Польская школа-семилетка

Адрес: г. Москва, ул. Малая Грузинская, д. 27.

Семилетние (неполные средние общеобразовательные) школы существовали в СССР в 1920-1950-е годы. Среди них были национальные школы, преподавание в которых велось на родном для учащихся языке. В Москве была по крайней мере одна польская школа-семилетка. Она открылась не позднее 1927 г. и просуществовала до середины 1930-х гг. В 1937 г. почти все преподаватели школы были репрессированы.

 

на izi.TRAVEL

ул. Малая Грузинская д. 27/13. Фото: pastvu.com

ул. Малая Грузинская д. 27/13. Фото: pastvu.com

Национальные школы в СССР в 1920-е годы

В 1920-е годы советская власть всячески поддерживала развитие образования и культуры народов, проживающих в СССР — так называемых нацменьшинств. Это делалось для того, чтобы расположить граждан Страны советов к новой власти, которая решила не поддерживать, царивший в Российской Империи, великорусский шовинизм, а сделать ставку на культурное многообразие. Одним из приоритетных направлений политики в сфере образования стала программа по ликвидации безграмотности, которая включала в себя создание школ как для взрослых, так и для детей. Эти учебные заведения помимо своей основной функции — обучение письму, чтению, счету — занимались также, в той или иной степени, пропагандой.

Резолюция по вопросам культурно-просветительской работы, принятая на конференции коммунистов-поляков в России 3–5 мая 1920 г., красноречиво свидетельствует об истинных целях советской власти:

Невежество народных масс было всегда опасным врагом коммунизма, наиболее же опасным оно является теперь… когда мы переходим от борьбы с внешним врагом к внутреннему строительству. Особенно жгучим является вопрос ликвидации безграмотности.

Хорошая организация польского школьного и дошкольного воспитания имеет, кроме своего общего значения, также большое влияние и на успешное проведение всяких мобилизаций поляков как для военной так и для экономической задач |напр. железнодорожники |. Не желающий отдать в русскую школу своих детей рабочий поляк будучи спокоен насчет воспитания и судьбы своих детей — охотнее, лояльнее и более дисциплинированно поддастся всякому перемещению с поста на пост и с одного места на другое.

Хорошая организация культурно-просветительской работы одновременно является одним из фактов, который может усилить стремление рабочих Польши к переселению в Россию.

РГАСПИ Ф. 63. Оп. 1 Д. 5 Л. 32

Однако, во второй половине 1930-х годов государственная политика изменилась. Была сформулирована идея о так называемых «враждебных наций», которые подлежали депортации, арестам, а начиная с 1937 г., массовому уничтожению. В результате среди жертв массовых политических репрессий в СССР поляки составили одну из самых многочисленных национальных групп.

 

Польская школа на Малой Грузинской

Польская школа на Малой Грузинской располагалась в двухэтажном особняке рядом с католическим костелом. Преподавание здесь велось на польском, в программу также входил курс русского языка. При школе существовала пионерская организация, но, по некоторым данным, вступление в нее не являлось обязательным. Классы были смешанные: мальчики и девочки учились вместе. 

 

Антирелигиозное воспитание

В 1929 году Комиссариат народного просвещения постановил организовать при всех школах кружки «воинствующих безбожников», а также ввести должность преподавателя антирелигиозного воспитания. Годом ранее был выпущен секретный циркуляр, который предписывал учителям следить за тем как ученики и их семьями относятся к религии, и даже посещать их дома для этой цели. Во многих школах были организованы конкурсы придумывания наиболее кощунственного ругательства на бога, устраивали игры в форме «суда над богом» и т.п.

Эти нововведения коснулись и учеников польской школы-семилетки на Малой Грузинской. Например, детей заставляли голосовать за принятие антирелигиозных резолюций. Польскоязычный журнал “Wojujący Bezbożnik” («Воинствующий Безбожник») от 6 января 1930 г. в статье «В костелах польских» сообщал, что 24 декабря 1929 года в польской школе на Красной Пресне во время антирелигиозной лекции дети постановили, что нужно закрыть польские костелы и переделать их под рабочие клубы, а во время церковных праздников учредить антирелигиозные демонстрации на улице. Кроме того, дети получили право подавать петиции властям, при условии, что они будут антирелигиозными, например, против выходного на Рождество (Dzwonkowski R. Kosciol katolicki w ZSSR: 1917-1939. Zarys historii. Lublin, 1997. С. 92.).

Закрытие школы и репрессии

По воспоминаниям одного из учеников,  Моссаковского, рядом с Савеловским вокзалом находился филиал школы. В 1930-е годы закрыли сначала филиал, а затем и саму школу. Класс Моссаковского, поскольку он был выпускной, не расформировали, а позволили детям доучится, переведя их в русскую школу, в которую, вслед за школьниками, перешли все польские преподаватели. После выпуска этого класса польская школа окончательно прекратила свое существование. По свидетельству Моссаковского в 1937 году почти все учителя школы были арестованы и многие из них расстреляны. 

Мария Костромицкая
РГАСПИ Ф. 63. Оп. 1 Д. 5 Л. 32
Интервью с Моссаковским (предоставлено Архивом Международного Мемориала)
Dzwonkowski R. Kosciol katolicki w ZSSR: 1917-1939. Zarys historii. Lublin, 1997.