Лагпункты Перервы

Адреса:

Москва, ул. Речников, 24.

Москва, ул. Затонная, д. 8., к. 3. 

Москва, ул. Судостроительная, д. 18.

 
Тэги: 

Схема землепользования с обозначением участков Дмитлага ОГПУ. 1933 г.

Перервинский комплекс сооружений канала  самый южный и последний по счету объект в системе канала Москва-Волга. Сегодняшнее окружение представляет спальный район на юге столицы, но во время возведения канала это была слабо урбанизированная местность за городской чертой. 

В системе лагеря и МВС его 10-й и 11-й Перервинские шлюзы завершали Южный район сооружений, начинавшийся от Химкинского водохранилища и включавший в себя часть дноуглубительных работ на старом русле реки Москвы, Южную гавань и Карамышевский район, включавший не менее 6 участков строительства. Шлюз, гидроэлектростанция и плотина в Нагатино были выделены в Перервинский участок. 

Доподлинно нам известно о существовании двух лагпунктов в Перерве: лагерный пункт № 2 Южного района и лагерный пункт № 1 штаба Перервинского управления и технического городка.  В имеющихся приказах лагеря и строительства информации о местоположении лагпунктов практически нет. 

Помимо двух основных известных нам лагерных пунктов исследователь истории постройки канала Барковский указывает еще два специальных: «лагерь иностранцев» на левом берегу реки возле плотины и «лагерь священнослужителей» ниже 10-го шлюза по течению.  Эти понятия, однако, он не разъясняет, а больше упоминаний о подобных точках мы не имеем. Частичная изоляция таких категорий заключенных от остального контингента звучит реалистично  в 1933 году в Дмитлаге даже формировали специальные бригады по национальному признаку, но, в отличие от обычных лагерных пунктов, специальные остаются белыми пятнами.

К числу сохранившихся до наших дней построек, возведенных перервинскими заключенными, предположительно, относится и здание «больницы речников» по адресу Судостроительная улица, д. 34, к. 1, по не подтвержденной пока информации построенное в 1935 году как «Лечебно-профилактический центр на водном транспорте» (по крайней мере, очертания здания хорошо угадываются на аэрофотосъемке 1942-1943 гг.). Учитывая, сколько других построек для Наркомвода было возведено Дмитлагом, а также принимая во внимание стилистические сходства со зданиями при Северном речном вокзале, логично предположить подобное происхождение «больницы речников». 

 

Армирование на шлюзе № 10.

Перервинский участок строительства был открыт в июне 1932 года в качестве последнего по счету, 14-го участка МКС, еще подчиненного Наркомводу. Доподлинно неизвестно, когда именно на Перерву начали доставлять заключенных, но, согласно финансовым отчетам Строительства, работы начались не позже декабря 1932 года, как и на остальной трассе. Заключенным предстояло полностью перестроить деревянный шлюз и плотину, а также прокопать дополнительный водовод через Нагатинский остров. 

Изначально малый 11-й шлюз вообще не был предусмотрен проектом обводнения, однако в сентябре 1935 г. был добавлен в окончательный техплан для повышения пропускной способности узла  через него планировали пропускать маломерные суда. Сегодня он используется как сухой док для ремонта речного флота, а рабочим остается фактически только шлюз № 10. Также итоговым техпланом в число построек была добавлена Перервинская гидроэлектростанция № 195 и эксплуатационный городок, сегодня известный как поселок «Шлюзы». В то же время, как следует из финотчетов и уже упомянутой переписки СНК и наркоматов о передаче лагпункта № 2, 10-й шлюз к 1935 году был почти готов и не нуждался в большом количестве рабочей силы. Скорее всего, лагерный пункт № 2 расформировали или частично перенесли к месту новых работ. Постройку шлюза № 11 и Перервинской ГЭС начали не позднее 1936 года, когда ее уже вывели из подчинения Южного района как отдельный объект «Малая Перерва» в номенклатуре сооружений Строительства.

После официального окончания строительства канала весной 1937 года на Перерве, как и на многих других гидроузлах, продолжается работа. Количество заключенных в целом по Дмитлагу во много раз снижено по сравнению с пиковыми 1935-1937 гг., но какой-то из лагерей в Нагатино продолжает функционировать еще достаточно долго. С января 1938 г. он существует как Перервинский участок отдельного Дмитровского района ГУЛАГ, окончательно расформировать который приказом по Отдельному району предписывалось к 11 апреля 1938 г. вместе с другими остатками Южного района, включая Хорошево.

