен в 1932 году, а 11 мая 1934 года происходит торжественное открытие первой очереди предприятий комбината. В честь открытия полиграфического комбината улица в 1935 году получает новое наименование – улица «Правды». По адресу улица «Правды», 24 в кабинете 822 разместилась редакция журнала «Пионер» (уже в 1934 году на последней странице журнала указывается этот адрес). 

До переезда в новое здание журнал «Пионер» издавался сначала в другом издательстве – в «Молодой гвардии», а печатался в 7-ой типографии «Искра Революции». После 1932 года журнал издается издательством «Правда» (до 1934 года в журнале пишется – Издатель ЦК ВКП(б), сектор «Комсомольская правда»), в старой типографии газеты «Правда» по адресу Москва, ул. Тверская, 48.

В 20–21 номере журнала «Пионер» (1930 год), тогда еще выходившем в издательстве «Молодая гвардия», читателям сообщается о начале разработки проекта здания и о планирующейся стройке. Под одной крышей собирались разместить все производство: от кабинетов авторов и редакторов до типографических мощностей. Следующая публикация на эту тему была в 1937 году, когда «Пионер» давно присоединился к издательству «Правда».

 

Получение новых площадей позволяет издательству утвердить свои позиции как проводника единственно верной позиции партии. По цифрам, приведенным в статье, на середину 1930-го года газета «Правда» расходится многомиллионными тиражами, «Комсомолка» – тиражом более 300 000 экземпляров, «Беднота» – 160 000. Помимо газет в типографии печатаются и многочисленные журналы, и с 1932 года «Пионер» в их числе. Тираж «Пионера» в начале 1930 года составлял 60 000 экземпляров, в 1932 году – 34 000 экземпляров, в 1935-м – 51 000 экземпляров, в 1938-м – 100 000 экземпляров, в 1940-м – 90 000 экземпляров.

В 1935 году издательство переезжает в новое здание на улице «Правды», 24, построенное по конструктивистскому проекту архитектора П.А. Голосова. Здесь оно будет располагаться вплоть до вывода здания из эксплуатации в 2006 году, когда треть здания была сильно повреждена в результате пожара. Сейчас в этом доме, внесенном в список региональных памятников архитектуры, находятся офисы, а по адресу ул. «Правды», 24 строение 2 располагается телеканал «Москва 24» и проводятся съемки передачи В. Соловьева «Встречи с Владимиром Соловьевым», унаследовавшие пропагандистскую традицию места.

Из-за отсутствия ремонта здание Полиграфического комбината «Правда» находится в Красной книге Архнадзора.

Сотрудники

Первым ответственным редактором журнала «Пионер» в марте 1924 года стал Ефим Добин, в 1926 году (когда произошло объединение журналов «Пионер» и «Барабан») В. Лядова. В 1928–1931 годах ответственным редактором был Израиль Разин, в 1932–1933 годах – Елена Куйбышева, затем Беньямин Ивантер, после которого над журналом работают Петр Шари (в 1938–1941 годах) и ученица Беньямина Ивантера Наталья Ильина (в 1941–1971 годах). В журнале регулярно публиковались Максим Горький, Ромен Роллан, Борис Житков, Рувим Фраерман, Лев Кассиль, Корней Чуковский, Сергей Григорьев, Самуил Маршак, Николай Асеев, Сергей Михалков, Александр Введенский, Михаил Пришвин и многие другие.

«Пионер» не избежал репрессий во время Большого террора 1937–1938 годов, хотя и пострадал в меньшей степени, чем, например, его ленинградский коллега «Чиж». Был сначала отстранен от работы в журнале, а затем расстрелян по обвинению в участии в «контрреволюционной террористической организации» Израиль Разин (расстрелян на Бутовском полигоне 8 февраля 1938 года, реабилитирован за отсутствием состава преступления 12 мая 1956 года). Другой главный редактор Беньямин Ивантер после долгих лет работы сначала секретарем, а потом главным редактором (с 1933 по конец 1938 года) был снят с должности (Хеллман Б. Сказка и быль. История русской детской литературы). После этого он печатался как автор в разных журналах и газетах, служил военным корреспондентом – вплоть до своей гибели в 1942 году.

 
Детские журналы в СССР

После Октябрьской революции и особенно после окончания Гражданской войны советское руководство приступило к созданию программ и инициатив для детей. Основной их целью было создание системы, научившей бы ребенка, что значит мыслить как советский человек. Николай Бухарин, один из ближайших соратников Владимира Ленина, на Тринадцатом съезде РКП(б) в 1924 г. выступил со следующей речью:  

...у нас есть одно такое приобретение, которое стоит всех остальных, потому что оно, в конечном счете, обеспечивает и все остальные… И это – создание нового типа людей. Это создание нового типа людей – с новыми отношениями, новыми навыками, новыми устремлениями, новой психологией и с новым идеологическим строем, это есть основное приобретение, которое обеспечивает нам развитие на целые годы нашего будущего. 

Тринадцатый съезд РКП(б). 1963. С. 515

В первую очередь, это означало создание новой школы, нового быта и новой детской книги и периодики. Мы сконцентрируемся на последнем факторе. 

