Лагпункты Истринского района

Адрес: городской округ Истра, поселок гидроузла имени Куйбышева, д. 21.

Нахабино, Институтская улица, 21.

Тэги: 

Начало работ в Истринском районе относится к додмитлаговскому периоду строительства. Работы начались в 1929 году. Вел их трест «Москвострой» — по проекту и при консультационной поддержке фирмы «Siemens-Bauunion» (Московское отделение компании Siemens, открытое в 1928 году). Компания участвовала в строительстве электростанции, в частности, плотины Днепростроя, подготовила проект Московского метрополитена. Базисный склад строительства расположился в рабочем поселке Нахабино.

Cоздание водохранилища с плотиной позволило бы частично зарегулировать реку Истру, увеличивая в маловодные периоды подачу воды к Рублевскому водопроводу (он в то время был основным источником водоснабжения Москвы). В разработанном немецкими специалистами варианте створ плотины планировался у с. Андреевское. Стоимость работ дожна была составить 20 млн 900 тысяч рублей за 3 года строительства, дополнительно предлагалось завезение импортного оборудования и металлического шпунта на сумму 1 млн 200 тысяч рублей.

В 1931 г. в связи с намечавшимся тогда вариантом трасссы канала Москва-Волга по долине реки Истры створ плотины перенесли вниз по реке к деревне Зеленково. Весной 1932 г. продолжали подготовительные работы вблизи деревни Зеленково: пробурили 88 скважин, строили рабочий городок на 2 500 человек, были готовы кооператив, столовая, две конюшни на 150 лошадей и т. д., однако очень скоро проект пересмотрели, уже в августе все работы остановили. Проект плотины у деревни Зеленково, в случае осуществления образовавшей бы колоссальное водохранилище с ответвлением в долину Нахабинки до ее соединения с рекой Сходней, так и остался на бумаге. В итоге плотину на Истре все-таки построили, но много выше, у села Ракова, трасса же канала прошла далеко в стороне.

В декабре 1931 г. постройку плотины передали Управлению строительства канала Москва-Волга, но в мае 1932 г., когда направление канала окончательно выбрали, утвержден был Дмитровский вариант, и река Истра осталась в стороне, створ плотины снова перенесли к с. Андреевскому, и постройку снова передали тресту Мосвокстрой. Консультирвоание компании «Siemens-Bauunion» продолжалось независимо от перехода плотины из одной строительной организации в другую.

К декабрю 1932 г., после окончательного закрепления строительства плотины за трестом Мосвокстрой вблизи деревни Андреевское там построили два дома для рабочих, столовую, кухню, ряд мелких служебных зданий и поселок для администрации из 6 рубленных небольших домиков (в том числе один или два для немецких консультантов).

«Через два года гигантская плотина длиной в километр и высотой в двадцать два метра, начавшись у села Андреевского, пересечеет Истринскую долину и превратит еее в колоссальное водохранилище-озеро... Сейчас на место стройки уже прибыли немецкие инженеры, которые будут руководить работами. Стройка в полном разгаре. Пятьсот грабарей роются в земле, расчищая дно будущего гигантского водоема; подвозятся строительные материалы; стучат топоры плотников, свистят рубанки столяров — там, где ничего не было, возникают большие просторные бараки, домики, конюшни, прокладываются подъездные пути». 

(Мамаев С. Истринское водохранилище // Истра.рф. – № 42, 2020)

К 1932 году строительство продвинулось весьма незначительно, было выполнено 197 тысяч кубометров земляных работ из общего объема 2 млн кубометров, бетонные работы не начали. В январе 1932 года в городе Истра (бывший Воскресенск) было образовано управление Истринского строительства. Его руководителем с 1 января был назначен А. А. Белоконев.

В итоге проект отменили, а все дела передали от Наркомвода ОГПУ (с 1934 года — НКВД). 28 октября 1932 г. В. М. Молотов подписал секретное постановление СНК СССР № 1652/342, в котором говорилось: 

«Не возражать против использование рабочих и технических сил Беломорстроя для строительства канала Волга-Москва и Истринской плотины, возложив на ОГПУ организацию и руководство этим делом. Строительство закончить к августу 1934 года».

Началось развертывание лагерной инфраструктуры.

