Лагпункты Химкинского узла

Адреса: Береговая улица, д. 4, к. 3, Авиационная улица, д. 77, Москва, Врачебный проезд, д. 9, с. 2., Щукинский парк, парк Покровское Стрешнево.

 
Тэги: 
Иваньковский лагпункт

Лагпункт находился на склоне реки Химки южнее Химкинской плотины № 29. Это один из наиболее долго просуществовавших поселков МВС. Бараки городка были построены в 1932 г. Открытка с их изображением была издана в 1932 году и распространена  тиражом 10 000 экземпляров. Подпись на обратной стороне: «Река Химки в районе д. Иваньково. Место строительства плотины и шлюзов». Деревянные бараки, запечатленные на фотографии, возможно, первоначально предназначались для вольнонаемных строителей периода строительства канала силами Москаналастроя и до передачи строительства Дмитлагу, именно по этой причине снимок получила массовое распространение.

Также нам известно об одном или нескольких рабочих поселках для сезонных рабочих. Его существование в «Зеленом массиве» Покровское-Стрешнево, в деревне Иваньково, подтверждается архивным документом от 11.02.1933 (ГАРФ. Ф. 2287. Оп. 1. Д. 143. Л. 44). 

До начала 1960-х гг. территорию лагпункта занимала исправительно-трудовая колония МВД РСФСР, после расформировании колонии — НИИ Теплоприбор.

«Постройки лагеря состояли в основном из деревянных бараков, но занимали приличную территорию, на которой был даже неплохой фруктовый сад. Однако выбора особого у руководства института не было и когда МВД РСФСР согласилось передать эту территорию вместе с постройками НИИТеплоприбору, руководство института радовалось и этому. Двухэтажное деревянное здание начальника лагеря и каменное здание штрафного изолятора были приспособлены под лаборатории института, а некоторые деревянные ветхие здания использовались как подсобные помещения и склады». 

(Научно-Исследовательский Институт Теплоэнергетического Приборостроения (Ниитеплоприбор)) 

По всей видимости, постройки просуществовали вплоть до начала 1990-х гг.

Щукинский лагпункт

Лагпункт должен был находиться вблизи деревни Щукино в непосредственной близости от Шлюза № 8 и железнодорожного моста. В лагпункте существовал «национальный городок с чайхоной», т. е. здесь в том числе содержались заключенные из Центрально-Азиатских республик. После окончания строительства канала поселок передали в гражданское пользование. Вероятно, на базе бывшего лагпункта был организован так называемый Щукинский милицейский городок для сотрудников Рабоче-Крестьянской милиции города Москвы (Управления НКВД) — так называемые «Милицейские городки» («Мильгородки»).

К слову, в обязанности РКМ в период сущестования Дмитлага входила порьба с побегами. В приказе ОГПУ № 995 с 1932 года особенно подчеркивалась важность предотвращения побегов из лагпунктов, находящихся недалеко от Москвы: 

«Особые условия работы Дмитровского лагеря ОГПУ, несколько десятков тысяч заключенных которого работают в непосредственной близости от Москвы, ставят особенно остро вопросы агентурно-оперативного обслуживания заключенных и требуют от всех органов ОГПУ и РКМ всемерного содействия Дмитровскому лагерю в этом отношении».

(ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918-1960 // под ред. акад. А. Н. Яковлева; сост. А. И. Кокурин, Н. В. Петров. М.: МФД, 2000)

Щукинский милицейский городок возник незадолго до начала войны на территории не собственно города Москвы, а тогдашнего Подмосковья — рядом с деревней Щукино одноименного сельского совета Кунцевского района Московской области. При этом он имел столичный почтовый адрес, начинавшийся с «Москва-182, станция Покровское-Стрешнево, поселок Щукино, Милицейский городок...»

Внутри Щукинского милицейского городка не было никакого деления, все его жилые постройки официально именовались «бараками» и имели «сквозную» нумерацию от 1 до 18. Также эти бараки Щукинского милицейского городка именовались в документах того времени «Общежитиями НКВД». По воспоминаниям местной жительницы Т. В. Бажутиной, бараки были «полуземляночного типа», врытые в землю.

Пропагандистский портрет М. Писковенко, заключенной Дмитлага, отбывавшей заключение на Щукинском участке Южного района. Источник: Журнал «На штурм трассы», № 11 (28).

Интерьер барака для стахановцев (руководящего состава). Источник: Журнал «На штурм трассы».

Строгинский лагпункт, карьеры №№1-3

Песчано-гравийные карьеры №1 и №2 в землях Кунцевского района Московской области разрабатывались Дмитлагом по крайней мере с 1935г., разработка продолжалась до 1936г. Еще один песчаный карьер, имевший порядковый №3, находился на южной окраине Щукинского полуострова.

Поблизости от карьеров №№1,2 находился лагпункт. После окончания строительства канала он был передан в гражданское пользование. Известно, что в 1934 г. среди заключенных лагпункта сильно возросло количество слабосильных (группы В) в результате распространения случаев пеллагры. Поселок хорошо виден на кинохронике 1951 года.

«Неподалеку от Строгинской поймы и запланированной насыпи выстроились десятки бараков. Это была “зона”. Заключенные — новички и старожилы — строители, пригнанные сюда с Беломоро-Балтийского канала, готовились к новым испытаниям. Люди помнят, сколько труда стоило на низком приречном берегу вести работы по переносу трассы железной дороги, для которой была сооружена огромная трехкилометровая насыпь, достигающая 22-метровой высоты, как сотни коневодов с утра и до ночи водили вверх и вниз своих любимцев, утрамбовывая грунт, гравий и щебень».

(Строительство канала имени Москвы)

Постройки Строгинского городка МВС. Кинохроника 1951 г.

Лагпункт в Покровском-Глебове

Лагерный пункт находился вблизи жилых домов 4-го дачного треста в поселке Покровское-Глебово. Из-за соседства лагпункта с жилыми домами предполагалось перенести 3 существующие дачи. Впоследствии от этого решили отказаться, и МВС обязывался «дать электросвет и воду в эти дачи и создать наиболее удобные условия для проживания в них» (ГАРФ Ф. 2157. Оп. 1. Д. 1343. Л. 63-66). Также МВС обязывалось построить два деревянных на каменном фундаменте дома в районе Виндавской улицы на условиях аренды на 3 года. После окончания строительства канала поселок передали в гражданское пользование.

Временные жилые и складские постройки лагпункта Покровское-Глебово располагались вдоль Виндавской улицы. Улица, хорошо видная на плане Мосгоргеотреста 1952г., сегодня потеряла свое название и стала одной из аллей Щукинского парка. Источник: ЦГАМО. Ф. 2157. Оп. 1. Д. 1343. Л. 63-66