Когда все работы по каналу реально завершили, а системк Дмитлага полностью ликвидировали, объекты подверглись обследованию специальной Правительственной комиссии в 1939 году. По заключению инспекции, Перервинская дамба требовала ремонта  уже вольные рабочие укрепляли ее оплывавшие откосы, также пришлось ремонтировать бетонные камеры рабочих турбин Перервинской ГЭС, состояние которых было признано аварийным.

Шлюз № 10. 1935-1937 гг.

Работы в районе Нагатино были особенно осложнены тяжелыми геологическими условиями. Насыщенный влагой грунт, который приходилось вынимать вручную, повышенная вероятность наплывов и обвалов делали работы по установке свай дамбы опасными для жизни заключенных. Из документов амнистии, проведенной среди канальских заключенных по окончании строительства, следует, что Перерва являлась одним из немногих объектов, за работы на которых заключенным полагались дополнительные льготы в виде сокращения срока на несколько месяцев. Ни лагерное руководство, ни чиновники ГУЛАГ или комиссии по амнистии не были заинтересованы в безосновательном уменьшении срока службы «рабочей силы», от количества которой напрямую зависела эффективность их ведомств, из чего можно сделать выводы об особой сложности работ на русле канала в Перерве.

Схема с обозначением расположения лагпункта № 1 (на острове), лагпункта № 2, гравийного карьера. 1934 г.

Захоронения

Одно из возможных мест захоронений, относящееся к периоду 1932-1934 гг., может находиться в непосредственной близости от гидроузла между северной головой 10-го шлюза и заливом Нагатинский затон. Захоронение может захватывать довольно обширную территорию, сегодня занятую домами 16, 18 и 18, с. 4 по Коломенской набережной и 15, к. 1, 15, к. 2, 15, с. 3, 17, 17, к. 3, 19, к. 2 и 19, с. 2 по Коломенской улице, то есть включая здания школы № 514 и отделения почты.

После 1934 года захоронения проводили в карьерах рядом со старым кладбищем села Коломенское. Сейчас эти территория поглощена жилой застройкой (улицы Судостроительная и Кленовый бульвар), на это указывают местные историки-краеведы В. Е. Суздалев и А. Дворников, которые, в свою очередь, опираются на рассказы местных старожилов.

 

Бывшие карьеры. 1967-1970. Источник: pastvu.com.

Лагпункт № 1 Перервинского участка

Лагпункт существовал с 1932 года. На островах, образовавшихся в ходе строительства  согласно «Генеральному плану» 1934 года, отмечены следующие объекты: лагпункт № 1 штаба Перервинского управления и технический городок. Историк-краевед В. Е. Суздалев указывает, что единовременно здесь находилось не менее 47 бараков. 

На фотоснимках Люфтваффе хорошо различимы постройки, повторяющие схему штаба Перервинского строительства в юго-восточном углу самого крупного, северного, острова, на котором сегодня располагается эксплуатационный поселок «Шлюзы». Наличие лагпункта № 1 в указанном на южном острове месте с помощью этих снимков можно подтвердить частично  на кадрах 1942 года в этом месте имеется светлое пятно неправильной формы, которое может быть просекой, оставшейся от ликвидированного лагпункта. На более отчетливом снимке 1943 года можно увидеть лишь несколько небольших зданий, разбросанных по рассматриваемой территории. Что же касается технического городка, на фото трудно что-либо разобрать в указанном месте. Каких-либо еще указаний на существование в указанных местах лагерного пункта, штаба строительства и техгородка в данный момент найти не удалось.

Острова Перервинского гидроузла до сих пор являются охраняемым режимным объектом, и только персонал шлюзов и жители одноименного поселка имеют беспрепятственный доступ на их территорию. Тем не менее от некоторых из них нам известно, что в местах, указанных на генплане строительства, можно обнаружить останки каких-то деревянных построек и даже колючей проволоки. Можно предположить, что из-за закрытого характера территории органы НКВД могли недобросовестно выполнить зачистку островов и оставить часть построек.

В то же время стоит отметить, что не востребованные другими наркоматами остатки лагеря ликвидировали и вывозили достаточно тщательно, свидетельством чему является приказ о постройке новых бараков для вооруженной охраны (уже гражданского Управления канала) уже в январе 1941 года.

Лагпункт № 2 Перервинского участка

Благодаря сохранившемуся в техническом архиве гидроузла «Генеральному плану сооружений Перервинского участка Южного района» за 1934 год мы можем уверенно указать местоположение лагпункта № 2 в районе современного Нагатинского Затона. «Зона» в форме неправильной трапеции занимала территорию между сегодняшними Судостроительной улицей и улицей Речников (7-й квартал Нагатино), своим единственным вытянутым углом выходя на современный сквер за автобусной остановкой «Улица Речников, 14». 

