Лагпункты Волжского района
Адрес: Дубна, Дмитровское шоссе, д. 2А
Строительство Волжского гидроузла вместе с головным шлюзом канала оказалось наиболее технически сложным и затратным в сравнении со всеми объектами канала. Волжский район лагеря и Строительства, просуществовавший от самого начала до закрытия работ, предполагал возведение комплекса плотин и 8-километровой насыпной дамбы № 210, проходящей сегодня вдоль всей северной части Дубны, одной из сложнейших на тот момент гидроэлектростанций, шлюза № 1 и основной части насосных систем, которые должны были подавать волжскую воду в русло канала. Последние были совершенно новой технологией для советской промышленности. Их разработка, как и составление окончательного проекта канала, шла параллельно с проведением подготовительных, земляных работ в Иваньково. В феврале 1937 года к списку добавились 15-метровые изваяния Ленина и Сталина у входа в канал.
Важность Волжских сооружений относительно других узлов наглядно иллюстрирует финансовая отчетность МВС. Согласно Титульному списку Москваволгостроя за 1 квартал 1937 года, к началу отчетного периода на Иваньковское строительство было потрачено 185,5 миллионов рублей (к апрелю сумма увеличилась до 207 млн рублей, тогда как для других гидроузлов средняя стоимость на тот момент составляла около 72 млн, варьируясь в промежутке от 56 до 139 млн. Таким образом, по дороговизне Волжский район был сравним только с Хлебниковским (178,6 млн рублей), цена которого оправдывалась строительством Глубокой выемки — также одного из сложнейших объектов канала, ряда мостов и земляными работами в районах Пестовского и Новосельцевского «бугров».
Безусловно, такие масштабы работ требовали и значительного комплекса лагерных пунктов для размещения рабочей силы.
В документах фонда МВС и Дмитлага в ГАРФ содержится информация, подтверждающая существование двух рабочих поселков, под которые было выделено 37 га в районе Кимр, очевидно, несколько лагпунктов находились в непосредственной близости от Иваньково. Их количество и расположение помогает прояснить опись поселков МВС конца 1935 г. Лагпункты предполагалось передать под использование после окончания строительства. Согласно этой описи в Волжском районе были намечены к дальнейшей передаче 3 рабочих городка: поселки участков № № 2, 3 и так называемый Райгородок. Все они находились на левом берегу канала поблизости от поселка Большая Волга. Точно нам пока известно расположение лишь одного из них. Лагпункт (поселок участка № 2) находился в 200 м от левого берега канала и был отделен железной дорогой от поселка Большая Волга. В непосредственной близости от поселка в 1937 году был возведен монумент Сталина. Где-то поблизости должен был находиться лагпункт участка № 3 с 20 жилыми бараками и «Райгородок», состоявший из 40 рубленных деревянных домов. Такой состав строений свидетельствует о его административной функции. Бараки для заключенных строили из более дешевых материалов, а рубленные простройки использовали для общественных функций, а также в качестве жилья для руководящего состава и вольнонаемных сотрудников. Все три поселка поселка после окончания строительства передали для дальнейшего использования Наркомводу.
Остается неясным, что из себя мог представлять и где находился не упомянутый в перечне поселок участка № 1. Логично предположить, что он располагался на северном берегу Волги.
Таковы сведения о поселках МВС, подвержденные архивными источниками. Краеведческие источники содержат информацию и о других лагпунктах, все собранные материалы рассмотриваются далее.
Волжский район, будучи основной базой Дмитлага в северной части Строительства, в разное время вбирал в себя меньшие строительные участки: районы «Техника» и «Темпы» в 1933-1937 гг., а также Центральные механические мастерские. При сокращении Дмитлага до Отдельного Дмитровского района ГУЛАГа с февраля 1938 года Волжский сохранялся как один из пяти участков в его составе, включая в себя городок «Техника», вплоть до полного закрытия Дмитровских лагерей.
