Лагпункты в Дмитрове
Адреса:
Дмитров, Большая улица, д. 36.
Дмитров, Внуковская улица, вл. 2.
Дмитров, Школьная улица, д. 9.
В период существования Дмитлага на территории Дмитрова существовало сразу несколько лагерных пунктов.
Комендантский отдельный лагерный пункт (КОЛП) располагался на севере Дмитрова на правом берегу ручья Березовец в 1 км от Дмитрова.
«...на правом берегу ручья [река Березовец] за существующим лагерем строительства канала Волго-Москва / этот участок, однако, находится в хорошем сосновом лесу. Вторым возможным для использования под станцию участком, является площадка, занятая в настоящее время лагерем. К 1937-38 г., когда канал Волга-Москва будет закончен и лагерь ликвидирован, этот участок может быть использован под очистную станцию».
(ЦГАМО. Ф. 6270. Оп. 1. Д. 92. Л. 26)
Часто встречающийся в гулаговской топонимики эпитет «комендантский» указывает на некий специальный характер лагеря или участка, контролировавшегося комендантурой, в обязанности которой входило обеспечение особого режима охраны. В контексте ГУЛАГа комендантский участок (лагпункт) ассоциируется с местом особенно строгой дисциплины и контроля. Сведения о лагпункте дополняют воспоминаниня бывшего заключенного Дмитлага Александра Васильевича Крохина (1903 г. р.). А. В. Крохин провел в этом лагпункте 3 года (с мая 1934 г. по май 1937 г.):
«КОЛП находился рядом с монастырем. Лагерь был образован в 1933-м году и расформирован в 1937-м. В разгар строительства в 1935–1936 гг. число содержавшихся здесь заключенных доходило до нескольких тысяч».
Согласно Крохину, заключенные лагпункта занимались обслуживанием управления строительства (служащие, транспорт, столовая, обслуга - в частности, заключенные могли работать даже официантами).
Согласно воспоминаниям Ивана Денисовича Мусиенко, лагерь представлял из себя «городок состоящий из двухэтажных домов и бараков, обнесенных изгородью из колючей проволик с вышками по углам городка для охраны». Мусиенко также указывает, что Управление строительства канала находилось именно внутри зоны. Доступ внутрь осуществлялся по пропускам.
Согласно описи 1935 года, в лагпункте имелись следующие строения: 7 жилых бараков (для з/к — комментарий ред.), 24 «вольнонаемных рубленых» бараков, 8 коммунальных зданий, 13 производственных, 1 амбулатория, прочие здания.
После окончания строительства канала строения продолжали использовать под жилой фонд. Среди местных жителей для этого квартала закрепился бытовой топоним «Финский поселок». С южной стороны от лагпункта находился один из четырех Дмитровских карьеров, используемых для нужд строительства канала.
Датой возникновения лагпункта следует счить момент открытия Мехзавода Дмитлага в 1933-м году.
«В 1933 году на болотистом месте, в полутора километрах от Дмитрова возникла маленькая мастерская с примитивной вагранкой и несколькими изрядно потрепанными станками».
(Журнал «Москваволгострой». № 95, 1937 г.)
В мае 1933-го года ситуация в лагпункте обстояла следующим образом: «При личном ознакомлении с состоянием подлагпункта 69 километра отдельного Дмитровского лагпункта» незадолго до этого назначенный новый начальник Дмитлага Я. Д. Рапопорт обнаружил «антисанитарное состояние лагеря» и «безобразное содержание оружия во 2-м взводе 3-й команды ВОХР». В частности, тех «стрелков из з/к... у коих в стволах винтовок была обнаружена грязь и ржавчина», равно как и вольнонаемного стрелка ВОХР — «за отдачу мне рапорта будучи одетым не по форме и за недисциплинированность» предписывалось арестовать каждого на пять суток с содержанием на гауптвахте (Кокурин и Петров).
По всей видимости, здесь же находилась так называемая «больница на 69 км» для заключенных. Во всяком случае, медицинская функция упоминается в номенклатуре лагерных сооружений за 1935 год. Согласно перечню, на тот момент в лагпункте имелись 14 жилых бараков, клуб, амбулатория.
«Года 4 тому назад, когда и разговоров о канале не было, две дмитровские дамы, гуляли под городом в так называемых “Таборах”. Была осень. Вдруг видят ходит между берез Любимов и собирает листья в большие кучи. “Дунюшка, что ты делаешь?” “Воздух нужно здесь очищать, воздух очищать”. – “Для чего же?” – “Соловки здесь будут, Соловки! Вы думаете они там далеко! Нет, они здесь, близко”. Теперь в “Таборах” – Парк культуры и отдыха Дмитлага НКВД, а в 1933 г. здесь был расположен лагерь».