Строительство Истринского гидроузла проходило при крайне низком уровне механизации в крайне сжатые сроки, в результате чего строители, т. е. заключенные, подвергались особенно тяжелым испытаниям. Техническое оснащение строительства в 1932 г. описывал начальник ремонтных мастерских Г. И. Шанаев следующим образом:

«В начале механизации Истра располагала только наследнием “Истрастроя”, в виде двух-трех изношенных механизмов и мастерских из пары тисков. Работы начались с переброски механизмов на новое место стройки, как старых, так и вновь поступающих. Для этой цели вначале имелся единственный трактор, и тот, будучи поставлен на рельсы, буксовал. Вышли из положения тем, что забетонировали его колеса. Едва наладив трактор, очутились без вагонеток, так как имевшиеся вагонетки Коппеля не были пригодны для целей перевозок. Сделали вагонетки и приступили к установке электростанции…» 

После малоснежной зимы 1933 г. наступила весенняя распутица, дороги превратились в сплошное месиво грязи.

«И вот, родился первый, и едва ли не самый замечательный, героический эпизод строительства Истринской плотины. В самых топких местах, засасываемые глиной, многие сотни людей растянулись бесконечно длинной цепочкой и передавали из рук в руки по одной доске. Так на строительную площадку были поданы тысячи досок, из которых передовые отряды строили для себя и для своих будущих сотоварищей жилье на Истре». 

(Журнал «Москваволгострой». № 5, 1934 г.)

В апреле 1933 года был уложен узкоколейный путь от ст. Новый Иерусалим до сооружаемого поселка протяжением 13 км.

«И несмотря на отсутствие механической тяги, строительство почувствовало некоторое облегчение. Материал грузился на вагонетки и вручную подавался на постройку».

(Журнал «Москваволгострой»)

В конце апреля на строительстве появился привезенный с Белморстроя паровоз.

В марте-апреле количество заключенных на строительстве достигло 11 тысяч человек.

В ноябре 1933 г. закончили бетонирование сводов водоспуска.

Наиболее трудоемкая часть работ по выемке грунта проходила практически вручную в зимний период без предварительных гидрогеологических исследований. В приведенном фрагменте описываются работы осенне-зимнего сезона 1933-1934 гг.:

«Необходимо отметить, что значительная часть выемки производилась в условиях дождливой осени и суровой зимы, местами на большой глубине, при большой фильтрации подпочвенных вод... Выемка производилась в период почти непрекращающихся дождей. Грунт насыщенный водой, не держался на лопате, вытекая из грабарок. Водосборные кюветы, идущие вдоль котлована и колодцы у насосов все время заплывали и требовали непрерывной очистки… В то же время требовалось срочно дать котлован для бетонных работ. Для этой цели был применен конвейерный способ возки, т. е. образована непрерывная цепь грабарок, движущихся вдоль котлована и нагружаемых на ходу, с расчетом, чтобы при выходе из котлована грабарка оказалась бы полностью нагруженной». 

(Журнал «Москваволгострой». № 5, 1934 г.)

Также на строительстве использовали лошадей:

«Для возможности движения лошадей были устроены деревянные щитовые дороги. Но, вследствие вытекания разжиженного грунта из грабарок, дороги быстро засорялись, и трапы тонули в разжиженном грунте. Требовалась непрерывная очистка конных трапов и все движение лошадей было крайне затруднено. Первый котлован под бетон был сдан 31 июля 1933 г.»

(Журнал «Москваволгострой»)

Самые тяжелые работы производились в котловане зуба плотины (250-300 м) на двенадцатиметровой глубине:

«Выемка котлована производилась зимой при сильных морозах, причем полной осушки грунта, насыщенного водой, достигнуть нельзя было, и работу пришлось вести в мокром грунте в узком с часто поставленными распорками котловане. Все же этим способом при напряженной работе, удалось выбрать котлован и углубиться в юрской глине. Набивка котлована глиной в этих условиях так же была крайне затруднена».

(из статьи «Производственно-Технический план Истринского района» старшего инженера Истринского района П. М. Гриельского)

О бесчеловечных условиях свидетельствует указ от 2-го декабря 1933 года, где Фирин устанавливал условия работ при крайне низкой температуре: работы прекращались только при морозе 30 градусов для основной массы заключенных и 25 градусов — для «нацменов», в основном выходцев из южных республик СССР.

Из рапорта 2 ноября 1934 г. следует, что объем земляных работ составил 2 млн кубометров, было уложено 64 000 кубометров бетона. Весной 1935 года плотина была готова к приему паводковых вод, и началось заполнение Истринского водохранилища. В 1936 году была пущена первая очередь гидросооружений.