Зарождение детского журнала в СССР традиционно связывают с проектом Максима Горького «Северное сияние», выпускавшимся в период между 1919 и 1920 годами и закрывшимся из-за недостатка бумаги в стране. Его главной особенностью, которую затем позаимствовали другие журналы, было, во-первых, привлечение профессиональных литераторов, ученых и художников; во-вторых, обращение к детям как к полноправным членам общества. Более того, «Северное сияние» стало первым литературным журналом в СССР (Педагогическая энциклопедия. 1966), пригласившим в качестве корреспондентов детей – деткоров – для написания статей. Другим важным детским журналом были «Красные зори», который впервые в советской практике ввел элемент взаимодействия с аудиторией через публикацию писем.

Помимо журналов и газет, создающихся профессиональными литераторами, была развита публицистика «снизу». В конце 1910-х – 1920-х свои журналы выпускали  воспитанники коммун, детские дома, школы, отдельные классы внутри школ. Обычно такие журналы существовали недолго из-за проблем с типографиями и получением бумаги, однако, тем не менее, они получили распространение наравне с профессиональными журналами. Запрет на создание и распространение непрофессиональных изданий вышел только в 1932 году, хотя разговоры об их окончательном разгоне шли уже с 1925 года, поэтому такие низовые журналы начинают встречаться всё реже.

Сам журнал «Пионер» считал своим предшественником и «отцом» журнал «Барабан». Оба журнала хотели создать печатное пространство, где пионеры могли бы публиковались свои рассказы, а также выражать активную позицию и самостоятельно создавать инфоповоды. Но есть и существенное отличие: «Пионер» изначально создавался как орган ЦБ юных пионеров и ЦК РКСМ, как центральный детский журнал, а «Барабан» был «органом Московского и Красно-Пресненского бюро юных пионеров», после двух выпусков поддержанный ЦК РКСМ. При этом «Пионер» не был первой попыткой ЦК комсомола выпускать журнал - журнал «Юные товарищи» в 1922 году был создан для помощи пионерскому движению и появления первых московских пионерских отрядов (Кравченко А. С. «Детская печать — вожак и организатор масс»: к истории формирования комсомольской системы руководства центральными пионерскими журналами Москвы в 1920-е гг. С. 194). 

Появление журналов произошло в первую половину 1920-х годов – «Барабан» появился весной 1923 года, а «Пионер» в марте 1924-го, когда пионерское движение только начало набирать силу (История ВЛКСМ. 1978. С. 117.). Эти журналы, как до этого «Юные товарищи»,  агитировали школьников присоединяться к пионерской организации и способствовали её росту. Впоследствии «Барабан» будет объединен с «Пионером», решение «Об объединении журналов “Пионер” и “Барабан”» было принято Отделом Печати при ЦК РКСМ сразу же, как появился журнал «Пионер», но фактически объединение произошло в начале 1926 года. Так, после подписания указа о слиянии вышло другое постановление о необходимости «начать более широкое распространение во всесоюзном масштабе» журнала «Барабан» (РГАСПИ. Ф. М‑1. Оп. 3. Д. 11. Л. 211), а после него на редколлегии Отдела печати было принято постановление о преобразования журнала в газету (РГАСПИ. Ф. М‑1. Оп. 23. Д. 243 Л. 37). К этому времени начала выпускаться новая газета «Пионерская правда», куда перешел редактор «Барабана» М. Стремяков. В начале 1926 года объединение было завершено. (Кравченко А. С. «Детская печать — вожак и организатор масс»: к истории формирования комсомольской системы руководства центральными пионерскими журналами Москвы в 1920-е гг. С.194).

Поскольку «Пионер» считался главным рупором пионерского движения, его работу и публикуемый материал отслеживали с большой тщательностью. К концу 1920-х годов за ним закрепляется роль журнала для детей, объясняющего пионерам принципы того, что значит состоять в пионерской организации. Впоследствии журнал становится своеобразным толкователем и переводчиком воли партии, объясняя читателям «на пальцах», каких действий ждут от пионеров. Эта позиция в дальнейшем послужила причиной постепенного сокращения количества статей, написанных деткорами. Деткоровские статьи практически перестают существовать после 1935 года – заметки пионеров встречаются только в отдельных рубриках, вроде «Почты», где чаще всего публиковались сочинения на аполитичные темы (природа, игры, путешествия). 

После монополизации власти Сталиным в год «великого перелома» (1929) детская публицистика постепенно отходит от новаторский идей и авангардистский решений. В конце 1920-х «Пионер» навлекает на себя обвинения в троцкизме и пропаганде «теории отмирания школы», которую сочли антимарксистской и «вульгарно-социологической». Теория В.Н. Шульгина и М.В. Крупениной состояла в продвижении идеи о ненужности школы как учебно-воспитательного учреждения, поскольку при коммунизме все знания учащиеся смогут получать в процессе жизни и в реальной практике. В организации и методике использовался «метод проектов». Обвиняли журнал и в том, что он отказывается печатать литературу в духе социалистического реализма:

Отказ от реалистических принципов обобщения, типизации, полное пренебрежение к возрастным особенностям детей, обусловили низкий идейный и художественный уровень журнала этих лет.

