Завод опытных конструкций / ОКБ-156 / ПАО «Туполев»

Адрес: Москва, наб. Академика Туполева, д. 15 и 17

Завод опытных конструкций (ЗОК) был создан как производственная база для авиационного отдела ЦАГИ, созданного в 1922 году и возглавляемого Андреем Николаевичем Туполевым. В 1936 году конструкторский отдел СОС (КОСОС) и завод опытных конструкций (ЗОК) были выделены из ЦАГИ и образовали авиазавод № 156 Наркомтяжпрома.

В 1938–1941 годах на его территории располагалось ЦКБ-29 НКВД, в котором работали репрессированные авиационные специалисты (в том числе и А. Н. Туполев). В июле 1941 года предприятие эвакуировано в Омск. В середине 1943 года завод № 156 возобновил свою работу в Москве.

В настоящее время — ПАО «Туполев».

Ангары завода № 156 Наркомтяжпрома. ЦКБ-29. 1940. Фото: tupolev.ru

Ангары завода № 156 Наркомтяжпрома. ЦКБ-29. 1940. Фото: tupolev.ru

В 1922 году при ЦАГИ была организована комиссия по постройке металлических самолетов, председателем которой был назначен А. Н. Туполев. Авиационный отдел ЦАГИ, возглавляемый Туполевым, стал по существу самолетостроительным КБ с собственной производственной базой (мастерские, с 1926 года — опытный завод). Первым самолетом КБ стал АНТ-1 (1923). Позже авиационный отдел ЦАГИ был переименован в отдел авиации, гидроавиации, опытного строительства (АГОС), затем в ЦКБ ЦАГИ, сектор опытного строительства (СОС).

В 1936 году конструкторский отдел СОС (КОСОС) и завод опытных конструкций (ЗОК) были выделены из ЦАГИ и образовали авиазавод № 156 Наркомтяжпрома. В 1938–1941 годах на его территории располагалось ЦКБ-29 НКВД, в котором работали репрессированные авиационные специалисты (в том числе и А. Н. Туполев. В июле 1941 года предприятие эвакуировано в Омск. В середине 1943 года завод № 156 возобновил свою работу в Москве.

До 1973 года ОКБ руководил А. Н. Туполев. После его смерти ОКБ возглавил его сын — А. А. Туполев. Одновременно ОКБ было присвоено имя А. Н. Туполева. В 1970-х годах завод № 156 был переименован в Московский машиностроительный завод «Опыт».

В 1989 году ММЗ «Опыт» преобразован в Авиационный научно-технический комплекс (АНТК) им. А. Н. Туполева (с 1992 года — акционерное общество). В 1992–1997 годах генеральным директором АНТК был В. Т. Климов, в 1997–1998 — И. С. Шевчук, с 1998 — В. Г. Александров. Предприятие награждено двумя орденами Ленина (1947, 1972) и орденом Октябрьской Революции (1971).

Музей ОКБ Туполева

Организация музея началась при жизни А. Н. Туполева, в 1960-е годы. Первоначально речь шла о создании Музея трудовой славы.

В 1972 году, в соответствии с приказом, подписанным министром авиационной промышленности, музей получил статус национального как филиал Научно-мемориального музея Н. Е. Жуковского. Экспозиция разместилась в бывшем здании КОСОС (ул. Радио, 24), в помещениях, где располагались кабинет А. Н. Туполева, его комната отдыха и зал заседаний.

В данный момент музей располагается в трех помещениях основного здания ПАО «Туполев».

Музей Опытного конструкторского бюро А. Н. Туполева. Фото: tupolev.ru

Музей Опытного конструкторского бюро А. Н. Туполева. Фото: tupolev.ru