Вводная статья. Глава: Дмитров и Дмитлаг

Дмитров. Работы по прокладке коммуникаций на улице. 1932-1934 гг.

«Образ города в период строительства канала поразительно совпадает с образом платоновского котлована котлована строительства социализма и коммунизма, в котором кипит жизнь одних и исчезает жизнь других».

(Чернявская Е. Н.)

Постановлением от 1 июня 1932 г. СНК СССР предписывало «немедленно приступить к сооружению водного канала Волга-Москва, утвердив Дмитровский вариант направления этого канала», с тем чтобы закончить все работы «к ноябрю месяцу 1934 года». Строительство канала было отнесено к особому списку крупных индустриальных строек. Наркомтруд СССР должен был отвести строительству районы для вербовки рабочей силы, разрешить использовать на строительстве части рабочей силы, техперсонала и оборудования, освобождающихся от работ на строительстве Беломорско-Балтийского канала (Постановление СНК СССР  № 859 ).

Приказом от 19 августа 1932 г. в Дмитров переводилось Управление строительства канала Москва-Волга (Приказ МКС № 148 от 19 августа 1932 г.). Последующим за ним приказом ОГПУ № 889 от 14 сентября 1932 г. на территории Московской области  организовали «Дмитровский исправительно-трудовой лагерь ОГПУ с расположением управления в г. Дмитрове», а Отделу кадров ОГПУ поручили «произвести укомплектование» Дмитлага (Приказ ОГПУ № 889 от 14 сентября 1932 г.).

Помимо Управления строительством в Дмитрове также расположилась контора 4-го участка (по делению на участки 1932 года).

С этого момента жизнь Дмитрова полностью подчинялась строительству канала Москва-Волга.

Подходящие городские сооружения Каналстрой незамедлительно приспосабливал для своих нужд. В первую очередь из Борисоглебского монастыря выселили музей (для размещения Управления строительства), из усадьбы Подлипичье — школу, заняли церковные здания (Тихвинская церковь приспособлена под мельницу).

Трасса канала перерезала исторический Дмитров, в результате этого исчезли кварталы исторической части между рекой Яхромой и её старым руслом (Нетекой). Район Заречье оказался почти полностью изолирован и исключен из хозяйственной жизни города. Снесли Всехсвятскую церковь, Преображенскую церковь (также известную как Никитская) на Никитской улице (сейчас Луговая) и церковь Василия Великого (церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Нетеке).

10-16 мая 1936 г. в районной газете «Ударник» был напечатан очерк Романа Мирова «Два Дмитрова», в котором от лица «краеведа», беседующего с ударником-значкистом и его начальником, подробно рассказывается история города, а сносимые старые здания противопоставляются новой застройке: 

«Они дошли до старой дмитровской типографии. Прямо за ней, пересекая город, раскрылась широкая, кипящая работой, выемка канала. На краю её два каналармейца обвязывали стальным тросом стену полуразобранного дома. Тракторист дал газ и трос натянулся. Стена медленно качнулась и гулко рухнула, оставив в небе клуб трухлявой пыли. — Вот он, старый Дмитров, — сказал начальник отряда, — уходит, уступает место новой жизни. Потом они пошли к экскаватору… Машинист экскаватора нажал на рукоять и огромный ковш, поднявшись, застыл, словно грозя старой церквушке… Дмитровцы, — сказал значкист, — у вас будет замечательный город на цветущем берегу замечательного канала!»

(Миров Р. Два Дмитрова. Газета «Ударник». № № 96, 97, 98 за 10-16 мая 1936 г.)

Реализация масштабного проекта строительства канала внесла дезорганизующее начало в сферу жизнеобеспечения города, обострив жилищный вопрос, работу коммунальных служб, санитарные проблемы, ущемив материальные интересы коренных горожан, вторгнувшись в образовательную систему города.

«Потерей можно назвать и тихую жизнь провинциального городка, во всяком случае именно так смотрели на это местные жители. Менялись и отношения между людьми: в них стало больше подозрительности, скрытности. Уголовники- тридцатипятники (ст. 35 УК), в основном населявшие дмитлаговские бараки, вносили в жизнь города опасность. <...> на восточном краю Дмитрова, возле села Подлипичье. В этот центр перевезли с Беломора несколько деревянных зданий проектного отдела, клуб, столовую ИТР, построили целый городок двухэтажных деревянных домов и также окруженный колючей проволокой городок зеков — служащих, инженеров, техников и «придурков» (уголовников, работавших в аппарате управления). Эти зеки были привилегированные, имели пропуска, могли ходить по территории центра, но обязаны были на ночь возвращаться в общие бараки. Многие из них ходили в пиджаках и с галстуками... иные занимали ответственные должности. <...> Грабили в Дмитрове часто. Зеки убегали, но им надо было доставать гражданскую одежду и документы. Случались и убийства».