Тимофеева. Роль журнала «Пионер» в развитии советской детской литературы (1924-1932). 1954. С. 14

Дополнительные обвинения привлекло издательство «Молодая гвардия», где тогда печатался «Пионер». В 1931 г. в постановлении ЦК ВКП(б) от 29 декабря «Об издательстве “Молодая гвардия”» говорилось следующее: «ЦК ВКП(б) указывает на издание ряда политически вредных произведений … на выпуск книг, мало способствующих делу воспитания, мобилизации и организации молодежи вокруг задач хозяйственного и культурного строительства и ее коммунистического воспитания» (О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении. Сборник документов и материалов. Ред. коллегия: А. 3. Окороков и др. Сост. Л. С. Климанова. М., Мысль, 1972). На окончательное изменение роли детского журнала повлияло в первую очередь постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 года. Все печатные издания должны были пропагандировать и поддерживать политику партии.

Этот новый период в истории журнала после принятия постановлений начался во второй половине 1933 года, когда ответственным секретарем становится Беньямин Ивантер. Однако журнал менялся постепенно - постоянные рубрики, действовавшие до конца 1930-х и далее, начали утверждаться позднее в 1933-1934 гг., формат журнала тоже претерпевал изменения в течение ближайших двух лет. В 1930–1931 годах в год выходило 36 выпусков, в 1932–1935 годах – 24 выпуска, то с 1936 года журнал выпускается раз в месяц. На страницах журнала начинают печатать повести, главы романов, ведутся тематические колонки. Именно вокруг ивантеровского «Пионера» собрались выдающиеся детские писатели: А. Гайдар, К. Паустовский, Р. Фраерман, Л. Кассиль, К. Чуковский, С. Григорьев, С. Маршак, Н. Асеев, С. Михалков, А. Введенский. 

Акцент постепенно переносится с индустриализации, работы пионерского отряда и экспериментов со школами (политехнические школы и трудовые школы были частыми героями диспутов) на классические произведения, рассказы о природе, сказки народов мира. Обязательным компонентом журнала стали статьи, рассказывающие о научных проблемах и о том, как они решаются сейчас, статьи о покорении воздушных пространств и открытии новых земель, а также природоведческие материалы, которые зачастую занимают треть или половину номера. 

В 1938 году Беньямин Ивантер был внезапно отстранен от должности ответственного редактора – его сняли с должности в конце года, перед 12 (декабрьским) номером журнала. После него Ф. Волявко (временно исполняющий обязанности отв. редактора в начале 1939 года) и Петр Шари, а после и Наталья Ильина продолжают начатый Беньямином Ивантером курс развития журнала, который был направлен не в последнюю очередь на воспитание бойца и психологическую подготовку к войне.

Основные темы журнала

В 1920-е и в 1930-е государство выстраивало новые институты и восстанавливалось после тяжелых лет Гражданской войны, но вместе с тем годы «военного коммунизма» и общее обнищание населения не соответствовали тем обещаниям, ради которых люди приняли сторону большевиков. Зарождающийся соцреализм стал выходом из ситуации недоверия – на бумаге фиксировались цифры и фотографии строек и поднятия хозяйства, декларировалось изменение к лучшему в публичных речах глав ЦК ВКП(б), но дополнительно отмечалось, что все эти достижения происходят несмотря на усилия врагов СССР. Подобный политический газлайтинг должен был внести диссонанс между тем, что люди наблюдали в повседневной жизни, и тем, что писали главные журналы и газеты и в результате заставить людей поверить статьям. У людей создавалось впечатление, что разруха и голод происходят по вине врагов государства, а без них до этого счастливого образа будет рукой подать. Часто «Пионер» печатал статьи, показывающие, что во всем остальном мире детям приходится гораздо хуже: 

Ад находится в Софии

Недавно в Болгарии был процесс комсомольцев. Судьи были подобраны сплошь из фашистских палачей. 
Есть, конечно, закон о сокращении рабочего дня, есть фабричная инспекция, но это все только смешные игрушки «демократии», а когда делегация молодежи пришла к министру требовать, чтобы исполнялся закон о шестичасовом рабочем дне, он захохотал и спросил у нее: 
- Разве такие дурацкие законы еще существуют?

В северных подземельях Калабрии

Едва выйдя из этого ада, дети сразу же попадают под наблюдение фашистских надсмотрщиков, которые обрабатывают их по-своему и приучают их умирать за «дуче» - фашистского вождя Муссолини.
Но долго ли будет действовать эта наука?
Ведь именно итальянские ребята прославились своей бесстрашной борьбой под комсомольскими знаменами. Ведь именно здесь история насчитывает тысячи маленьких героев, отдавших все свои силы борьбе с фашистским кровавым режимом.
Дети пролетариата плюют на фашистские заповеди и переделывают их по-своему:
«Я всегда готов отдать свою жизнь за революцию».
И в подземельях фашистского ада, в застенках фашистских тюрем, перед кровавыми фашистскими трибуналами они бесстрашно смотрят в глаза палачам, всегда готовые биться, побеждать и умереть за революцию, за освобождение от рабства, бесправия и нищеты, порожденных капитализмом. 

Пионер. 1932. №2. С. 11-12

 

Главлит, созданный в 1922 году, проверял соответствие текста «Положению о Главном Управлении по делам литературы и издательства (Главлит)», где указывались темы, запрещенные к публикации. Однако не только Главлит осуществлял контроль над печатной продукцией, но и непосредственно ЦК ВКП(б) выпускало постановления, указывающие на резкий переход к унификации и контролю над любым журналом. Главными для пионерского движения и детской публицистики были постановления ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 года, «О работе пионерской организации» от 21 апреля 1932 года, «О перегрузке школьников и пионеров общественно-политическими заданиями» от 23 апреля 1934 года. За небольшое время ЦК избавился от низовых журналов и создал индустрию, которая работала как средство агитации и пропаганды. В результате за первую половину 1930-х годов была принята череда мер, которые сильно изменили тот образ журнала, который существовал до этих постановлений. 

