Лагпункты Хлебниковского района
Адреса: Московская область, г. Долгопрудный, Лихачевская улица, д. 26, Московская область, г. Долгопрудный, Якорная улица, д. 3, Московская область, г. Долгопрудный, Заводская улица, д. 1, Московская область, г. Долгопрудный, ул. 25-го съезда, д. 14.
Хлебниковский район. Тачечники на земляных работах. На заднем плане Красная Горка. 1933-1935 гг. Источник: Муниципальное бюджетное учреждение «Долгопрудненский историко-художественный музей». ДИХМ КП 5905.
Хлебниковский район строительства был образован приказом МВС от 17 января 1934 года. В него вошли бывшие 9-й и 10-й участки (по делению 1932 года). На район возлагалось сооружение следующих основных объектов: Дмитровского шоссе через Клязьминское водохранилище, Савеловской железной дороги через реку Клязьму и через канал в районе станции Хлебниково, Октябрьской железной дороги в районе станции Химки и Ленинградского шоссе через Химкинское водохранилище. Помимо этого, на участке располагались 3 заградительных ворот: «новосельцевские», «долгопрудненские» и «левобережные», но основной задачей стала выемка грунта на Новосельцевском бугре и Глубокой выемке (116-122 км канала). Особенно сложной задачей было устройство т. н. Глубокой выемки длиной свыше 6 километров, глубиной до 23,5 метров и шириной по нижней части 85 метров, а верхней до 140 метров.
30 августа 1935 года район расширили. Из Южного района ему передали следующие объекты: Химкинский порт, Химкинская плотина № 29, канал № 293 с аварийными воротами, Сходненский гидроузел и Лихоборский канал. Летом-осенью 1936 года этот список дополняет водная станция Динамо. Строительство возглавил начальник Хлебниковского района Г. Д. Афанасьев.
2 августа 1937 года приказом НКВД № 104 от 2 августа район претерпел изменения, Хлебниковский район вошел в состав Химкинского района, включавшего бывшие Сходненский и Южный районы.
Один из самых сложных участков строительства всего канала получил название Глубокая выемка — это шестикилометровый участок будущего русла канала, расположенный между пересечением трассы с рекой Клязьмой и современным городом Химки. «Выемка» тянется со 116-го по 122-й километр канала и ограничена с севера и юга заградительными воротами (№ 73 и № 121 соответственно).
Организационно участок входил сначала в Хлебниковский район строительства (до 1934 года — 8-ое Отделение) с штабом в поселении Хлебниково, а к 1938 году, с расформированием большинства северных лагпунктов участка — в Химкинский. Несмотря на отсутствие в этом районе сложных инженерных сооружений, он был одним из сложнейших. Здесь русло канала должно было пересечь самую большую возвышенность на трассе, грунт приходилось срезать на глубину до 23 метров при средней глубине канала Москва-Волга в 5-6 метров. В сочетании с наполненной грунтовыми водами подмосковной почвой эта задача обеспечивала максимальную аварийность на участке и требовала привлечения значительных ресурсов.
Постоянная опасность оползней с высоких берегов вызвала необходимость устройства сразу двух пар заградительных ворот — в случае обвала с их помощью было возможно перекрывать для ремонта канал. Помимо двух заградворот на всей трассе канала всего четыре подобных сооружения — все они расположены выше по руслу и на гораздо большем расстоянии друг от друга, как правило, сразу после шлюзов (в Иваньково, Орево, Икше и Пестово). По вышеуказанным причинам в Глубокой выемке нельзя было строить гидростанции и другие сложные объекты, так что это один из самых продолжительных участков канала, где вода идет самотеком без перепадов высот и использования насосов (разумеется, не считая прохода через водохранилища).
