Лагпункты Икшанского района
Адреса: Дмитровский городской округ, с. Игнатово, ул. Центральная, д. 1, Дмитровский городской округ, п. 3-й участок, Тополиная ул., д. 1, Дмитровский городской округ, садовое товарищество «Парус», д. 40, Дмитровский городской округ, дер. Подосинки, ул. Новые Подосинки, д. 38, ул. Черной речки, д. 4, Дмитровский городской округ, с. Батюшково, д. 13.
В разгар строительства в 1935 году в Икшанском районе, включавшем 5 участков, было 4 лагерных пункта и с/х поселок Дмитлага. Среди них лагпункт на участке № 1 вблизи поселений Подосинки, Игнатово и Дубровка, лагпункт между поселениями Черное, Пчелка и Игнатово, лагпункт участка № 5 между деревнями Батюшково и Благовещенское, а также с/х участок, обслуживавшийся заключенными. При строительстве было как минимум 3 карьера. Один из них - гравийный карьр "Репечиха" на правом берегу канала. В марте 1936 года он был раширен под нужды Дмитлага до 40 га, для чего были переданы земли квартала № 29 Спасской дачи и кв. № 28 Деденевской дачи Коммунистического Райлесхоза лесного участка. В настоящее время на территории карьера находится горнолыжный курота Икша.
Икшанский гидроузел — последний «подъемный» в серии сооружений канала на пути от Иваньковского водохранилища к Москве. По прохождении через его шлюзы № 5 и 6 и насосные станции № 185 и 186 вода в канале Москва-Волга идет самотеком. Также к нему принадлежит Икшанская дамба, перекрывающая старое русло реки Икши и обеспечивающая уровень воды в Икшанском водохранилище.
Строительство у поселка Икша, судя по всему, началось несколько позже, чем на остальной трассе: в июне 1932 года приказ Управления строительством Москаналстроя лишь предписывал набрать и прислать первых 500 землекопов к 20 июня, к августу же планировалось иметь на Икше 2000 человек рабочей силы. Уже в сентябре, однако, все строительство передали под управление ГУЛАГ, и вольные рабочие оказались совершенно не нужны.
Летом 1933 г. снесли Икшанский проволочно-гвоздильный завод, производство перенесли в Москву, а на месте завода начали строительство шлюза № 6. Также перенесли на противоположный берег канала деревни Ростиславские выселки и Черная.
С января 1934 года объект входит в Центральный район лагеря и строительства на правах Икшанского участка, и только к январю 1935 года можно обнаружить упоминания обособленного Икшанского района в структуре строительства. В качестве района лагеря и строительства Икша просуществовала до сентября 1937 года, когда, как и большинство других объектов, ее сократили до Отдельного Икшанского участка — в это время постройка канала официально завершена, и количество заключенных во всей структуре Дмитлага сокращается в 5 раз по сравнению с пиковым 1936 годом, до 30-40 тысяч человек. В приказах за сентябрь, однако, продолжают встречаться упоминания объектов «бывшего Икшанского района, что указывает на значительный охват его территории и влияние в 1935-1936 гг. После завершения основных работ Дмитлага и переформирования стройорганизации в Отдельный Дмитровский район ГУЛАГ Икшанский гидроузел продолжал функционировать в его рамках как Икшанский участок. При окончательной ликвидации канальских лагерей в июле 1938 года Икшанский участок был одним из 5 последних наряду с Волжским, Центральным, Химкинским и Дмитровским.
В 1934 году Икшанский гидроузел обслуживало не менее пяти лагерных пунктов. Все они должны были находиться ближе к шлюзу № 6. Из-за сложных геологических условий лагпункт при строительстве шлюза № 5 устроили на некотором отдалении, у села Игнатово.
Для определения более точной географии распространения лагпунктов был проанализирован перечень рабочих городков 1935 г. Согласно ему, Икшанскому району, делившемуся на 5 участков, были подчинены 4 лагерных поселка и 1 с/х участок.