Постановление 1934 г. предписывало завершить основные работы на Большой Волге и запустить Иваньковскую ГЭС к весне 1936 года, но, как и на многих других объектах, выполнение плана задержалось более чем на год.
Согласно воспоминаниям начальника 1-го Волжского отделения К. К. Крипайтиса, первый отряд строителей прибыл на место 2-го участка в сентябре 1933 года:
«Нас было семь человек. Что здесь было? Была деревня Иваньково и кругом лес. В деревне нас приняли неважно. Собрали мы сход, рассказали о строительстве. Нам не верили и говорили, что ничего из этого дела не выйдет. Прибыли мы на такое место, где железной дороги не было. На многих стройках уже велись работы, а здесь ее нужно было только начинать. Через несколько дней причалили две баржи с каналоармейцами — человек триста. Нам негде было их зазместить. Поселили их на бывших дачах фабриканта Мамонтова. Стали разбивать лагерь на правом берегу Волги, там, где сейчас второй участок. Поставили первые четыре палатки. Нужно начинать строить, значит, нужен лес. Мы жили в лесу, а рубить его не имели права. Первый лес для строительства нашего узла доставили с Шошинского лесного завода. Это 60 км от нас вверх по Волге. Стали прибывать грузы для строительства, но они стали разгружаться в Никольском, так как в Иванькове пристани не было. Наркомвод обещал выделить нам катер для перевозки грузов. Мы этот катер ждали, ждали — так и не дождались. Я послал в Никольское помощников. Они сняли там пристань и перетащили ее сюда. Мы причалили пристань к правому берегу, работать стало легче».
Коренной житель перенесенной в ходе строительства д. Федоровки Владимир Матвеевич Лимонин вспоминал в 2004 г.:
«В 1932 году в наши деревни стали привозить строителей — как вольнонаемных, так и заключенных. Для вольнонаемных спешно строились дома на Большой Волге. Заключенных размещали по частным домам. На строительство канала прибывали специалисты, строившие Беломоро-Балтийский канал. Заключенным с большим сроком наказания за ударный труд на строительстве ББК сокращали срок и направляли на строительство канала Москва-Волга».
(Воспоминания В. М. Лимонина. 2004 г.)
Как следует из описаний, переброска заключенных активно шла в 1932 году, а поселок 2-го участка был основан в Волжском районе первым. Поселок, он же лагпункт, строили в неподготовленной местности. Заключенных буквально разместили «в поле», а точнее на болоте. В течение нескольких лет здесь складывалась опасная эпидемиологическая ситуация. В 1934 году об угрозе распространения малярии в Волжском районе рапортовала газета МВС.
"Большие контингенты националов имеют большой процент маляриков. 2-й, 4-й, 5-й и частично 1-й участки расположены в заболоченной местности".
(Газета МВС. 1934г.)
Мероприятия по осушке болот в Волжском районе проводили только в 1938-1939 гг. уже после окончания строительства канала. В 1940-м году пресса рапортовала, что «малярийный очаг окончательно обезврежен».
В 1935-м году в поселке 2-го участка были следующие строения: 35 жилых бараков, двухэтажный клуб, 2 жилых 8 квартирных двухэтажных дома, 2 жилых одноэтажных дома, 2 столовые, хлебопекарня, 2 кухни, прачечная, баня, пожарное депо, а также подсобные здания: палатки, ледники, овощехранилище и прочие постройки. Поселок имел 2 самостоятельные артезианские скважины.
Строения бывшего городка 2-го участка на аэрофотосъемке 1942 г. На момент съемки — городок Наркомвода. Источник: moskva-wolga.ru.