Среди популярных тем 1930-х годов можно выделить следующие:

  • Школа, пионерский отряд и повседневная жизнь пионера
  • Индустриализация и выстраивание новых институтов
  • Демократические капиталистические страны
  • Фашистские капиталистические страны
  • Внутренние враги
Школа, пионерский отряд и повседневная жизнь пионера

Ранее уже было сказано о важности пионерского проекта для ЦК ВКП(б). Между тем отношение к детям в разные годы отличалось. В период 1930-1932 сохранялась, как и в 1920-е годы, тенденция обращаться к людям как к массе, не выделяя личности. Причиной тому - представление о ребенке как о юном активисте, участвующем во всех политических кампаниях (Келли К. С. 149).

 Вот пример того, как «Пионер» видел своего читателя в 1930-ом году:

На заводы и фабрики привозят сырье. Там это сырье перерабатывают и вместо бесформенных кусков металла дают четко выкованные плуги, косы, массивные части машин… Вместо хлопка и льна – яркие штуки материй; вместо сырой свекловицы – искристые головы рафинада и т.д.
Но у нас есть еще иные фабрики. Фабрики, обрабатывающие людей. Это – фзу, вузы, втузы, техникумы.
Сырье – неумелая молодежь – разнородной массой поступает в эти фабрики. После упорной непрестанной работой над этим сырьем, работой, которая длится целые годы, выпускается готовая продукция: мастера, квалифицированные работники, воспитанные в пролетарском духе.

Пионер. 1930. № 2. С. 0

А вот как обращается «Пионер» к детям в 1932 г. - когда качество учебы начало занимать важное место в пионерском движении. Начиная с этого года, больше не существовало бригад, оценивающих коллективные успехи команд, а пионерские отряды стали базироваться в школах. Индивидуальные успехи в учебе становятся качеством образцового пионера. 

Задачи комсомола огромны и с точки зрения воспитания по-ленински своей смены – пионеров, выполнения задачи охвата всех детей трудящихся пионерорганизацией, связи учебы и работы пионеров с повседневной борьбой заводов и колхозов за выполнение планов, за ускорение темпов социалистической стройки.

Наша победа имеет всемирное значение, на нашем примере учатся угнетенные народы, рабочие и крестьяне всех стран; каждый новый успех нашего строительства приближает час мировой победы над капиталом.

Пионер. 1932. № 2. С. 2

Заметен переход от метафоры детей как сырья к образу пионеров как новой элиты (Келли К. Товарищ Павлик. Взлет и падение советского мальчика-героя. С. 18), ведущих за собой старшее поколение к социализму. 

После постановления «О перегрузке школьников и пионеров общественно-политическими заданиями» от 23 апреля 1934 года подобных агитационных статей, перекладывающих ответственность за победу над капитализмом на детей мирового пролетариата, становится меньше. Этот документ предлагает дистанцировать детей от изучения марксистско-ленинской теории, подразумевая, что дети должны верить ЦК ВКП(б) как единственному толкователю учения Ленина. Также в этом постановлении можно увидеть стремление ограничить свободу детей в изучении и понимании политических процессов, называя такие занятия «отбивающими всякий интерес». Ниже приведены выдержки из постановления:

В ряде школ и пионерорганизаций имеет место совершенно недопустимая перегрузка детей «проработкой» решений XVII съезда партии, вопросов марксистско-ленинской теории и политики партии. <…>
Детей 8-12 лет в школе и пионерорганизации заставляют отвечать на вопросы, совершенно недоступные их пониманию, крайне отвелченные и отбивающие у них всякий интерес даже к доступным для понимания детей явлениям общественной жизни и социалистического строительства. Среди детей распространяются схоластические “вопросники”, организуются «политбои», «политлотереи» и прочие надуманные, вредные приемы. Живой,образный и зниматлеьный для детей рассказ о наиболее ярких общественных событиях заменяется шаблоном и недопустимым натаскиванием. <…>
ЦК ВКП(б) постановляет: 

1. Предложить наркомпросам союзных республик и ЦК ВЛКСМ (по линии пионерорганизации) немедленно прекратить проработку решений XVII съезда партии и вопросов марксистско-ленинской теории в начальной школе. <…>
​3. В средней школе не допускать перегрузки детей общественно-политическими заданиями. 

Справочник партийного работника. Вып. IX. Партиздат. 1935. С. 134

 В 1930 году количество статей на тему школы, пионерских отрядов и повседневной жизни пионеров составляло не менее 144 публикаций, в 1933-м – также не менее 75, в 1935-м – около 105, в 1938 – 80. Несмотря на то, что эта тема не потеряла популярности за десятилетие, ее направление изменилось с агитации вступать в политехнические и трудовые школы, призывов вести беседы с родителями против церкви и обсуждения успехов коллективизации на фиксирование повседневности пионеров и школьников. После 1935 года журнал становится более «милитаризированным» в связи с поражением республиканцев в Испании и принятием Китаем японских условий по которым фактически китайское правительство оставило Северный Китай, в в некоторых провинциях была запрещена Коммунистическая партия Китая. Италия, ещё один участник Антикоминтерновского блока, в это время начинает вторую итало-эфиопскую войну. Таким образом, во второй половине 1930-х годов СССР оказывается окруженной идеологическими врагами, воюющими с его союзниками. Журнал рассказывает о службе в Красной армии, борьбе с внешними и внутренними врагами и защите страны. Журнал начинает все больше опираться на рассказы взрослых, стремящихся передать накопленный опыт детям. 

