Лагпункты восточного района

Адреса:

Московская область, городской округ Мытищи, д. Витенево, Центральная ул., 18А,

Московская область, городской округ Мытищи, деревня Пестово, Ромашковая улица, Часовня Елисаветы Феодоровны,

Московская область,Пушкино, микрорайон Мамонтовка, Акуловский проезд, 2, 

Московская область, городской округ Пушкинский, Ивантеевка, Клубная улица, 6,

Московская область, Королёв, садоводческое некоммерческое товарищество Оболдино, Центральная улица, Церковь Новомучеников и Исповедников Российских,

Московская область,  Балашиха, микрорайон Янтарный, Молодёжный бульвар, 3.

 
Тэги: 

Забивка пазухи донного водоспуска реки Вязь, Пестово, Восточный район строительства. 1934-1935 гг. Источник: Архив И. Кувыркова.

На пике строительства в конце 1935 года было как минимум 7 лагерных пунктов: в Листвянах, Пестово, Витенево, Болшево, Оболдино, Щитниково, Ивантеевке. 

В рамках реконструкции системы водоснабжения канала Москва-Волга питьевая вода должна была подаваться в Москву отдельно от судоходного пути, по самостоятельному 28-километровому каналу из Учинского водохранилища на Сталинскую (ныне Восточную водопроводную станцию). Первое упоминание стройки этого комплекса сооружений относится к 1932 году), когда МВС был сформирован восьмой строительный участок. В его задачи входило строительство первых объектов в этом районе —  плотины на реке Клязьме у деревни Пирогово и плотины у города Мытищи.

После рассмотрения варианта размещения конторы участка у деревни Чиверево утвердили вариант устройства конторы в городе Мытищи. Приказ предписывал организовать контору строительства в Мытищах не позднее 25 мая 1932 г.   

По всей видимости, здесь же при трех карьерах, где добывали преимущественно щебень и песок, согласно карте-схеме строительства канала Москва-Волга 1936 г., должен был находиться и один из лагпунктов.

Масштабы Восточного района строительства проявились в окончательном виде лишь в начале 1934 года в  постановлении Мосволгостроя о делении на районы следующих участков: Пестовский, Пяловский, Листвянский, Горицкий, Каргашинский (рядом с плотиной в Пирогово), Болшевский, Обольдинский и Максинский. Каждому участку соответствовал как минимум один лагпункт, но общее их количество могло быть и больше.

Конторы при каждом из участков располагались в следующих местах: первого — у реки Клязьмы, второго — в Болшеве, третьего — вблизи деревни Оболдино.

Инженер А. В. Крохин, заключенный Дмитлага с 1934 по 1937 гг., приводит в своих воспоминания бытовые названиялагпунктов: «Тайнинка, Перловка, Акулово — ОЛП-ы по строительству водопроводного канала». Два первых топонима соответствуют нынешним микрорайонам города Мытищи.

Из технических особенностей обращает внимание, что «на первых трех строительный участках (Каргашинский, Болшевский, Оболдинский) были построены центральные бетонные заводы», места которых были определены из соображений логистики. Это свидетельствует о больших объемах строительных работ. «Четвертый строительный участок пользовался бетонным заводом строительства Восточной водопроводной станции (лагерь в Щитниково, — прим. ред.)», что указывает на меньший объем работ на этом отрезке, сам лагерь вероятнее всего был ликвидирован после окончания строительства, так как не упоминается в списке рабочих поселков, передаваемых в гражданское пользование. На данный момент нам достоверно известно о существовании минимум 4 рабочих поселков (лагпунктов) на трассе Водопроводного канала: Болшевский, Оболдинский, Ивантеевский (при гравийных карьерах), Щитниковский (при Восточной водопроводной станции), однако логично, что каждый строительный участок должен был обслуживаться минимум одним лагпунктом. 