Поселок № 1 находился в треугольнике на расстоянии 1-3 км от населенных пунктов Подосинки, Дубровки, Игнатово. С наибольшей вероятностью на месте поселка впоследствии был образован пионерский лагерь «Дзержинец». Севернее, в непосредственной близости от поселений Батюшково и Благовещенское находился поселок 5-го участка — отсюда можно сделать вывод, что деление на участки не всегда было последовательным с севера на юг. Значительно южнее вблизи поселений Игнатово, Пчелка, Черное и шлюза № 6 находился еще один лагпункт (его номер в перечне, возможно, указан ошибочно — 9). По всей видимости, сейчас его место занимает поселок № 4.
Стоит отметить, что в описи поселков предполагалось сохранить поселки и использовать их под дачи, однодневные дома отдыха, рабочие поселки.
После окончания строительства 3 Икшанских карьера нерудоископаемых вместе с жилыми домами передали тресту Гормост.
Гидроузел по итогам строительства канала оказался далеко не самой удачной частью трассы. Мало того, что лагерный участок при нем сохранялся вплоть до расформирования Дмитровского района ГУЛАГа летом 1938 г. — уже на следующий год Правительственная комиссия по приемке работ, обследовавшая все русло канала, в числе прочих потребовала ремонта и икшанских сооружений. В отчете отмечалось, что шлюз № 6 находился в наиболее плачевном состоянии среди всех канальских построек — в 1939 году на нем произошла авария «с отрывом порога короля», то есть разрушением детали, подпирающей ворота шлюза в закрытом состоянии, поставившая под угрозу навигацию по всему каналу. Ставился вопрос о временном закрытии судоходства, однако о положительном его решении в отчете комиссии сведений нет. Ремонтные работы на аварийном объекте завершили только в 1940 году. Выяснилось, что в разрушенной конструкции было «недостаточно» арматуры, а имеющуюся установили неправильно. Также восстановлению подверглись камеры турбин на обеих насосных станциях гидроузла, в русло канала ввели речку Базарку.
Лагпункт № 1 «Икша» при одноименной железнодорожной станции упоминается в приказе от 13 января 1933 года, в котором на него возлагается обязанность расчистки части Дмитровского шоссе от снега. С другой стороны того же 18-километрового промежутка дороги уборкой снега предписывалось заниматься жителям деревни Сухарево (современная деревня Сухарево округа Мытищи), из чего можно сделать вывод о наличии в ней еще одного лагерного пункта, пока безномерного (Дмитлаг все же не имел прямой власти над гражданскими населенными пунктами, не относящимися к его отделениям).
Лагпункт на 3 тысячи человек, в задачи которого входило возведение гидроузла шлюза № 5 был организован рядом с селом Игнатово. Заключенные лагпункта занимались разработкой расположенного поблизости «Игнатовского» карьера. Геологические условия местности вблизи шлюза — сильно изрезанный оврагами рельеф, плотный лес — не позволяли разместить такой крупный лагпункт ближе.
В 1933-1934 гг. лагпункт рос и расширялся, о чем свидетельствуют протоколы заседаний Исполкома Московской области, зафиксировавшие неоднократную передачу земли Игнатовского сельсовета Дмитлагу под «рабочий поселок при шлюзе № 5». Так, например, постановлением Президиум Мособлисполкома от 19 марта 1934 г. из состава землепользования колхоза с. Игнатово и для строительства зданий ВОХР (вооруженной охраны) при шлюзе № 5 было выделено 0,8 га.
Постановлением от 13 сентября 1934 г. рабочий поселок (лагерь) при шлюзе № 5 расширялся на 2,20 га. Также МВС выделили «во временное пользование (до окончания строительства канала) участка земли в 0,4 га рядом с селом Игнатово — под кладбище, и в постоянное пользование рядом — под шлюз № 5».
Суммарно было выделено не менее 93 га земли из пользования одного лишь села Игнатово, причем уже после массовой передачи земель Строительству, происходившей в самом его начале. Выделяемые территории были предназначены как для лагеря, так и для русла канала и различных подсобных строений, таких как электроподстанции, склады, железнодорожные пути, технические базы. Так, в декабре 1933 г. и апреле 1934 г. на заседании подмосковного исполкома предлагается отдать несколько гектаров из игнатовского землепользования непосредственно под лагпункт № 5 (при шлюзе № 5) и бараки ВОХР при нем, причем в первом случае уточняется, что районный исполком одобрил возведение «поселка» на 3 тысячи рабочих примерно в километре от самого пятого шлюза.