После передачи в гражданское пользование «поселок 2-го участка», прилегающий к нынешнему Дмитровскому шоссе, некоторое время сохранял свое название. Жительница Иваньково Л. И. Крючкова вспоминает, что в 1937-м году их семья не смогла получить разрешение на поселение здесь, так как на месте второго поселка еще «существовала зона и в некоторых бараках (всего их было около 20) жили заключенные». После ликвидации лагеря бараки передали в гражданское пользование, и в них были расселены работавшие на баржах водники (иными словами, бараки действительно передали в ведение Наркомвода). Зимой 1962-го года во время демонтажа статуи Сталина жителей временно переселили на несколько сот метров на территорию Комендантского участка, а в самих бараках от взрыва вылетели стекла из окон.
Поселок № 3 располагался в этом же районе, что и Поселок № 2. В 1935 году в нем было 20 жилых бараков, 15 рубленных домов, 4 брусчатых жилых дома, одноэтажный клуб, 3 конюшни, 2 столовые, хлебопекарня, прачечная, баня, пожарное депо, почта и радиоузел.
Другой упомянутый поселок Райгородок должен был находиться на правом берегу Волги между нынешними улицами Правды и Первомайской. В 1936-м году в поселке было 40 домов. Здесь же находилось здание администрации канала, снесенное в 1983 году.
В постдмитлаговский период улицы и кварталы поселка Большая Волга, такие как Лесозавод, Комендантский, Конпарк, Райгородок, Техучасток, 1-й и 2-й участки, сохраняли память об их первоначально размещавшихся здесь административных и хозяйственных службах лагеря.
Как следует из описания Дубнинского историка Сергея Гора, поселок № 1 находился в конце бывшей Базарной и начале бывшей Пролетарской улиц.
Согласно С. Гору, с восточного конца деревни Подберезье в районе нынешней улицы Свободы находились 1-й и 2-й Грабарские поселки, застроенные бараками. Топоним Грабари некоторое время сохранялся. Краевед также утверждает, что большинство заключенных здесь составляли украинцы.
«Южнее Подберезья выросли жилые дома, бараки, хозяйственные постройки; возник поселок со своими участками: Северный Городок, Стройдвор, Подсобное Хозяйство (последнее название сохранилось до сих пор)».
Упоминается и еще один лагпункт на левом берегу Волги, так называемый «поселок Северный», находившийся на месте нынешнего цементного завода и заболоченной местности вдоль дамбы. Топоним сохранился в названии переулка Северный. Согласно тому же источнику, неподалеку южнее территории КБ «Радуга», а также в районе улицы Ленина могут находиться захоронения погибших при строительстве заключенных.
Рассматриваемые поселки не отмечены на Генеральном плане Левобережной части Иваньково 1939 года, что косвенно подтверждает, что поселки не относились к гражданским. Вместе с тем Поселок № 1 хорошо виден на аэрофотосъемке 1942 года и его сооружения более крупным масштабом и регулярной посадкой корпусов, контрастируя с общей хаотичной застройкой левобережной части.
В процессе реализации комплекса сооружений Волжского гидроузла и эволюции проекта в сторону все большей помпезности у кураторов стройки со стороны НКВД возникла идея сооружения колоссальных статуй Ленина и Сталина, которые должны были фланкировать вход в канал со стороны Волги.
9 августа 1935 года комиссия, включавшая начальника строительства Когана, заместителя начальника Дмитлага С. Фирина, главного инженера Жука и главы НКВД Г. Ягоды, посетила основные объекты комплекса Волжского узла. В ходе осмотра последний утвердил место для будущей установки скульптурных изображения Ленина и Сталина. Автором монументов стал С. Меркуров, один из первых скульпторов-монументалистов, регулярно получавший государственные заказы на статуи Ленина и Сталина.
Указ о включении в состав сооружений двух 15-метровых гранитных монументов был выпущен достаточно поздно — лишь 8 февраля 1937 г. Помимо прочего указом предписывалось начальнику Волжского района Быховскому «выделить из числа каналоармейцев Волжского района лучшие, проверенные на работе и в быту, бригады, закрепив их на строительстве монументов до его окончания».
После ареста начальника Волжского района Быховского С. М. 1-го мая 1937 года и ареста главного архитектора канала Москва-Волга Иосифа Соломоновича Фридлянда появляется новый приказ под номером 288 по строительству монументов, которым начальником работ Волжского района назначался Мачтет Г. Н.