О школе стали писать меньше и по-другому. Популярное в начале 1930-х годов движение рассказывало о трудовых и политехнических школах и агитировало пионеров строить такие школы и учиться в них. В постановлении «О начальной и средней школе» среди задач прописано следующее определение политехнизма: политехническое обучение должно дать учащимся «основы наук», знакомить учащихся «в теории и на практике со всеми главными отраслями производства», проводить «тесную связь обучения с производительным трудом». В журнале проводилась пропаганда таких политехнических школ - например, частыми вставками таких сообщений: 

Что ты должен сделать в третий год пятилетки

В школе

БОРОТЬСЯ за политехнизацию школы, за превращение ее в цех завода, за участие школы во всей общественно-производственной жизни производства.
Организовывать бригады по борьбе с отставанием и второгодничеством.
Бороться против отсева ребят из школы, добиваться обеспечения всех нуждающихся ребят обувью и одеждой.
Если школа не прикреплена к производству - добиться ее прикрепления.
Вовлекать родителей в работу школы (совсоды и др.).
Широко организовывать работу ликбеза, мобилизовать всех школьниково в ликвидаторы.
Организовать сеть кружков для пополнения общего развития школьников, а также кружок подготовки в комсомол
Широко провести подписку на заем.
Помогать работе по шефству над деревней.
Вовлекать ребят в добровольные общества МОПР, Осоавиахим, «Турист» и др. 

Пионер. 1931. № 1. С. 0

За годы первой и второй пятилеток открылось 40 тысяч новых школ, было издано множество постановлений ЦК ВКП(б), регламентирующих работу педагогов и школ. Постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении» от 25 июля 1930 года вводило всеобщее обучение для детей 8–10 лет и подростков 11–15 лет пройти начальную школу за 4 года в первом случае, и за 1–2 года во втором (Балашов Е.М. Политика в области школьного, профессионально-технического и среднего специального образования, 1917-1941 годы // Расписание перемен. Очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи - СССР (конец 1880-х - 1930-е годы) С.473). В 1931 году эксперименты в сфере преподавания, в частности, «метод проектов» и теория «отмирания школы», были подвергнуты критике и осуждению (постановление «О начальной и средней школе» от 5 сентября 1931 года). Вместо этого были установлены жесткие принципы организации и предложен узкий круг обязательных предметов: родной язык («Обучение на родном языке охватило самые отсталые в культурном отношении народы Советского Союза и проводится на 70 языках»), физика, математика, химия, география, история (Постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» от 25 августа 1931 года. С. 156–157) – и дополнительные часы общественно-политических дисциплин, преподаваемых участниками партийных организаций в школах-семилетках, педтехникумах и педвузах. Основная идея заключалась в подготовке детей для дальнейшей работы на заводах и фабриках (Балашов Е.М. Политика в области школьного, профессионально-технического и среднего специального образования, 1917-1941 годы // Расписание перемен. Очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи - СССР (конец 1880-х - 1930-е годы). С. 474). В результате тема школы звучит только в художественных рассказах и письмах пионеров, становясь не темой для дебатов, а просто фоном для сюжетов. Частые рассуждения об отрядах и его роли в жизни каждого пионера, дискуссии и возмущения взрослых статьями в журнале перестают печататься и с 1933 года их становится меньше. В 1939 году была кратковременная попытка вернуть эту практику в журнал, но она ни к чему не привела, дискуссий на страницах не получалось. Вот, например, такие дебаты можно было найти в 1930-м году:

Где быть отряду?

ЗА отряды при школах

Я - за отряды при школах. У нас в отряде часто срываются звеньевые сборы, так как ребята учатся в разное время. Пробовали мы создать звенья из ребят, учащихся в одно время, но это оказалось трудным делом. В старших звеньях в одном собралось семнадцать ребят, а в другом всего четыре. Притом каждый год расписание занятий меняется и приходится снова переформировывать звенья. Сколько это вызывает крику и споров, каждый из вас знает. Приходится разрушать хорошо сработавшееся звено, объединять ребят, которые ничем не связаны между собой. 
А отрядные сборы? Сколько черточек об отсутствии стоит в списке пионеров у секретаря отряда блоагодаря введению непрерывки в школах? В первые дни бывало так, что половины отряда не бывало на сборах. Да и сейчас многие должны пропускать либо отрядные сборы, либо школьные занятия. 
Если отряды будут при школе, это уничтожит разрыв между отрядными и школьными занятиями. У ребят будут одинаковые интересы. Отряды свяжут школу с производством. 

