Лагпункты Химкинского узла
Адреса: Береговая улица, д. 4, к. 3, Авиационная улица, д. 77, Москва, Врачебный проезд, д. 9, с. 2., Щукинский парк, парк Покровское Стрешнево.
Лагпункт находился на склоне реки Химки южнее Химкинской плотины № 29. Это один из наиболее долго просуществовавших поселков МВС. Бараки городка были построены в 1932 г. Открытка с их изображением была издана в 1932 году и распространена тиражом 10 000 экземпляров. Подпись на обратной стороне: «Река Химки в районе д. Иваньково. Место строительства плотины и шлюзов». Деревянные бараки, запечатленные на фотографии, возможно, первоначально предназначались для вольнонаемных строителей периода строительства канала силами Москаналастроя и до передачи строительства Дмитлагу, именно по этой причине снимок получила массовое распространение.
Также нам известно об одном или нескольких рабочих поселках для сезонных рабочих. Его существование в «Зеленом массиве» Покровское-Стрешнево, в деревне Иваньково, подтверждается архивным документом от 11.02.1933 (ГАРФ. Ф. 2287. Оп. 1. Д. 143. Л. 44).
До начала 1960-х гг. территорию лагпункта занимала исправительно-трудовая колония МВД РСФСР, после расформировании колонии — НИИ Теплоприбор.
«Постройки лагеря состояли в основном из деревянных бараков, но занимали приличную территорию, на которой был даже неплохой фруктовый сад. Однако выбора особого у руководства института не было и когда МВД РСФСР согласилось передать эту территорию вместе с постройками НИИТеплоприбору, руководство института радовалось и этому. Двухэтажное деревянное здание начальника лагеря и каменное здание штрафного изолятора были приспособлены под лаборатории института, а некоторые деревянные ветхие здания использовались как подсобные помещения и склады».
(Научно-Исследовательский Институт Теплоэнергетического Приборостроения (Ниитеплоприбор))
По всей видимости, постройки просуществовали вплоть до начала 1990-х гг.
Лагпункт должен был находиться вблизи деревни Щукино в непосредственной близости от Шлюза № 8 и железнодорожного моста. В лагпункте существовал «национальный городок с чайхоной», т. е. здесь в том числе содержались заключенные из Центрально-Азиатских республик. После окончания строительства канала поселок передали в гражданское пользование. Вероятно, на базе бывшего лагпункта был организован так называемый Щукинский милицейский городок для сотрудников Рабоче-Крестьянской милиции города Москвы (Управления НКВД) — так называемые «Милицейские городки» («Мильгородки»).
К слову, в обязанности РКМ в период сущестования Дмитлага входила порьба с побегами. В приказе ОГПУ № 995 с 1932 года особенно подчеркивалась важность предотвращения побегов из лагпунктов, находящихся недалеко от Москвы:
«Особые условия работы Дмитровского лагеря ОГПУ, несколько десятков тысяч заключенных которого работают в непосредственной близости от Москвы, ставят особенно остро вопросы агентурно-оперативного обслуживания заключенных и требуют от всех органов ОГПУ и РКМ всемерного содействия Дмитровскому лагерю в этом отношении».
(ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918-1960 // под ред. акад. А. Н. Яковлева; сост. А. И. Кокурин, Н. В. Петров. М.: МФД, 2000)
Щукинский милицейский городок возник незадолго до начала войны на территории не собственно города Москвы, а тогдашнего Подмосковья — рядом с деревней Щукино одноименного сельского совета Кунцевского района Московской области. При этом он имел столичный почтовый адрес, начинавшийся с «Москва-182, станция Покровское-Стрешнево, поселок Щукино, Милицейский городок...»
Внутри Щукинского милицейского городка не было никакого деления, все его жилые постройки официально именовались «бараками» и имели «сквозную» нумерацию от 1 до 18. Также эти бараки Щукинского милицейского городка именовались в документах того времени «Общежитиями НКВД». По воспоминаниям местной жительницы Т. В. Бажутиной, бараки были «полуземляночного типа», врытые в землю.
Песчано-гравийные карьеры №1 и №2 в землях Кунцевского района Московской области разрабатывались Дмитлагом по крайней мере с 1935г., разработка продолжалась до 1936г. Еще один песчаный карьер, имевший порядковый №3, находился на южной окраине Щукинского полуострова.
Поблизости от карьеров №№1,2 находился лагпункт. После окончания строительства канала он был передан в гражданское пользование. Известно, что в 1934 г. среди заключенных лагпункта сильно возросло количество слабосильных (группы В) в результате распространения случаев пеллагры. Поселок хорошо виден на кинохронике 1951 года.
«Неподалеку от Строгинской поймы и запланированной насыпи выстроились десятки бараков. Это была “зона”. Заключенные — новички и старожилы — строители, пригнанные сюда с Беломоро-Балтийского канала, готовились к новым испытаниям. Люди помнят, сколько труда стоило на низком приречном берегу вести работы по переносу трассы железной дороги, для которой была сооружена огромная трехкилометровая насыпь, достигающая 22-метровой высоты, как сотни коневодов с утра и до ночи водили вверх и вниз своих любимцев, утрамбовывая грунт, гравий и щебень».
Лагерный пункт находился вблизи жилых домов 4-го дачного треста в поселке Покровское-Глебово. Из-за соседства лагпункта с жилыми домами предполагалось перенести 3 существующие дачи. Впоследствии от этого решили отказаться, и МВС обязывался «дать электросвет и воду в эти дачи и создать наиболее удобные условия для проживания в них» (ГАРФ Ф. 2157. Оп. 1. Д. 1343. Л. 63-66). Также МВС обязывалось построить два деревянных на каменном фундаменте дома в районе Виндавской улицы на условиях аренды на 3 года. После окончания строительства канала поселок передали в гражданское пользование.
Временные жилые и складские постройки лагпункта Покровское-Глебово располагались вдоль Виндавской улицы. Улица, хорошо видная на плане Мосгоргеотреста 1952г., сегодня потеряла свое название и стала одной из аллей Щукинского парка. Источник: ЦГАМО. Ф. 2157. Оп. 1. Д. 1343. Л. 63-66