Дом для стахановцев строительства канала Москва-Волга на 1-й Мещанской улице

Адрес: Москва, проспект Мира, д. 71, стр. 1

 

Строительство дома. 1936 г.

Вместе с объектами канала на территории Москвы ввели в эксплуатацию жилые дома и комплексы, в реализации которых были задействованы структурные единицы Строительства канала. Примеры таких комплексов: 2 жилых дома НКВТ (Наркомата водного транспорта) при гидроузлах шлюзов № № 7-8 и № 9, проектированием которых занимались архитекторы Москва-Волгостроя НКВД В. И. Кринский (шлюзы № № 7-8) и А. М. Рухлядев (шлюз № 9), дом для стахановцев / управления канала на 1-й Мещанской улице, построенный с привлечением ресурсов технической базы строительства канала под контролем инженерно-строительного отдела НКВД. 

Ближе к концу строительства канала Москва-Волга приняли решение о строительстве жилого дома для стахановцев (эвфемизм, которым могли называть как, например, отличившихся и получивших условно-досрочное освобождение заключенных, так и руководство). В апреле 1936 года президиум Московского совета выделил участок под строительство 50-квартирного дома на 1-й Мещанской улице. Здание не входило в номенклатуру сооружений канала, из-за чего возникли сложности с выделением достаточного количества необходимых ресурсов, в частности, строительных материалов, которые должен был поставлять отдел технического строительства канала.

Проектирование поручили отдельной от структуры строительства московской 5-й архитектурной мастерской, контроль над отстающим от сроков строительством с осени 1936 осуществлял инженерно-строительный отдел НКВД. На каждом из 6-ти этажей (кроме 1-го) было предусмотрено по 10 квартир от 2-х до 5 комнат каждая. Строительные работы начали в сентябре 1936 года. Силами 300 рабочих дом планировали построить в 9-месячный срок и сдать к открытию канала 1 мая 1937 года.

Земляные работы, закладку фундаментов удалось закончить до ноября 1936 года. Из-за затягивания сроков строительства дальнейшее ведение строительных работ поручили инженерно-строительному отделу НКВД. К декабрю строительные работы начали пробуксовывать. Архитектурная мастерская продолжала вносить изменения в рабочую документацию, что приводило к переделкам на стройке. Механизация строительного процесса также отставала от намеченных планов, из установленных 6 механизмов работал только один транспортер, с Крюковского завода поставлялся битый, половинчатый кирпич, рабочих-строителей не снабжали необходимой спецодеждой, каменщики вынуждены были работать без перчаток. Дом, сданный в эксплуатацию в 1938 году, фигурирует в более поздних источниках как «дом Управления канала Москва-Волга».