Саратов                                    Н. Приходов

Заблуждаться нечего

По-моему, здесь заблуждаться нечего.
Ясно, что наша школа пока что только по вывеске трудовая, что в нашей школе подбор педагогов не всегда хорош, попадаются служители культа и другие бывшие люди, что в нашей школе процент рабочих ребят не так-то велик. Отсюда вывод ясен - отряд при такой школе все равно, что лодка без весел. В годы великого строительства социализма мы должны из пионерской организации выковать стойких, преданных рабочему классу бойцев. А какой же, скажите пожалуйста, будет у нас строитель социализма - пионер, если он находится при школьном отряде, т.е. если он не получает пролетарской закалки?
Я считаю, что пионерский отряд при теперешней нашей школе существовать не может. Он может существовать только при той школе, которая благодаря тесной связи с производством стала одним из цехов производства. Только в этом случае сможет она выпускать сознательных, стойких строителей социализма.
Вот где выход из положения. Все силы пионерских отрядов, все силы школьных организаций,все силы профсоюзов, партии и комсомола на то, чтобы общими усилиями построить новую настоящую трудовую школу. Когда будет такая школа, тогда можно будет перевести отряды в школу.

Якин.

30-й отряд ХОНО, Москва.

Пионер. 1930. № 3. С. 19

А вот такие тексты печатались в конце номеров в 1939 году, чтобы стимулировать обсуждение. При этом сами тексты писем с критикой журнала не приводятся: 

Дорогие читатели!

Мы ввели в журнал эту страничку коллективной переписки с вами для того, чтобы иметь возможность обращаться сразу ко всем нашим читателям. Но ответы мы хотим получать от каждого из вас в отдельности. 
Многие уже ответили нам. Мы получили письма, из которых узнали много полезного, много такого, что поможет нам делать журнал хорошим и интересным. <…> Они очень толково разобрали, что хорошо и что плохо в журнале, и подробно рассказали о том, что хотят прочесть в будущих номерах. Ждем, что все вы последуете их примеру и мы получим сразу сто тысяч писем. 

Пионер. 1939. №1. С. 114

Индустриализация и выстраивание новых институтов

Тема индустриализации и коллективизации, включая призывы участвовать в пятилетке и приводить своих родителей в колхозы, претерпела серьезные изменения. Если в 1930-ом году на эту тему написали более 150 статей и заметок, то в 1933 – не менее 38, 1935 – не менее 20, в 1938 – всего около 15. 

После 1929 года – «великого перелома» – и переходу к политике «большого скачка» экономические достижения воспринимались Сталиным с позиций «военного коммунизма» (Хлевнюк О. Сталин. Жизнь одного вождя. С. 178), проводимого в 1918–1921 годах: в стране наращиваются темпы производства, экономические стимулы заменяются агитацией и насаждением колхозов, куда принудительно привлекали крестьян. Для пионеров были введены свои нормативы и обязательства перед партией. Например, во 2 выпуске журнала от 1930-го года можно найти следующие призывы:

Задание ребятам

Наш лозунг – пионеры в ближайшем году должны поставить 75 000 радиоприемников в деревнях. На каждый городской отряд по три радиоприемника.
Мы должны также радиофицировать школы. Ни одной школы без громкоговорителя – вот задача завтрашнего дня, и пионеры должны быть застрельщиками в ее выполнении. 
Каждый отряд, каждое звено пионеров, каждый детский радиокружок и отдельные юные радиолюбители должны взять задание на радиофикацию школ, рабочих домов, клубов, изб-читален, красных уголков (из наказа 1 всесоюзного слета пионеров).

Пионер. 1930. № 2. С. 19

Потребность в радиофикации являлась частью плана о патриотической пропаганде - план и материал радиопередач разрабатывался в Москве, не было возможности подключиться к другим каналам из-за проводной сети, также запрещалось воспроизводить передачи, радиокомпозиции, монтаж, литературные образы, разработанные на местах (Сомов В. А. Советский радиофронт: радио и воспитание патриотизма в СССР 1930-х годов).

После 1932 года – голода, крестьянских восстаний и репрессий в отношении крестьян – соревнование за привлечение людей в колхозы и пропагандистские призывы о причастности каждого пионера и ответственности за всю пятилетку сменяются статьями описательного характера о новой пятилетке, новых сооружениях. Они по-прежнему политизированы, но акцент сделан на образовании и информировании читателя о советских стройках и новых планах.

Демократические капиталистические страны

Рассказы о внешнем враге в лице США, Великобритании, Франции и других стран, которых можно отнести к демократическим капиталистическим странам; описания жизни в демократических капиталистических странах Запада присутствуют с начала 1930-х годов наравне со статьями об итальянском фашизме и немецких социал-демократах. Примерное количество статей в 1930 году составило не менее 37 статей, в 1933-м – около 11 статей, в 1935-м – 9 статей, в 1938-м – не менее 18 статей. 

В начале 1930-х годов не делается существенных различий между демократическими и «фашистскими» капиталистическими странами. В глазах советского читателя это были враги одного вида, потому как никто из них не хотел процветания «страны, победившей капитализм». Например, заметки и о репрессиях против пионеров Германии, и об издевательствах в Англии над детьми рабочих публиковались в рамках одной статьи «Поколение обреченных», как иллюстрация недовольства капиталистов социалистическим государством.

Когда учение становится бесполезным

Английское правительство, возглавляемое социал-фашистом Макдональдом, тоже начало борьбу с кризисом – сокращением школ и лишением ребят всякого пособия. В то время, как на оксфордских студентов – детей буржуазии – затрачивается по восемь-десять тысяч рублей в год, дети пролетариата не получают от правительства ничего, кроме голодных учителей и неотапливаемых школ.
Выхода из этого царства голода не видно. Выход может быть только в уничтожении капитализма.

