Реконструкция Савеловской железной дороги
Адрес: Московская область, Дубна, пр. Боголюбова, д. 54.
Савеловская железная дорога была основной транспортной магистралью, задействованной при строительстве канала, работы по ее реконструкции (прокладке новых железнодорожных путей и строительство новых станций) осуществлялись в значительной степени силами Дмитлага, т. е. заключенными.
К началу строительства канала конечная станция Савеловской железной дороги находилась в Дмитрове, ее протяженность составляла около 60 км. На всем протяжении дорога была однопутной, за исключением участка Бескудниково-Хлебниково 11-21 км. Работы по реконструкции железной дороги делились следующим образом: строительством второго пути от станции Хлебниково до станции Дмитров занималось Управление строительства канала, постройкой второго пути от Москвы до Бескудниково — где находилась центральная база снабжения Дмитлага — занималось Управление Северной железной дороги.
Уже летом 1932 года, когда возводился штабной поселок Центрального района на станции Влахернская, и на стройку стали прибывать первые заключенные, стало очевидно, что одного полотна железной дороги на дистанции от Москвы до Дмитрова недостаточно для одновременной перевозки грузов и осуществления пасажирского движения. Насущным был вопрос о строительстве второго пути.
7 декабря 1933 г. было издано постановление СНК СССР № 2640, гласивешее:
«ввиду плохой пропускной способности Савеловской железнодорожной линии при нынешнем ее состоянии и невозможности обеспечить перевозки Москволгостроя, признать необходимым в течение 1934 года не позднее августа-сентября уложить вторые пути на участке Хлебниково — Дмитров (45 км.)».
(Газета «Ударник» от 16 июля 1932 г.)
В феврале 1934 года Президиум Московского областного исполкома своим постановлением за № 395 изъял из территории, принадлежавшей селу Мельдино Талдомского района, 1,5 гектара земли «под бараки для рабочих, строящих железнодорожную ветку». Разумеется, под «рабочими» в данном случае подразумеваются заключенные.
Работы по постройке вторых путей начали в мае 1934 года, закончили в основном к осени 1934 года, за исключением участка Яхрома-Турист, который завершили летом 1935 г. Полная протяженность одноколейной железной дороги до Волги составила 39,5 км. На ветви также соорудили однопутный металлический железнодорожный мост через р. Сестру.
На станции Большая Волга во время строительства организовали паровозное депо и ремонтные мастерские, ветку к пристани длиной 3 км. Кроме Волжской ветки в ведении канала было еще 33 более мелких железнодорожных ветки с подъездными путями (общая протяженность около 160 км).
В апреле 1934 года начали расчистку местности для укладки железнодорожного полотна Темпы-Карманово-Большая Волга. Согласно воспоминаниям, собранным жительницей Иваньково Л. И. Крючковой, к строительству железной дороги привлекали жителей расположенных рядом деревень:
«Из ближайших деревень собрали молодежь, в основном женщин и девчонок, лошадей с подводами, и на намеченном участке стали вырубать лес, кусты, возить землю».
(Л. И. Крючкова. Иваньково: Город моего детства. 2016 г.)
Крючкова также приводит в своей книге такой разговор со свидетельницей тех событий (разговор записан в Иваньково):
«...Всю жизнь на тяжелой работе. Девчонкой была, а нас собрали молодых да и привезли в лес на железную дорогу, на стройку. Земля еще не отошла, а нам дали лопаты в руки, да в канавы, в воду. На мне платье ситцевое, пиджачок да башмаки. Так и работала в этих ямах все лето. Обсохнем у костров, погреемся — и опять откосы копать в жиже болотной. Доктор там старенький был, здорово нам помогал. Мы кашлять стали, чирьями все пошли, ревем. А он нам: “Бегите, девки, пропадете здесь”. А куда бежать, кругом болота да и боялись. Отправили меня тогда к мамке, пока совсем не слегла — долго потом ноги болели».
(Л. И. Крючкова. Иваньково: Город моего детства. 2016 г.)
28 декабря 1935 г. приказом МВС и Дмитлага № 295 было объявлено о начавшейся 2 ноября эксплуатации двухпутного участка «Хлебниково-Дмитров» Савеловской железной дороги. Вот как выглядела построенная дорога в 1935 году:
«От станции Вербилки до Иваньковской бетонной плотины мы едем по новой железнодорожной ветке. Построена она недавно каналом Москва-Волга. На протяжении 39 километров от станции Вербилки до Большой Волги дорога тянется по чаще непроходимых лесов. Это единственный путь, по которому можно добраться до Иваньковской плотины. Быстро мелькают станции: “Соревнование”, “Темпы” и наконец “Большая Волга”. Состав нашего поезда товарно-пассажирский. В длинном составе товарных вагонов три теплушки приспособлены для перевозки пассажиров».
(Газета «Ударник». № 244, 1935 г.)
Наряду с эксплуатационными ветками постоянного назначения построили временные железнодорожные пути для экскаваторов и на карьерах, всего 228 км путей обычной колеи и 185 км узкой колеи.