Уже 20 февраля (всего через полмесяца после выпуска приказа о начале проектных и строительных работ) заключенные начали работы по бетонированию фундамента (из этого следует, что к этому времени была уже готова проектная документация):
«Бетонщики отряда Тасарской выйдут в ночь на укладку бетона в постамент огромной статуи И. В. Сталина, установленного на восточной дамбе Волжского аванпорта. Такая же статуя Ленина поднимается на западной дамбе. В их постаменты надо уложить 6 тысяч кубометров. На этих почетных работах будут работать только лучшие люди трассы — ударники и значкисты из отряда Тасарской и Лазареева. Над постаментами возведены громадные тепляки, обогреваемые несколькими печами».
(Журнал «На штурм трассы», №№ 9-10, 1935)
Работы проходили на колоссальной глубине, которая превышала 15-метровую высоту самих монументов. И Галина Тасарская, и Анушеван Лазарев были расстреляны в 1937 г.
На строительстве помимо заключенных были заняты и вольнонаемные специалисты. Гранитные работы выполняли рабочие первой Московской конторы «Союзспецстрой», также привлекли группу технического персонала.
Среди гранитчиков были специлисты со стажем работ 30-40 лет. Так, например, бригадир каменотесов Я. В. Булкин с производственным стажем 41 год до этого работал над облицовкой мавзолея Ленина, библиотеки им Ленина, станций метро. На строительстве монументов он занимался подбором гранита на Корнинском месторождение (Украина) и изготовлением головы для монумента Сталина. В 1935 г. Булкин ассестировал Меркулову при изготовлении первых моделей скульптур, на основе которых в 1937 г. выполнены окончательные монументы.
Один из самых рискованных этапов работы, установка вырезанной из единой гранитной глыбы головы Сталина, состоялась 24 июля 1937 г. Для этого на Дмитровском Мехзаводе Дмитлага был создан специальный подъемник. С эпизодом установки головы связана следующая легенда:
«Прежде чем поднять голову решили попробовать поднять глыбу, которая была, тяжелей головы. При испытании глыба упала на землю. О происшедшем доложили начальнику строительства и начальнику ГУЛАГа Матвею Давидовичу Берману. Который сказал коротко и ясно: “Если голова упадет, ваши полетят тоже!” Голова удержалась, другие тоже. Кроме Бермана. Его голову признали “вражеской”. Берман М. Д. был арестован 24 декабря 1938 года и приговорен Военной Коллегией ВС СССР 7 марта 1939 года к высшей мере наказания и впоследствии расстрелян».
Весь процесс сооружения монументов занял 7 месяцев, крайне сжатый срок для такой титанической работы. За 4 месяца одни только каменщики уложили 4 тысячи кв м гранита. Полная высота сооружений монументов над подошвой фундаментов составила 37 метров. Вес фигуры Ленина равен 450 тонн, фигуры Сталина — 540 тонн. 10 августа с монументов сняли леса, 18 августа 1937 г. стоятоялось их открытие.
После смерти Сталина и разоблачения «культа личности» по решению ХХII-съезда памятник был взорван, однако постамент остался. Таким образом, монумент Сталина простоял 25 лет, его снесли в 1962 году . Символично, что монумент не пережил лагерные бараки поселка 2-го участка, взрывом в них были выбиты окна.
Уже в 2000-2010-е гг. гранитные глыбы разобранного монумента использовали для возведения нескольких памятников в Дубне. Согласно сведениям музея археологии и краеведения Дубны таких памятников насчитывается не менее 6. Один из них посвящен памяти узников Дмитлага и установлен на Иваньковской плотине. Памятник представляет собой инсталляцию из двух совмещенных гранитных глыб. В центре знака — мраморная доска с надписью «Строителям канала “Москва–Волга” 1932 –1937. Героям и жертвам — память на все времена».