В процессе строительства Глубокая выемка была крайне проблемным и сложным участком, особенно в осенний и весенний периоды, когда грунтовые воды дополнялись дождем или талым снегом, превращая дно в грязевую кашу. Для земляных работ на шести километрах выемки выделили до 32 экскаваторов при том, что все строительство за пять лет никогда не имело более 140 этих машин — пиковая численность на 1936 год, когда работы на самой выемке уже завершили. Большая часть техники все еще была представлена старыми «Ковровцами» — экскаваторами на рельсовом ходу, по сути — вагонами с ковшами, для которых по расплывающемуся руслу нужно было проводить и постоянно обновлять железнодорожную ветку. В 1932 году весь парк строительной техники СССР состоял из дореволюционных моделей экскаваторов, закупленных за рубежом или собранных по лицензии. «Ковровцы» представляли собой немного усовершенствованный вариант дореволюционого «Путиловца» — бюджетное, но очевидно временное решение. В 1934 году Ковровский завод начал производить первые советские гусеничные экскаваторы с полноценной башней — ППГ (паровой поворотный гусеничный). Новейшую для того времени технику отправляли на важнейшие для правительства объекты, которые в большинстве своем уже были отданы под управление НКВД. Сам Ковровский завод также передали наркомату внутренних дел как основному потребителю продукции.
Экскаваторов ППГ на Строительстве было очень мало по сравнению с устаревшими моделями экскаваторов, они все имели множество конструктивных недочетов и были сложны в обслуживании, а значит, требовали квалифицированных механиков. Строительство канала срочно открыло курсы машинистов, однако такие технические специалисты на МВС всегда оставались в дефиците (ситуацию усугубляло то, что на курсы записывались одни из лучших рабочих, которые зарабатывали зачеты рабочих дней и покидали лагерь досрочно), а качество обучения в условиях лагеря оставляло желать лучшего. Постоянные поломки и простои и так немногочисленной строительной техники упоминаются в огромном количестве приказов по Строительству и лагерю. На особо непроходимых участках, таких как Глубокая выемка, экскаваторы переворачивались или вязли в грунте из-за неопытности управляющего персонала, в том числе заключенных. С помощью новой техники планировали сократить долю ручного труда и удешевить строительство в целом, однако условия лагеря при постоянно авральных темпах работ были абсолютно несовместимы с испытаниями новых технологий. В результате на Глубокой выемке экскаваторами было отработано не более 30 % грунта, по 10 % пришлось на гидромониторы (размывание грунта водой под большим напором) и так называемую «малую механизацию» — простейшие механизмы для подъема грунта, лишь частично облегчавшие тяжелый ручной труд заключенных. Использование экскаваторов не просто создавало множество организационных проблем, но и приводило к удорожанию всего проекта.
В своем анализе годового отчета Строительства за 1935 год эксперты Дмитровского отделения Промбанка называли неумение работать с новыми механизмами одной из основных причин превышения смет. Причем проблемы были не только на низовом уровне, с управлением и техническим обслуживанием машин — администрация до самого окончания строительства не могла нормально организовать логистику и обеспечить бесперебойную совместную работу экскаваторов и вывозящего грунт транспорта: телег, грузовиков и вагонов, из-за чего техника часто простаивала. На технические проблемы накладывался экономический кризис — отмена продуктовых карточек в первом полугодии 1935 года повлекла неконтролируемую инфляцию, и цены на большую часть товаров, в том числе на запчасти и топливо для экскаваторов, взлетели на 40-70 %. Если в случае с обеспечением заключенных функционеры НКВД всегда могли что-то придумать — менять и сокращать рацион, нормы, создавать свои совхозы и предприятия для самообеспечения лагерей, то техника, разумеется, требовала тех же ресурсов, что и до инфляции. Точно оценить стоимость самой Глубокой выемки относительно остальных объектов строительства установить сложно, однако на затратность этой части русла указывает суммарная цена объектов Хлебниковского района в титульном перечне всех сооружений. Согласно одному из списков объектов Москваволгостроя, к началу 1937 года сооружения Хлебниковского района являлись вторыми по дороговизне на строительстве с затратами в 178,6 млн рублей, уступая только головному Волжскому гидроузлу в Иванькове (185,5 млн) при том, что средний показатель затрат на прочие районы строительства — всего 72 млн рублей (от 56 до 139 млн). Помимо выемки в Хлебниковском районе возводили большие инженерные сооружения: два железнодорожных, два шоссейных моста, а также Химкинскую плотину, безусловно, также повлиявшие на рост стоимости, но сами по себе не сравнимые по дороговизне технически сложных шлюзов и ГЭС в других районах строительства.