Лесобиржа и продтехбаза строительства находилась рядом со станцией Болшево. Склады цемента, фуража, угля, технических материалов — на участке квартала № 70 Мытищенского райлесхоза в непосредственной близости от ж.д. ветки по которой доставляются все грузы Водопроводного района со ст. Болшево. Участок прилегал к служебной дороге вдоль канала, по которой доставлялись грузы на II и III стройучастки. Также в пользовании Дмитлага находился участок при селе Куракино. Участки Болшевской трудкоммуны и Дмитлага были смежными. Впоследствии дмитлаговская территория вместе со строениями была передана Болшевской коммуне под жилищное строительство.

Помимо комплекса лагерей, обслуживающих Восточный канал и Водопроводную станцию, в непосредственной близости находился еще лагерь в поселении Листвяны, в его задачи входила постройка комплекса сооружений Акуловского гидроузла. 

В книге Г. Б. Китайгородского приведены воспоминания старожилов о еще 2-х лагерях, находившихся на северном берегу Пестовского водохранилища вблизи деревень Михалево и Тишково. 

Первые лагпункты Дмитлага появились в Восточном районе в 1932 году. Сеть лагпунктов расширили осенью 1934 года, в таком виде она просуществовала до 1937 года, отдельные лагпункты продолжали существовать и позже, но уже вне системы Дмитлага.

Макет водопроводного канала. Источник: Архив МЗДК.

Технические особенности канала

Восточный водопроводный канал предназначен для подачи воды из Учинского водохранилища на первый подъем Восточной водопроводной станции.  Общая длина канала, утвержденного к реализации проекта, составила 28 км , из которых 9,3 км проходят под землей. На всем протяжении канал пересекает водоразделы между реками Учей и Клязьмой, Клязьмой и Яузой, Яузой и Пехоркой.

Канал был реализован в 2 нитки (трубы). Первоначально Восточный канал задумывался как часть большого водного кольца к северу и востоку от Москвы, начинаясь от Клязьминского водохранилища, проходя через Мытищи, Кусково и соединяясь через систему шлюзов с рекой Москвой в районе Южного порта. Этот проект, оставшийся нереализованным, нашел своё уменьшенное воплощение при строительстве подводящих коммуникаций Сталинской (Восточной) водопроводной насосной станции.

В начальной стадии проектирования весь канал предполагалось сделать открытым. Впоследствии вблизи населенных пунктов канал был реализован в закрытом железобетонном трубопроводе. На некоторых участках канал был пущен по более короткому пути (в сравнении с первоначальным вариантом). Так, например, участок трассы от пересечения с Ярославской железной дороги к юго-востоку в обход с северо-восточной стороны Болшевской трудкоммуны и деревней Самаровки заменили наиболее коротким направлением в обход трудкоммуны и деревни Самаровки с другой стороны. 

7 башен-переключателей, имеющих различное архитектурное оформление, делят канал на восемь самостоятельных участков, которые дают возможность перекрывать подачу воды на отдельных участках в случае аварии.

Строительство восточного водопровода. 1935-1937 гг. Источник: Госкаталог РФ.

Лагпункт строительства Пироговской плотины

Точное расположение узлового лагпункта Пироговского гидроузла пока не удалось установить, но находиться он должен был на реке Клязьма в непосредственной близости от строящейся плотины.  В архивных источниках этот лагпункт описывается как  городок МВС в Пирогове. По всей видимости, этот же лагпункт в обиходе назывался Тарасовским, по расположению вблизи платформы Тарасовская.

Лагпункт обеспечивал строительство одной из самых больших земляных плотин канала Москва-Волга, ее высота достигала  20 м. Плотина была запланирована в 7 км от станции Тарасовская.  Поблизости находились карьеры, откуда силами заключенных производили забор строительных материалов.

«Песок, гравий, трепел и глину добывали в ближайших разработанных карьерах… Строительной техники не было. На ближайшем карьере в течение многих лет валялилсь вагонетки от узкоколейной дороги, которые когда-то загружали зэки просеянным песком. Под небольшим уклоном вагонетки вручную подавались к лежневой дороге для перегрузки песка в телеги-грабарки, а дальше механизированным способом (в одну лошадиную силу) груз доставлялся на растворный узел для приготовления бетона. Работы по строительству плотины были закончены к лету 1935 года». 