А. В. Крохин в своих воспоминаниях отмечает «Истринский ОЛП как крупный, состоявший из нескольких лагпунктов» (по некоторым сведениям — из четырех). Располагаться они должны были на территории от Никулина до Ламишина. В задачи заключенных входили работы по вырубке леса, очистке ложа водохранилища, переносу селений, постройке плотин, водоспусков. Среди заключенных были как мужчины, так и женщины.

Как и на других стройках Дмитлага, среди заключенных было много выходцев из различных республик: «сводный отряд нацменов Центрального района, в количестве 500 человек из лучших бригад отрядов “Красный Восток” и “Закавказье” был задействован в кульминационный период строительства» (Приказ № 149 по МВС и Дмитлагу от 21 июня 1934 г.).

Помимо земляных работ и строительства плотины труд заключенных использовали на возведении необходимой инфраструктуры, в частности, их силами здесь было построено около 30 км подъездных путей.

Центральный участок Истринского строительства — Скриковский — получил название по деревне Скриково, находившейся приблизительно на месте плотины. Участок упоминается в приказе по рабочему составу Дмитлага НКВД от 3 ноября 1934 г. : 

«Писаренко Арнольд Рафаилович, помошник начальника Скриковского участка Истринского района перемещается на должность начальника Лаггородка 3 участка Северного района, с 1 ноября 1934 г.»

(ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918-1960 // под ред. акад. А.Н. Яковлева; сост. А.И. Кокурин, Н.В. Петров. М.: МФД, 2000)

Строительные работы проводили на территории от нынешней платформы Новоиерусалимская к северу до Истринской плотины. О местоположении одного из лагпунктов становится известно из воспоминаний старожила Истры Людмилы Ивановны Каралюнец: 

«В начале 1930-х гг. выше города начали строить Истринскую плотину, была создана для этого организация “Истрастрой”, а местная газета была переименована из “Воскресенских известий” в “Истринскую стройку”. При строительстве стали сносить деревни, которым грозило затопление (Пятница-Берендеево, Лопотово, Васильки и другие), их жители стали переселяться в город. Истра стала расти, в ней появились новые улицы - Рябкина, Шнырева, 25-летия Октября. Возводили плотину заключенные, много было среди них украинцев... Лагерь с деревянными бараками, в котором находились тысячи зэков, был в Бужарово (я в это время работала там в сберкассе и выдавала рабочим деньги). Часто заключенные убегали, тогда охрана НКВД начинала прочесывать окрестные леса (один раз я сама нарвалась в лесу на военных с оружием)».

(Каким я помню Воскресенск (Воспоминания старожила Истры Людмилы Ивановны Каралюнец о Воскресенске))

После окончания строительства плотины в 1934 году на месте лагеря образовался поселок. Возможно, при возведении домов использовали балки разобранных лагерных бараков.

«От станции Ново-Иерусалимская к Бужарово была проложена узкоколейка, по ней ходил рабочий поезд с паровозом». Дорогу разобрали после строительства, ее трассировку можно частично проследить по фрагменту трассы 46Н-02862, идущему вдоль Истры в непосредственной близости от Истринской плотины».

(Каким я помню Воскресенск (Воспоминания старожила Истры Людмилы Ивановны Каралюнец о Воскресенске))

В 1936 г. на Истринской плотине была пущена ГЭС на двух турбинах.  

Отдельный Истринский участок МВС ликвидировали лишь 20 января 1936 года. 

Карьеры

Для добычи гравия, необходимого для производства бетонных работ, были задействованы карьеры: Бабкинский, Бужаровский и впоследствии, по мере исчерпания ресурсов этих карьеров, было открыто новое месторождение у села Никулино, откуда гравий подавался через русло реки Истры по специально сооруженным гравиемолкам. Песчаный карьер находился у села Скриково на берегу Истры, здесь заключенные «нагружали материал вручную железными лопатами без применения механизации» — такой вид работы был одним из самых тяжелых на строительстве канала.

Добыча глины шла у деревни Раково, для чего построили двухпутную узкоколейную дорогу длиной 1 км, а также у деревни, откуда глину доставляли автомашинами. 

Захоронение

Предположительное захоронение выявлено на западном берегу водохранилища на месте спортивного поля бывшего пионерского лагеря «Восход».  Рядом с церковью Казанской иконы Божией Матери в Ламишино установлены памятный крест и табличка «Здесь покоится прах репрессированных строителей Истринской плотины. 1932-1935 гг.»