Глубокую выемку завершили к осени 1935 года — чуть более чем за 2 года, что преподносилось как значительное достижение Строительства, хотя большую часть остального русла прорыли уже раньше. Глубокая выемка в принципе была важным объектом для пропаганды канала в советской прессе — часто в ходе поездок по каналу ее посещали первые лица СССР, включая Сталина. Сталин, Каганович, Ворошилов, Куйбышев, Жданов и Ягода приезжали сюда 4 июня 1934 года. Затем, 11 ноября, выемку посетили Калинин с Ягодой. 4 октября 1935 года сюда заезжали Молотов, Ягода и начальник ГУЛАГа Берман, 22 октября — секретарь ЦК ВКП(б) Андреев, секретарь ЦК ВЛКСМ Косарев, заместитель наркома обороны Гамарник, Шкирятов и Поскребышев.
Тевель Исакович Юдин работал вольнонаемным водителем парового экскаватора Ковровец № 110. Экипаж экскаватора состоял из заключенных. Юдин работал на различных участках строительства канала: Химкинский речной порт, Хлебниково (до 1935 г.), Икша, Яхрома, Соревнование.
«Особенно тяжело шли работы на “Глубокой выемке”. Неустойчивые болотистые грунты глубина разработки грунта 25 метров. Под экскаваторы потребовалось укладывать шпальные клетки, чтоб они не увязли в трясине. Отца перебросили на укрепление этого участка, работа была адова, а чтобы поесть, продовольственные карточки нужно было отоваривать в магазине в поселке за несколько километров. Отец потихоньку, за разговорами воровал у возниц грабарок-грабаре овес и ел! (Грабарки — это такие длинные телеги c откидными досчатыми бортами для перевозки грунта) и на лошадях тоже возили грунт из выемки Канала. Отец работал голодным. Потом на вторые или третьи сутки он пошел выкупил хлеб. По дороге щипал его от буханки и свалился — у него был голодный обморок! Проверить как идут дела на “Глубокой выемке” приехал начальник Политотдела Москва Волгостроя, бывший Ивановский ткач. Спрашивал отца — как идут дела в присутствии начальника Района. А тот сказал, что вот товарищ Юдин вчера ушел c работы. Начальник Политотдела удивленно спросил отца: “Почему?” Тот объяснил что не мог двое суток выкупить хлеб и вообще продовольствие по карточкам и у него был голодный обморок. Реакция начальника Политотдела (a он был в чине старшего майора госбезопасности — это генерал): “Ты чекист-говнюк! Мы тебе кого дали? Мы тебе лучших людей дали! Как ты их содержишь? Сам небось уже 4 раза пожрал?!” Отец очень удивился впервые услышав как соединились эти два слова — чекист и говнюк! Позже по окончанию проходки русла Канала эти набухшие грязные шпалы нужно было вытащить на бровку (наверх) Канала. Эта работа не сахар даже для заключенных вручную поднимать шпалы по откосу на высоту 25 метров. Руководство Района придумало! Отрядили в Москву людей обменять на монеты только одного достоинства — 10 копеек-гривенник. Привезли из Москвы два мешка гривенников, построили наверху два киоска, киоски завезли пирожки ценою по 10 копеек пирожок и только за монеты по 10 копеек. Мешки гривенниками были у кассиров рядом. Итак, двое заключенных поднимут наверх одну шпалу и за это получат по гривеннику — подъем одной шпалы стоил 20 копеек то есть 2 гривенника. На эти деньги они купят по пирожку, съедят — мало решат поднять и принести еще шпалу итд».
Т. И. Юдин в 1935 г.
На основании архивных источников удалось подтвердить существование в Хлебниковском районе следующих лагпунктов в районе Глубокой выемки: существовавший по крайне мере в 1933 г. лагпункт Рахманово 8-го Хлебниковского отделения в районе с. Ивакино, Шереметьевская командировка, существовавший как минимум в 1933-1934 гг. 2-й Котовский лагпункт 8-го Хлебниковского отделения , 3-й Котовский лагпункт 8-го Хлебниковского отделения, заключенные которого работали на Долгопрудненском камнеобрабатывающем заводе, лагерный пункт у деревни Ново-Киреево, Хлебниковский поселок МВС (Водники).