(В. И. Маслов. Канал имени Москвы. С. 74)

Бараки для заключенных находились на территории или в непосредственной близости от территории Мытищинского деревообрабатывающего завода. Согласно официальному сайту предприятия ООО «Мытищинский деревообрабатывающий завод» ведет свою историю от  Мебельной фабрики, основанной в 1928 году, но о связи с Дмитлагом ничего не упоминается. Краевед В. И. Маслов указывает, что рабочий поселок при деревообрабатывающей фабрике ведет свою историю от лагеря Дмитлага.

По сведениям того же Маслова здесь у шоссейной дороги на Пирогово на возвышенности у бывшего поселка Красная Звездочка находился лагерь, занимавшийся строительством головной части Восточного канала.

Поблизости находилось несколько карьеров, необходимых для добычи используемых на строительстве песка и щебня. Наиболее крупный карьер находился недалеко от южной оконечности Пироговской плотины, он сохранился и поныне. Еще один карьер, не сохранившийся до нашего времени, располагался между деревнями Коргашино и Пирогово рядом с улицей Совхозная.

После окончания строительства канала один из городков в Пирогово был передан Наркомвнуторгу. Эта формулировка позволяет считать, что лагпунктов было больше одного.

Заключенные из центрально-азиатских республик на строительстве. Пирогово. 1930-е гг.

Лагпункт при строительстве Листвянской плотины

В задачи лагеря на территории поселения Листвяны, в 1934 г. вошедшем в состав поселка Мамонтовка),входило прежде всего сооружение плотины, дамбы № 206, эксплуатационного поселка и других объектов строительства МВС, а также разработка карьеров. Помимо задач, связанных со строительством объектов, заключенные были заняты на работах по разборке и переносу домов, попавших в зону затопления.

Лагпункт в 2 км от жд станции Мамонтовская был создан в 1932 году — он присутствует на схеме деления канала на участки 1932 г. По всей видимости, он имел узловое значение и образовывал лагерное объедиение с лагпунктом в Ивантеевке — об этом можно судить по воспоминаниям И. Т. Грачева, служившего в ВОХР в лагере Ивантеевка. Он указывает, что штаб дивизиона находился в Листвянах:

«В 1932 году был организован лагерь спецназначения для строительства Акуловского гидротехнического узла канала Москва-Волга с жилыми бараками за колючей проволокой, с арками-проходными в рабочую зону и часовыми. Контрольно-пропускных пунктов было два. Один — в сторону кнала, другой — в сторону железнодорожной станции Мамонтовская. На территории современного поселка Акулово располагалась рабочая зона за колючей проволокой. Утром заключенных под конвоем гнали на работу, а вечером возвращали в жилую зону… <...> Когда я надел форму НКВД, то лагерь только строился. Мы, охранники, жили в палатках, а заключенные — в бараках. Сначала было всего четыре охранника: Волошенко, Воронько, Горожанкин и я… В нашем лагере заключенных было много. Сколько? Может, 2 000 а может 3 000 человек. Не считал (эта оценка приблизительно совпадает с оценкой другого старожила, Петра Сергеевича Филатова, оценившего количество заключенных в лагере в 2 000 человек, — прим. ред.). В их среде встречались и военные. Одного, помнится, расконвоировали, и он полтора года вместе с нами служил в охране. Сидел также один командир взвода. Основная же масса заключенных была привезена из Средней Азии: в тюбетейках, в бушлатах и полосатых халатах, в ботинках на деревянной подошве. Работать гоняли в карьер, где добывали гравий. Территория лагеря и карьера освещалась. Электроэнергия поставлялась из города, и воздушные сети обслуживали вольнонаемные электрики и расконвоированные заключенные».