Вероятно, этот же лагпункт, фигурирующий в списке лагерных поселков 1935 года как поселок участка № 1, включал следующие обьекты: 17 жилых бараков, баня (землянка), прачечная, насосная станция, 3 конюшни, 2 барака под лазарет и амбулатория.
В июне 1934 года Президиум Мособлисполкома изъял из земель Варварьинского колхоза (деревня Варварино у станции Морозки) 4 га «под рабочий поселок» МВС, то есть для создания лагпункта. Для тех же целей был выделен участок в 18,7 га из земель села Подосинки. На сегодняшний день этот населенный пункт занимает земли противоположного Морозкам берега канала, но до прокладки русла его земли могли быть расположены к северу и западу.
Также в архивных материалах упоминается рабочий поселок «Лагпункт Подосинки № 2 7-го участка Центрального района», существовавший в 1934 г. В ходе исследования был выявлен любопытный архивный документ — план планировки лагпункта рядом с д. Подосинки. Вероятнее всего, это проектное предложение для планировавшегося к расширению лагпункта.
На плане показан обширный рабочий поселок, включающий более 30 сдвоенных жилых бараков, расставленных в соответствии с рельефом местности. В центре поселка — здания конторы участка и столовая. В поселке был запланирован стационар, баня, прачечная, общежития технического персонала, пожарное депо и технические постройки.
Насколько можно судить по Н-образной конфигурации бараков, Поселок должен был быть укомплектован сдвоенными бараками МВС-III, применявшимися на строительстве с 1934 года. Такой тип барака был наиболее экономичен, его можно было возводить из неполноценного леса, для строительства не требовалась высокая квалификация рабочих. Несмотря на некоторые существенные недостатки, как, например, невозможность переоборудования под комнатное расселение, такие бараки получили наибольшее распространение на строительстве канала (33 % от общего количества возведенного временного жилья).
Два лагпункта находились примерно на месте нынешних поселков 3-й и 4-й участки. Вероятно, современные дачные поселки наследуют свои названия от деления строительных участков канала 1934 г. Южнее 5-го и 6-го шлюзов, в районе современного поселка Пчелка, находился поселок для инженеров и техников, «городок ИТР 7-го отделения Дмитлага». Участок под него был выделен из состава землепользования колхоза «Серп и молот» пос. Пчелка, Икшанского с/с, для чего в декабре 1933 года Президиум подмосковного исполкома передавал Дмитлагу не менее 5 га местной колхозной земли. Также здесь планировалось разместить «контору», то есть управление, 7-го Икшанского отделения.
По всей видимости, этому поселку, а точнее, нескольким домам для рабочих ИТР в составе лагпункта, соответствовало номерное обозначение № 4 в описи поселков МВС1935 г. Этот городок, располагавшийся на расстоянии от 1 до 2-х км от населенных пунктов Черное, Пчелка, Игнатово состоял из 4 жилых бараков, 5 каркасных палаток, бани, стационара, 3 домов для вольнонаемных, клуба и кухни, пекарни, пожарного депо.
Приблизительно в 1936-1937 гг. здесь же жил и работал как вольнонаемный специалист архитектор и автор оформления Икшинского гидроузла Георгий Густавович Вегман, что подтверждают воспоминания его дочери Татьяны Георгиевны Шехоян (в девичестве Вегман): «жили они не в Яхроме, а в деревне Черная, что южнее Икши. Отец и его коллеги ходили в военной форме и, возможно, числились на время строительства в рядах НКВД».
По воспоминаниям коллеги Г. Г. Вегмана, архитектора А. Л. Пастернака, его и Вегмана пригласили на строительство в 1934 году.
«Каждый из архитекторов имел свою рабочую — она же и жилая — комнату, поэтому все проекты делались в тесном содружестве, почти коллективно».