Участок канала пересекает водораздел между реками Клязьма и Уча. Эта естественная возвышенность носит название Новосельцевский бугор. Работы на этом отрезке канала достаточно подробно описаны в дневнике начальника участка Григория Васильевича Буренкова. Записи Г. В. Буренкова позволяют оценить количество земляных работ, выполненных вручную. Работы на участке № 291 начали в апреле 1933 г., разработку грунта в это время проводили исключительно вручную тачками. Завершили земляные работы в 1935 году. Всего за этот период тачками было вынуто 923 913 м3.
Буренков уточняет, что вывоз земли тачками применялся для разработки верхних забоев на глубину до 3-4-х метров. На большей глубине применяли грабарки. Всего таким способом вывезли 2 046 823 м3. Помимо строительства канала МВС также занимался засыпкой Жостовского болота на 105 км, эти работы проводили фактически вручную, силами заключенных-грабарей.
В процессе выемки грунта из будущего ложа канала применяли различные способы механизации, такие как различные виды механических крючников, подъемников, тракторы и мотовозы на ж/д путях, однако доля применения ручного труда по-прежнему оставалась значительной.
Как и на других участках строительства, на участке применялся механический крючник системы «Корпусенко» (крючник, разработанный заключенным Карпусенко), призванный облегчить подъем тачек. Производительность крючника доходила до 250–300 м3 в смену. Работу производили круглосуточно. Всего с 1933 по 1935 годы таким способом вынули 206 235 м3.
При описании работ Мильчаков уделяет особое внимание применявшейся технике, роль которой в общем объеме работ, однако, была незначительной. Так, например, на 105-м километре впервые применили шахтный подъемник профессора Данько, не получивший дальнейшего распространения на строительстве. «Подъем производился при помощи лошади. Производительность подъемника – 80–100 кубических метров в смену».
Буренков описывает работу в мажорный тонах, игнорируя ее тяжесть: «Наиболее эффективным видом транспорта грунта из канала были мотовозы и паровозы с ж/д путями узкой колеи. Укладка, передвижка и рихтовка путей с большим успехом проводилась женщинами». На работах на строительном участке № 291 также были задействованы и экскаваторы, такие как экспериментальная модель экскаватора на гусеничном ходу Ковровец № 13.
Как и в других строительных районах канала в Хлебниковском районе, в частности, на участке № 291, от 100 до 108 км канала работали заключенные из Центрально-Азиатских республик, которых называли термином «заключенные-националы». Мы можем утверждать, что в 6-м строительном участке был отдельный лагпункт («городок националов»). Он попадал в хроники несколько раз, в одном из случаев как свидетельство самоуправства одного из прорабов:
«Прораб Данько издевается над каналоармейцами националами».
(Журнал «Москваволгострой», 1936 г.)
Прораба сняли и перевели на другие работы, его место занял прораб Вагин. В другом случае городок описывается в контексте акции по улучшению быта каналоармейцев женами чекистов и инженеров. Среди прочего подчеркивалось, что женщины-активистки добились порядка на кухне, где теперь работают нацмены-повара, готовящие национальные блюда.
Г. В. Буренков упоминает об отдельных женских отрядах, в частности, о бригаде тачечниц под руководством Лапетеревой на участке № 291 (100–108 км от канала):
«Женские бригады, работающие на грабарках в Хлебниковском районе под руководством Карпушиной (начальница женского отряда грабарей в Хлебниковском районе), из месяца в месяц показывают образцы ухода за конем, перевыполняют нормы выработки. Бригада Потаповой доблестно работает на бетонном заводе. Героической работой на гравии, в подрывных отрядах, мотористсками, электросварщицами, медсестрами, лаборантками, поварами, трактористками, экскаваторщиацами — каналоармейки завоевывают себе право на честное имя в Советской стране».
Лагпункт находился вблизи с. Лихачево и д. Гнилуши. Территория лагпункта ограничена современными пр. Строителей и Лихачевским пр., с южной стороны к городку прилегало Долгопруднинское кладбище. Лихачевский лагпункт существовал уже в 1933 году вместе с основными отделениями Дмитлага для первого этапа работ — прокладкой основной части русла. Лагпункт отмечен на карте деления на строительные участки 1932 года наряду с лагпунктом вблизи Ивакино. По окончании строительства лагпункт передали гражданскому ведомству. По ситуации на 1947 г. в поселке было около 30 бараков.