(Г. Б. Китайгородский. Пушкинский район. Годы репрессий. 2008)

Похожие сведения по поводу национального состава заключенных приводит местная жительница Е. Н. Власова:

«Среди заключенных в Листвянском лагере было много узбеков, казахов. Многие из них умирали от непривычного климата, от плохой еды и непосильного труда. Хоронили их на Мамонтовском (по всей видимости, идет речь о кладбище МВС вблизи Оболдино, — прим. ред.) и на Звягинском кладбищах, одно из захоронений находится в Пялово. Сейчас на этом месте лес».

(В. И. Маслов. Канал имени Москвы. С. 252)

Лагпункт, или, как он отмечался в документах — Городок МВС, занимал участок площадью 27 га и раполагался между современными улицами Фестивальная, Строительная, Рабочая, Школьная. Городок МВС граничил на востоке и юго-востоке с колхозными землями, на западе, юго-западе и северо-западе — с участками индивидуальных дач, на севере и северо-востоке — с улицей Школьной. В обозначенный периметр также входили мастерские по ремонту инвентаря, требовавшегося на строительстве канала Москва-Волга. Здесь также работали заключенные МВС, они ремонтировали лопаты, тачки, телеги, носилки. После запуска канала мастерские реконструировали и перепрофилировали на ремонт дорожной техники. Предприятие стало называться «Завод № 28». 

Бараки для заключенных на территории городка МВС в 1932 г. планировались как временные и были рассчитаны на срок эксплуатации 2-3 года, однако их продолжали использовать как обычное жилье вплоть до 1955 года — только тогда Завод № 28, остро нуждавшийся в жилье для рабочих, приступил к застройке территориии бывшего лагеря жилыми домами индустриального типа.

Лагерная пресса не освещала детали быта заключенных, чего нельзя сказать о работниках ВОХР. Некоторые детали организации быта командиров ВОХР попадали в прессу. Так, например, по результатам проверки, проведенной в 1935 году в одном из городков Восточного района, было зафиксировано следующее:  

«Для семей не организовано снабжение дровами, они сами таскали сучья для топки. Бани для жен стрелков не существует. Больных членов семей врачи не обслуживают, а если попросишь лошадь, чтобы доехать в районную больницу, всегда отказывают. Среди жен вохровцев совершенно отсутствует культурно-массовая работа, газет они не читают, в кино не ходят, даже в красные уголки отрядов их не пускают, экскурсии отсутствуют, беседы о канале не проводятся».

К 1955-му году территорию бывшего городка МВС, включавшую всего 44 барака, поделили между Поссоветом (23 барака), заводом № 28 (9 бараков), Гипроречтрансом (11 бараков) и Управлением речного транспорта (1 барак), хотя также обнаружено упоминание, что после окончания строительства Листвянский поселок, «где жили строители водопроводного канала», был передан учебному комбинату Наркомвода.

«На улице Школьная располагался двухэтажный дом барачного типа для инженерно-технических работников. Рядом был построен деревянный кинотеатр, который служил и клубом, здесь устраивали мероприятия культурно-воспитательной части лагеря». 

(В. И. Маслов. Канал имени Москвы. С. 251)

Также известно, что двухэтажный дом площадью 200 кв м для работников ИТР располагался в районе нынешней улицы Мира и существовал по крайней мере еще в 1962 году. Еще один или несколько домов для работников ИТР находились юго-восточнее плотины (современный адрес — Акуловский проезд, д. 2).

Территорию под строительство основного тела плотины выделили в 1934 году. В зону отчуждения тогда попали преимущественно земли сельхозназначения, в том числе земли с/х артели им. Сталина (Акуловский сельсовет), «усадебная черта деревни Листвяны», часть государственного лесного фонда.

Изъятие земель под дамбы произошло позднее. Так, среди постановлений Мособлисполкома сохранился документ, согласно которому из Пушкинского райлесхоза выделили дополнительный участок земли под резерв для левобережной дамбы. Документ из Центрального архива Московской области датирован 13 апреля 1935 года, то есть примерно за год до начала накопления в Учинском водохранилище вод местного стока.