(Архитектор Георгий Густавович Вегман / [Авт.-сост. И. В. Уткин, И. В. Чепкунова]. - М.: [б. и.], 2008 (М.))
Рядом с рабочим городком № 4 находился городок № 3. В него входили следующие сооружения: 24 жилых барака, 9 транспортных помещений, 11 рубленых домов.
Поблизости от места, где в 1930-е гг. находились поселки № № 3, 4 строительства канала в начале 1980-х гг. снимали финальный эпизод фильма «Вокзал для двоих». В кадре виден антропогенный рельеф, сохранявшийся после строительства на протяжении нескольких десятилетий вплоть до 1990-х гг. Слева и справа — холмы глинистого грунта, который остался после разработки песчаного карьера. Грунт свозился сюда и постепенно зарастал порослью деревьев.
VII участок (по делению участков 1932 г.) охватывал от 81 до 97 километра трассы канала, где канал проходил через так называемые Фоминские болота — самую низкую отметку рельефа на пересечении Клинско-Дмитровской гряды. Контора участка находилась в деревне Драчево. Поблизости должен был находиться лагпункт № 1. В апреле 1933 г. комиссия выявила следующее состояние лагпункта:
«Обследованием лагпункта установлено, что жилищно-бытовые условия заключенных по-прежнему остаются неудовлетворительными и этому вопросу не уделялось должного внимания ни со стороны Начальника Лагпункта тов. Бугашер, ни со стороны остальной лагадминистрации. В бараках грязь, большая скученность; бараки не дооборудованы — вместо нар положены доски разной величины без всякой пригонки. Полы моются очень редко, нары грязные. Ударным бригадам не созданы более лучшие жил-бытовые условия и размещены в таких же грязных и недооборудованных бараках. Приготовление пищи скверное — на кухне наблюдается сплошное воровство продуктов, покрываемое тем, что при достаточной емкости кухни, пища изготовляется в два приема, причем мясо варится отдельно, в котлах, впоследствии происходит смешивание супа, мясо выдается не порциями, а крешенкой; кроме того, в одном из котлов обнаружено приготовление особого блюда (холодца), очевидно, исключительно для лагадминистрации и поваров из продуктов, отпущенных на котловое довольствие з/к … Во дворе Лагпункта грязь, мусор и человеческие испражнения».
(Кокурин А. И., Петров Н. В. (сост.) ГУЛАГ (Главное управление лагерей) 1918-1960 М.: МФД, 2000)
При лагпункте сущестовал лазарет для больных венерическими заболеваниями. Его существование подтверждает приказ от 13 июня 1934 года:
«Всех венбольных (мужчин и женщин) с открытой формой сифилиса и осложненной гонореей предписывалось «концентрировать» в спецлазарете на 100 коек, организуемом на 11-м (Фоминском) участке Центрального района с подчинением непосредственно Санотделу лагеря».
(ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918-1960 // под ред. акад. А. Н. Яковлева; сост. А. И. Кокурин, Н. В. Петров. М.: МФД, 2000)
В лагпункте содержался в том числе заключенный Дмитрий Максимович Шаповалов. Местом проживания Шаповалова на момент повторного ареста в деле указан 1-й лагпункт 7-го отделения Дмитлага.
Родился в 1908 году в с. Косьяново Воронежской губернии. Русский, из крестьян. Образование низшее. Женат, двое детей. Б/п. На момент первого ареста проживал в с. Косьяново, работал в колхозе. 9 декабря 1932 года осужден Репьевским нарсудом к 10 годам по закону от 7 августа 1932 года. 7 мая 1933 года, будучи заключенным 1-го лагпункта 7-го отделения Дмитлага, повторно арестован по обвинению в антисоветской агитации среди заключенных, содержался в изоляторе Дмитровского отдельного лагпункта. 13 июля 1933 года тройкой при ПП ОГПУ МО по ст. 58-10 для дальнейшего отбытия наказания отправлен на острова. Реабилитирован 28 ноября 1996 года Прокуратурой МО.
По описи поселков МВС 1935 г. здесь имелось 11 бараков, 3 дома ВОХРа, баня, прачечная и пожарное депо. Поселок находился между д. Батюшково и Благовещенское.