(В. Голицын. Дмитровские чудаки (1932-1935))
Карьер площадью 3,5 га на востоке от Дмитрова должен был служить одним из основных источников гравия для строительства Волжского узла и части Северного района. Изыскания, проведенные в 1931 году партией Мосгео Разведки, показали, что запасы гравия в нем составляли около 480 000 кубометров. По сведениям Дмитровского районного совета об участках, предоставляемых Дмитлагу на 1 января 1935 года, для добычи необходимого строительству материала при карьере организовали временный лагпункт.
При разработке карьера использовали «не требующий сложного оборудования способ», при котором з/к вручную разрабатывали так называемый балласт, который в дальнейшем наваливали в транспорт для последующей передачи на дробильные установки. Описание этого процесса приводит Крохин, работавший здесь в 1934 году:
«Уже строился городок ИТР: деревянные двухэтажные дома, парк культуры, а за городом, в карьере “Таборы” мы лопатами грузили на машины гравий. Прораб кричит: быстрей, дружней, поднажали! А как поднажать, если уже все силы выжали?!»
В постановлении Президиума Мособлисполкома от 19 марта 1934 года региону предписывалось предоставить: из землепользования колхоза села Борисово — 2,7 га под рабочий поселок (лагерные бараки), а взамен предоставлялось 2,5 га пашни «в северной части кирпичного завода МВС». Вероятно, в этом постановлении упоминается именно временный лагпункт в Таборах, который находился от села Борисова примерно в двух километрах.
Как следует из приведенной выше цитаты В. Голицына, в 1935 году на месте карьера разбили Парк культуры и отдыха Дмитлага НКВД (сегодня — парк «Березовая роща»), впоследствии поглощенный жилой застройкой.
Карьер был расположен к юго-востоку от Дмитрова между Таборами и Одинцово — в настоящий момент эта территория занята заводом МЖБК. 17 марта 1933 года гравийный карьер «Метростроя», где добывали гравий для строительства Московского метрополитена, Мособлисполком передал строительству канала МВС. Образованный поселок для заключенных, в строительстве которого были задействованы силы МВС, был рассчитан на 500 человек. К поселку провели ж/д ветку от Дмитрова.
«В системе Дмитлага карьер имел номер № 24. Была у него и примитивная инфраструктура — медпункт, который размещался в одном из лагерных бараков, и даже клуб — тоже барачного типа одноэтажная деревянная постройка с кинозалом и танцплощадкой в огороженном дворе. Он как раз находился на Метростроевской улице и был снесен в 1980-е гг. “Бараки стояли параллельными рядами у самого карьера, у пруда на Инженерной улице (тогда они составляли сами целую улицу, она называлась Энергетической — между теперешней Инженерной и Зеленым хозяйством). Когда их снесли, исчезла и сама улица с ее названием. А там, где теперь двухэтажный желтый оштукатуренный дом № 3 на улице Метро, были два одноэтажных бревенчатых не обшитых тесом барака, почерневших от времени и непогоды… Барачно-жилищное наследие ГУЛАГа стало постепенно исчезать только в конце 1950-х годов. Жили в этих бараках сначала политзэки, которые, в основном, работали в карьере. Когда они умирали (а это случалось очень часто) в комнаты поселяли вольнонаемных из окрестных деревень. Так постепенно менялся контингент работающих. Приезжие обзаводились семьями, получали прописку, и бараки становились их пристанищем на десятилетия. В них рождались дети и внуки, и только третье, а то и четвертое поколение первых поселенцев становилось в очередь на “нормальную” квартиру… Следы бывших карьеров заметны на месте гаражной застройки в районе улиц Горной и Одинцова . “З/к хоронили не здесь, их увозили на подводах, покрытых брезентом, штабелями, в заранее отведенные низкие, болотистые места, где не намечалось никакого строительства. Рвы захоронений затапливались водой по весне, грунт оседал и следов не оставалось. Самая старая коренная жительница Горьковского поселка, 95-летняя бабушка, ушедшая недавно, хорошо помнила, как по еще не застроенным, а только размеченным улицам шли караваны этих мрачных подвод с вооруженными охранниками сопровождения. Детей в это время загоняли домой».
Штрафной изолятор в Дмитрове упоминается в приказе от 10 мая 1933 года, в котором объявлялось о наказаниях провинившимся заключенным. В частности, зав. шорным складом Дмитровского лагпункта И. И. Беспрозванного «за нарушения положения о Исправительно-Трудовых Лагерях, выразившиеся в нелегальном свидании с женой в течение месяца и помещении ребенка в барак заключенных» предписывалось «заключить в штрафизолятор сроком на 6-ть месяцев».
Одноэтажное деревянное здание, в котором размещался изолятор, находилось на месте дома № 9 по Школьной улице. Здание снесли в 1970-е гг.