В марте 1936 года постановлением президиума Мособлисполкома участок земли между карьерами был выделен Москва-Волгострою под строительство узкоколейной железной дороги и улучшение грунтовой дороги. Вероятно, после окончания строительства узкоколейку разобрали. Подобную узкоколейную железную дорогу от станции Пушкино подвели к строящейся плотине. Насколько можно судить по сопоставлению архивных и современных карт, современная трассировка ж/д путей к заводу ПЭМЗ приблизительно повторяет направление существовашей здесь в годы строительства плотины узкоколейки.

Ниже строившейся плотины по течению Учи находились как минимум 2 песчано-гравийных карьеров МВС: «Пушкинское поле» и «Ивантеевка». Их разработка шла как минимум уже в 1935 г. Последний разрабатывался силами заключенных лагпункта вблизи Ивантеевки.

В непосредственной близости от лагпункта в Листвянах в Мамонтовке находились также и частные дома руководящего состава Дмитлага. В одном из них, перенесенном из зоны затопления, жил Б. Кагнер заместитель начальника финансово-планового отдела Дмитлага. Кагнера арестовали в 1938 году, умер в заключении в 1953 г.

Логистический пункт при ст. Пушкино

По воспоминаниям жителя г. Пушкино А. А. Магара, работавшего в 1930-е гг. на обслуживании железнодорожного направления Москва-Загорск, на станцию Пушкино в 1930-е гг. приходили десятки эшелонов с заключенными, откуда их этапировали в лагеря.

Здесь же находились склады Дмитлага с механизмами, продовольствием, рабочей одеждой, обувью, стройматериалами, фуражем, сеном.

Здесь же на станции находились два барака с бесконвойными заключенными в количестве приблизительно 150–180 человек.

Складские постройки Дмитлага (предположительно). Источник: Г. Китайгородский. Пушкинский район. С. 100.

Складские постройки Дмитлага (предположительно). Исочник: Г. Китайгородский. Пушкинский район. С. 100.

Лагерь при д. Каргашино

Лагерь находился на 8-м километре Водопроводного канала. В его задачи входило, по всей видимости, сооружение акведука (технического сооружения, обеспечивающего пропуск воды в русле канала над рекой Клязьмой).

«На пригорке у бывшего поселка “Красная Звездочка” в 1934-1935 годах был лагерь заключенных-строителей Восточного канала. Около шоссейной дороги на Пирогово заключенные построили восемь бараков и гараж. В бараках после зэков разместились рабочие московской фабрики “Кардо-Лента”. Долгие годы у самой дороги сохранялся летний клуб из щелястых досок, в котором заключенным показывали кинофильмы. На левой стене нарисована огромная картина Восточного канала — две нити железобетонных плит среди лесного массива. Еще один барак располагался у деревни Коргашино. Рядом были разработанные карьеры, в которых добывали песок. <...> Еще один барак располагался на окраине деревни Коргашино (взрослые почему-то называли деревню “Карюхино”). Рядом были разработанные карьеры, в которых добывали песок. В послевоенные годы около карьеров оставались три огромных горы чистейшего песка — место, где загорали и согревались на песке местные ребятишки… Наиболее емкий по размеру и глубине карьер сохранился до сих пор недалеко от южной оконечности Пироговской плотины. Рядом еще несколько бараков для зэков, куда позднее заселились рабочие ДОЗа, образовался поселок. Между деревнями Коргашино и Пирогово у шоссейной дороги был карьер поменьше. Теперь на этом месте стоят несколько домов, и появилась улица Совхозная».

(В. И. Маслов. Канал имени Москвы. С. 247)

При производстве находился бетонный завод (один из двух на первом участке канала). Строительный материал доставлялся на этот завод со складов, находившихся на расстоянии около 3-х километров у тупика железнодорожной ветки Мытищи-Пирогово. Для этих целей была выстроена узкоколейка длинной 2,8 км.

Также на 1-м участке находились песчано-гравийные  карьеры (см. Карту-схему канала 1936 г.) и бетонный завод при них. Скорее всего, они находились у села Юркино. Этот технологический узел также должен был обслуживаться еще одним лагерем, однако о нем на данный момент информации не обнаружено.