Так как точное назначение представленной карты совсем не очевидно  она могла быть всего лишь нереализованным планом размещения построек  для доказательства были привлечены дополнительные материалы. В частности, примерная схема 2-го лагерного пункта той же формы приведена в журнале «Москваволгострой» № 4 за 1935 г., а на плане землепользования села Коломенское, хранящемся в архиве одноименного музея-заповедника, вся юго-восточная часть Нагатинского Затона (примерно от улицы Речников до самого русла канала) отмечена как «Дмитлаг ОГПУ».

Кроме того, такая же характерная трапеция с подписью «Дмитлаг ОГПУ» присутствует на планах Мособлисполкома за март 1935 года по устройству в Нагатино ассенизационных полей и рабочего поселка на 5500 человек. По всей видимости, последний предназначался для строителей отмеченного там же проектируемого Судоремонтного завода, последующее строительство которого дало последнее, самое однозначное, доказательство размещения здесь лагерного пункта № 2 Перервинского участка. Уликой стала межведомственная переписка о передаче бараков лагпункта № 2, или, как он наименовался, «Перервинский городок». Наркомводу для заселения обычными  свободными  рабочими, которым предстояло строить Нагатинский Судоремонтный завод (до 2018 года  ОАО «Московский судостроительный и судоремонтный завод»). В августе 1935 года Комиссариат водного транспорта и руководитель строительства канала Лазарь Коган запрашивали разрешения на такую сделку у СНК СССР в связи с завершением работ Москваволгостроя-Дмитлага на шлюзе № 10 («Большой Перерве»). Неизвестно, дал ли Совнарком утвердительный ответ (в нашем распоряжении имеется только неподписанный проект постановления СНК СССР о передаче построек), однако сам запрос позволяет говорить о непосредственной близости бараков МВС к территории завода. В письме Комиссариат водного транспорта ссылается на постановление Совета Труда и Обороны № 516 от 10 мая 1934 г., предписывающее ему до середины июля освободить жилые строения на территории автозавода им. Сталина от своих рабочих, а председателю исполкома Моссовета Н. А. Булганину  подобрать для их расселения землю, на которой возможно размещение 15 «стандартных» домов. Под стандартными домами для рабочих, скорее всего, следует понимать бараки примерно по 110 человек каждый, в тот момент используемые для таких организаций как Метрострой, то есть поселок должен был вмещать минимум 1650 человек. Передаваемый лагерь же, согласно запросу Наркомвода, был способен полностью покрыть потребности новых строителей в жилье. Таким образом, мы можем документально подтвердить минимальное число заключенных, которые могли содержаться в лагпункте № 2, однако общий распорядок содержания по Дмитлагу подсказывает, что лагерный пункт, скорее всего, должен был вмещать гораздо больше  от 3 до 6 тысяч человек.

Последним штрихом в поисках лагерного пункта № 2 Южного района стали кадры немецкой аэрофотосъемки за 1942-1943 гг. На них отчетливо видны крупные строения барачного типа, правильно расставленные на территории бывшего лагеря, причем в начале 1943 года часть зданий уже отсутствует. Сегодня территорию лагерного пункта № 2 занимают жилые кварталы района Нагатинский Затон  территория между улицами Речников, Судостроительной и Затонной, а также сквер возле остановки «Улица Речников, 14».

Судостроительный завод (ОАО «Московский судостроительный и судоремонтный завод») до недавнего времени функционировал и оставался одним из немногих «свидетелей» Нагатинского строительства канала  некоторые его производственные помещения были возведены параллельно с шлюзом № 11. В 2014 году предприятие переместили в Рыбинск, а бывшую территорию отдали под застройку жилого комплекса «Ривер парк».

План расположения Нагатинского судоремонтного завода и рабочего поселка. На плане отмечен участок лагпункта № 2 Дмитлага. Источник: ЦГАМО. Ф. 2157. Оп. 1. Д. 1279. Л. 128.

Проекты Перервинской плотины, существующее положение.

Докладная записка на имя Когана о чрезвычайно тяжелом санитарном состоянии строящегося водницкого городка и высоком распространении желудочно-кишечных заболеваний. 14 % всего населения в июне-июле 1934 г. были охвачены дизентерией (5 смертельных случаев и 698 дней прогула за июль).