Лагерный пункт в Хлебникове подробно описывает в своих воспоминаниях Л. И. Гайдукевич, заключенный Дмитлага в 1934-1935 гг. Лагпункт должен был находиться в зоне пешей доступности от строившегося Хлебниковского железнодорожного моста, куда заключенных доставляли под конвоем.
Строения лагпункта должны были находиться восточнее железной дороги и соседствовали с Хлебниковскими кирпичным и стекольным заводами рядом с платформой Хлебниково. Саму платформу перенесли силами заключенных, старая платформа находилась на месте нынешнего русла канала. В центре лагпункта, согласно Гайдукевичу — Хлебниковская водонапорная башня, также построенная заключенными. Башня хорошо просматривается из окна поезда, следующего по Савеловскому направлению в область с правой стороны.
Гайдукевич прибыл в лагпункт в начале лета 1934 г. и пробыл здесь примерно один год:
«Здесь тогда каторжане только приступали к самой глубокой, чрезвычайно трудной выемке канала. Вскоре пришлось и мне хлебнуть тут каторжного горя, подневольного, совершенно бесплатного труда. Рядом с лагерем достраивался через канал железнодорожный мост. Оставалось насыпать к нему высокую насыпь».
(Л. И. Гайдукевич. Документальные воспоминания)
По прибытию в лагпункт
«После окончания одно недельного карантина, перед вновь прибывшими заключенными выступил начальник Хлебниковского лагеря чекист Афанасьев, потом получивший орден Ленина, за успешную эксплуатацию на канале каторжан. Из длинной несуразной речи его, нам стало понятно, как ясный день, что пел он байку про бабушкиного серого козлика. Особенно возмутили нас слова его: — До конца строительства канала остались считанные дни. И первым пароходом вы уплывете домой… Это было сказано в то время, когда каторжане только-только приступали к самой глубокой и весьма трудоемкой выемке канала. А Химкинский железобетонный мост через канала, Химкинский речной порт вообще еще не начинал строиться…»
Далеко не сразу на строительстве появился первый экскаватор:
«Сюда доставили экскаватор “Ковровец”. Провели узкоколейную линию, установили у экскаватора, в конторе, в депо телефон. Когда экскаватор снимал верхний слой грунта, работа двигалась хорошо, как по маслу. Однако по мере углубления выемки наступил кромешный ад. Сплошные плывуны препятствовали работе землекопов, экскаватора, сооружению от него на свалке узкоколейной линии, передвижению каторжан, обслуживающих экскаватор. Приходилось работать им круглосуточно по колено в холодной грязи, мощных плывунах».
В период нахождения Гайдукевича в лагере он описывает работы по сооружению насыпи Хлебниковского моста, на Глубокой выемке, железобетонного моста Октябрьской железной дороги (самого удаленного объекта от лагпункта).
Также нам известно о по крайней мере еще одном «Поселке Хлебниковского строительного района», как он иногда упоминается в лагерной прессе, переданном Наркомводу под судоремонтные мастерские. Этот лагпункт мог официально числиться как 2-й лагпункт Котовского района, упоминающийся в архивных документах. Наркомводу предписывалось внести на утверждение СНК СССР предложения о проекте и сроках строительства судоремонтных мастерских в Хлебникове, а ремонт судов канала в зиму 1937-1938 гг. обеспечить путем организации в Хлебникове временной ремонтной базы. Постройки бывшего лагпункта были использованы для размещения плавсостав канала. К 1954 г. построили новые корпуса, заменившие временные лагерные, судоремонтные мастерские получили статус завода. Рабочие завода тогда жили в бараках, переоборудованных после заключенных, строивших канал. Только в 1970-е гг. на «Островке» стали строить пятиэтажные дома, а последний барак снесли в середине 1980-х гг.
Еще один временный лагпункт, так называемая «Командировка Шереметьево», по всей видимости, находился рядом с нефтебазой, появившейся после начала эксплуатации канала. Согласно исследованиям местных краеведов, его постройки могли располагаться по обе стороны Нового шоссе рядом с современным адресом улица 25-го съезда, д. 1а.
- Хлебниковский железонодорожный мост. 1935 г. Справа за кадром — лагпункт «Островок».
- Дома для рабочих кирпичного завода. Вид с ул. Заводская, на заднем плане видна водонапорная башня. Источник: Энциклопедия Долгопрудного.