Производство молодых преступников

<...>
Отдел германской социалистической молодежи «Югенд-Форвертс» отмечает, что в Германии в год регистрируется около 80 тысяч преступлений, которые совершаются детьми и подростками. Сплошь и рядом в этой среде попадаются дети семи-восьмилетнего возраста. Гнусный социал-демократический листок мямлит что-то насчет того что нужно моральное воспитание и что это - следствие порчи нравов. Но о каком моральном воспитании можно говорить ребенку, который обречен на постоянное недоедание, даже на смерть?
Десятки тысяч молодых самоубийц, десятки тысяч молодых преступников, сотни тысяч голодающих детей сотни тысяч детей, обреченных на невежество, - вот что дал пролетариату германский капитализм.

Пионер. 1932. № 2. С. 11

 

После выборов в Германии в 1933 году и прихода Адольфа Гитлера на пост рейхсканцлера основное внимание авторы обращают на Германию и Италию, из-за чего фиксируется спад количества статей, посвященных демократическим капиталистическим странам.

Новый виток в освещении демократических капиталистических стран приходится на 1939 год. Хотя на протяжении почти всех 1930-х годов читателей советской прессы предупреждали, что главной угрозой в Европе является Германия, начавшееся в 1939 году сближение Москвы и Берлина позволило советскому руководству сменить акценты. Журнал «Пионер» цитирует выступление Сталина на XVIII съезде ЦК ВКП (б) от 10 марта 1939 года:

Англия, Франция и США, против которых, в конечном счете, ведется эта война, пытаются сторговаться с захватчиками, пытаются отвести их мечи от своих владений. Пусть Япония впутается в войну с Китаем, думают они, пусть Германия ввяжется в войну с СССР, а потом, когда они ослабеют в результате войны, мы выйдем на сцену и продиктуем свои условия.

Пионер. 1939. № 3. С. 6

Такая же риторика прослеживается и в рассказе о подписании пакта Молотова-Риббентропа.

Фашистские капиталистические страны

Примерное количество статей в 1930-м году – 23, в 1933 – 15, в 1935 – 8, в 1938 – не менее 32 статей. Резкий скачок числа публикаций, посвященных странам будущей Оси, наблюдается на фоне экспансии Италии в Африке (вторая итало-эфиопская война), Германии в Европе (аншлюс Австрии, аннексия сначала Судетской области, а затем и всей Чехословакии) и Японии в Азии (оккупация Китая, Кореи и сопредельных территорий). Статьи и заметки носят предупреждающий характер, призывая коммунистов всех стран объединяться в борьбе с идеологическим врагом. При этом делается акцент на захватнических планах врага и его связях с внутренними врагами советского государства (троцкистами, бухаринцами, зиновьевцами и прочими)

Между тем, если выделять, на каких странах делался акцент, то получается следующая картину: 1930–1931 повышенное внимание уделяется итальянским фашистам и японским милитаристам в связи с претензиями на Китай, в 1932–1937 возрастает число статей о Германии: сначала в связи с победой Адольфа Гитлера на выборах и проигрышем коммунистической партии, а затем тема немецких фашистов становится фоновой темой для рассказов о Гражданской войне в Испании. Однако зачастую тема немецкого или итальянского фашизма служит фоном для рассказов пионеров Запада об их боях и подвигах, таким образом совмещая тему международного пионерского движения и врага, который ненавидит коммунизм ещё больше демократических капиталистов. Тем не менее, тема с интернациональными пионерами была популярна до 1936 года, после этого года статьи и заметки направлены исключительно на дискредитацию фашизма через аналитические статьи (как обширная статья «Существуют ли высшие и низшие расы» от проф. А.М. Быховского, опубликованная в 1937 году, № 3), описания боевых действий с жертвами среди гражданского населения (в случае с Испанией) или рассказов солдатов Красной армии о положении на границах (чаще всего в отношении Японии). Дополнительно возникает нарратив Германии как подчиненной страны, где Англия, Германия и другие страны выступают «хозяевами». Эти нарративы – Германия как самостоятельный агрессор и Германия как марионетка Запада – существуют параллельно.

1938 год был более осторожным: выражения «бей немцев» и негативный образ немцев присутствуют, но в качестве элемента при описании Гражданской войны в России, тема немцев присутствуют при обсуждении фильма об Александре Невском. Германия и Япония по-прежнему были обсуждаемыми темами, но в 11 выпуске 1938 года вышла статья, которая наметила очередную смену курса – «Как была предана Чехословакия», в которой описывается Мюнхенский сговор и объединение сил Германии и стран капитала против СССР. Но несмотря на очевидную агрессию Германии, значительная часть критики направлена на Великобританию и США, что объясняет увеличение количества статей, критикующих демократические западные страны.