(С. Голицын)

Управление строительства канала обеспечивало работы по жилищному строительству, водопроводу, канализации, дорогам, санитарной очистке, расширению сети лечебно-профилактических учреждений, строительству школы, бани, клуба, в городе появились первые асфальтированные тротуары, осуществлялась посадка деревьев.

За 1932-34 годы в Дмитрове осуществлены следующие работы:

«построены около 50 жилых домов объемом от 400 до 8000 куб метров, столовая, стационар, физико-терапевтическая лечебница, детский сад, ряд административных зданий, механический завод, парк культуры и отдыха, водная станция, стадион, скверы, канализация, водопровод, многие километры замощеных улиц и дорог».

(журнал «МоскваВолгострой», №4, 1934 г.)

В частности, календарный план за октябрь 1934 г. — январь 1935 г. включал такие работы:

  • Бурение артскважины в районе бывшей Подлипецкой слободы и уч. Новой планировки силами и средствами МВС. 
  • Устройство полей ассенизации производится в количестве 9 га и производится силами МВС.
  • Энергетическое хозяйство. Работа заключается в составлении проекта реорганизации всей сети и перестройки согласно проекта, производится силами МВС. Смена столбов сети в количестве 40 штук, ремонт силовых установок. Установка на домах именных фонарей.
  • Гудронирование Московского шоссе по Московской и Профессиональной улицам / главной магистрали Москва-Дмитров осуществлялось совместными силами Облдортранса и МВС.

Зачастую силами Дмитлага производился ремонт улиц, имеющих отношение непосредственно к функционированию лагеря, так, например, в 1934 году работы по засыпке гравием и утрамбовке катком проводили на улицах Костинской, части Валовой, части Кропоткинской и других.

«Строительство канала Москва — Волга обязуется замостить щебнем и отремонтировать Почтовую, Загорскую и другие улицы, провести планировку города, посадить 600 лип».

(Газета «Ударник» от 23.06.1934 г. С. 2)

Весной 1934 года Мосволгострой принял участие в благоустройстве привокзальной площади и станции Дмитров. По результатам должен был быть разбит сквер и построено несколько новых зданий.

Планировочная схема реконструкции Дмитрова была разработана в 1934 г. На сохранившемся в музее Дмитровского кремля плане отсутствуют имена авторов, однако подпись С. Фирина свидетельствует о том, что план разрабатывали в подведомственной Управлению Строительства проектной мастерской.

Одной из новых планировочных осей должна была стать ориентированная перпендикуляром на канал Загорская улица. Ее предполагалось продлить и на месте пересечения с каналом организовать городскую пристань. Сложность представлял большой перепад рельефа, его планировали оформить двумя террасами со скверами. Этот план предполагал многостадийное планирование работ и осуществлен не был. 

Композиционным центром новой Загорской улицы должно было стать здание театра. В 1935-м году провели открытый конкурс на здание клуба-театра, в котором приняли участие архитекторы Дмитровской мастерской, в частности архитектор Юрий Сергеевич Янжул (расстрелян 19 ноября 1937 года). 3 проекта были опубликованы в газете «Ударник». Победителя так и не выбрали и работы по строительству приостановили, несмотря на то, что на Строительстве канала были «ассигнованы специальные средства для постройки в Дмитрове образцового театра товарищем Ягодой» (Газета «Ударник», № 189). Здание дворца культуры на этом месте построили лишь в 1950-е годы уже по совершенно другому проекту, сегодня в нем находится центральный дворец культуры «Созвездие».

Один из эскизных проектов здания театра. 1935 г.

Особое внимание в проектном документе уделяли реконструкции исторического ядра города — Дмитровского Кремля. Здесь с характерным для 1930-х годов волюнтаристским подходом предполагалось избавиться от «не имеющей ценности» исторической застройки, оставив только «важные в художественном отношении» объекты.

«Кремль требует пусть длительной, но планомерной и последовательной реконструкции. Внутри вала должны быть сохранены только имеющие художественное или историческое значение постройки. Все мешающее и безобразящее должно быть постепенно выведено из строя. Свободная территория подлежит обработке в виде площади, сквера и аллей».

Некоторые из существующих городских улиц предполагалось превратить в бульвары. Такая судьба должна была постичь Московскую улицу, где из всей застройки по четной стороне сохранялось лишь здание бывшей Пятницкой церкви (Советская улица, 12), переоборудованное под клуб (позже под Горсовет, сейчас здесь находится Управление по делам молодежи Дмитровского муниципального района).  

Схема планировки г. Дмитрова 1934 года.
Борис Кондаков