Однако подобные статьи больше не встречаются в 1939 году. В 1939 году немецкая тема встречается часто, но уступает место японской и польской теме. Рассказы о боях с японцами по-прежнему являются главной темой журнала, поскольку помимо Китая, Япония атакует территорию дружественной СССР Монгольской народной республики. Роль главного агрессора с Запада на время принимает Польша. Поскольку в сентябре 1939 года к СССР отходят территории Западной Беларуси и Украины по итогам секретного протокола о разделении Восточной Европы, тема панов и обнищания народа из-за капиталистических амбиций Польши становится наиболее обсуждаемой темой к концу 1939 года и сохраняет актуальность в новом десятилетии. Со времен 1932 года, когда СССР боялся нападения Польши на границы из-за общего недовольства крестьян колхозами и наступившим голодом (Хлевнюк О. Сталин. История одного вождя. С. 173), это период, когда Польша в «Пионере» упоминается чаще всего. После сообщения о подписании пакта Молотова-Риббентропа (публикация в сентябре 1939) немецкая тема исчезает до конца 1939 года.

Внутренние враги

1930-е годы запомнились в истории как годы шпиономании и поисков внутренних врагов. Чаще всего врагами провозглашали «кулаков», священнослужителей, верующих и людей, подозреваемых в антисоветской деятельности («бывших людей»; сражавшихся на стороне царской армии). Пик обвинений против внутренних врагов среди крестьянства произошел в 1930-м году – более  70 статей и заметок в журнале были посвящены борьбе с кулаками. После 1930-го популярность «кулацкой» темы пошла на спад: в 1933 году было опубликовано около 12 статей, 1935 – 10 статьи, за весь 1938-й 9 статей.

Поскольку после провала «генеральной линии», голода 1932–1933 годов, крестьянских восстаний и провала пятилетки, правительство во главе со Сталиным было вынуждено пойти на уступки и перейти к принципу продналога (Хлевнюк О. Сталин. Жизнь одного вождя. С. 178), роль внутреннего врага на страницах журнала стали исполнять политические противники Сталина. Статьи против них появлялись нечасто, но всегда занимали один или несколько разворотов, поскольку для аргументации авторами использовались речи Сталина, Ленина или делегатов партийных съездов, делался акцент и на связи с капиталистическими странами.

Пример такой статьи в 1936 году, № 9, С. 3–5: 

Троцкий! Сколько лет боролся он против партии большевиков! У Ленина было для него два прозвища: Иудушка и Балалайкин <…> Это Сталин шел впереди партии и нес ее победное знамя. Сталин был самым дорогим человеком для всей страны и самым ненавистным для ее врагов. «Убить Сталина», – сказал Троцкий за границей.

«Убить Сталина, – повторили за ним Зиновьев и Каменев, – убить Кирова, и Орджоникидзе, и Ворошилова, и Кагановича, и Микояна, и Постышева, и всех, кто руководит партией, кто ведет страну к победам». <...> А в это время Троцкий из-за границы через своих шпионов, набранных в фашистской полиции, торопил их: «Скорее, скорее!». «Скорее, скорее! – торопили своих помощников Зиновьев и Каменев, —  скорее, скорее...» <…> Не успела еще кровь Кирова засохнуть в коридоре Смольного, как Зиновьев принес в редакцию «Правды» статью. Она называлась «Человек – маяк». Это была статья в память убитого. Ее написал убийца. 

По отношению к Троцкому, Зиновьеву, Каменеву и другим читатель выступает в роли свидетеля и палача:

Но страна сказала: «Довольно. Они должны быть уничтожены», – и приговор был приведен в исполнение. Ребята, и вы вместе со всей страной выступали свидетелями на этом суде.

Такая подача материала создавала чувство причастности к борьбе с врагами, настраивала их на бескомпромиссное отношение к внешним и внутренним недоброжелателям советского режима.

После битвы на озере Хасан и боев на Халхин-Голе, захвата СССР Западной Беларуси и Украины и трех московских дел, во время которых подчеркивался статус НКВД и разведки как главных защитников страны, раскрывающих тайные планы внутренних врагов, – положительный образ разведки и пограничников растет (1930 – 2 статьи, 1933 – 1, 1935 – 1, 1938 – 4, 1939 – 10). Чаще всего образ защитника СССР представляется в виде рассказов очевидцев и участников боев, и дополнительно дублируется в виде дискурса подготовки к войне. 

Мария Наумова
Келли К. Товарищ Павлик: взлет и падение советского мальчика героя. М.: Новое литературное обозрение, 2009
Штейнер Е. Что такое хорошо. Идеология и искусство в раннесоветской детской книге. М.: Новое литературное обозрение, 2019
Лебина Н. Советская повседневность: нормы и аномалии. М.: Новое литературное обозрение, 2015
Хлевнюк О. Сталин. Жизнь одного вождя: биография. М.: АСТ, 2019
Кравченко А. «Детская печать — вожак и организатор масс»: к истории формирования комсомольской системы руководства центральными пионерскими журналами Москвы в 1920-е гг. М.: Детские чтения, 2016
«Гуляй там, где все». История советского детства: опыт и перспективы исследования. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2013
Тимофеева И. Роль журнала «Пионер» в развитии советской детской литературы (1924–1932). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, 1954
Печковский П. Цензура в печати. История ограничения доступа к информации в советской России. Изд.: Вестник Брянского государственного университета, 2015
Расписание перемен: очерки образовательной и научной политики в Российской империи – СССР (конец 1880-х – 1930-е годы). М.: Новое литературное обозрение, 2012
Хеллман Б. Сказка и быль. История русской детской литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2016
Сомов В. Советский радиофронт: радио и воспитание патриотизма в СССР 1930-х годов // Историческая психология и социология истории. Том 8, номер 2, 2015