Лагпункт и захоронение в Оболдино

Расположение рабочего поселка «Оболдино» 3-го участка Восточного канала видно на архивном плане. Поселок находился на месте современного СНТ «Оболдино». В лесном массиве к востоку от канала раполагался  «Склад особого назначения».

На чертеже также видна дорога «к хутору торфоразработок», прекратившая свое существование после постройки восточной ветви и 2 временные железнодорожные ветки.

Согласно Указу от декабря 1935 года о передаче поселков МВС в ведение Мосссовета, после завершения строительства канала поселок «Оболдино» должны были передать в гражданское пользование.

План с обозначением Поселка МВС 3-го участка вблизи Оболдино. ЦГАМО. Ф. 2157. Оп. 1. Д. 1298.

Указ от 28 апреля 1935 года свидетельствует о существовании кладбища для нужд 3-го участка, который оказался непригодным для дальнейших захоронений. Поэтому постановлением № 201 от 21-го июня 1935 года участок леса, представляющий вырубку, Щелковского райлесхоза площадью 0,5 га был передан «под людское кладбще» для совместного использования МВС и колхоза с. Оболдино. 

«Я помню, я ещё мальчишкой был, за 12-м каналом, как перейдёшь переключатель, там песок брали. Сколько раз мы находили черепа… Как копали канал, там заключённых хоронили. И кости там… А потом там, где был лагерь… их начали хоронить. Табличку повесят «Место захоронения», а весной идёшь — кости торчат».

Е. И. Дюков  (приехал в Оболдино в 1940г. в возрасте 8 лет)

Указ о передаче земли для совместного использования под кладбщие МВС и п. Оболдино. Источник: ГАРФ. Ф. 2157. Оп.1. Д. 1298. Л. 122.

Лагпункт в п. Ивантеевка

Лагпункт находился в районе карьеров «Ивантеевка» и «Пушкинское поле» (часть последнего в ведении детдома им. 1 Мая, Пушкинский райлесхоз), фабрики № 12 Мострикотаж.

Ивантеевский поселок МВС при гравийном карьере упоминается в приказе о передаче поселков МВС после окончания строительства в гражданское пользование.

Более подробные сведения о поселке-лагере получены из книги Г. Б. Китайгородского «Пушкинский район. Годы репрессий». Как утверждает исследователь, Ивантеевский лагерь начали создавать в 1934 году. Лагерь находился между ныне существующими улицами Санаторный проезд (бывшая Лесная), Кирова, речками Скалба и Уча.

Территория была обнесена деревянным забором с колючей проволокой. По углам стояли вышки для охраны. При лагере были столовая, баня, прачечная, пекарня, медсанчасть. Жилые бараки строили из досок, утепляли опилками. Внутри помещения оборудовали двухъярусные деревянные нары, печки для обогрева, сушилки для одежды и обуви. Ближе к реке размещалась конюшня, лошадей использовали на внутрилагерных работах и в карьере.

На Скалбе были сооружены две насосные станции. Одна по трубам снабжала водой баню и прачечную, вторая обеспечивала непрерывную работу машин для промывки гравия. На территории лагеря функционировала мастерская по переработке древесины. Из бревен изготовляли доски для трапов, оконные рамы, двери.

Граница карьера, где работали заключенные, проходила по нынешней улице Кирова, далее — по реке Уче, пересекала территорию ИПК и тянулась по Санаторной улице. Рядом проходила свежевспаханная полоса земли. Заключенные транспортировали гравий с помощью деревянных тачек и по специально уложенным трапам отвозили его на грохот (процедура рассева сыпучих материалов на различные фракции — прим. ред.). Там путем отсеивания отделяли песок и доставляли к гравиемоечным машинам.

«Последние стояли около дороги, в районе нынешней ЛЭП, что пересекает улицу Кирова. Промытый камень на автомашинах отвозили на станцию Ивантеевка, где грузили на платформы и в вагоны. Барак ВОХРа располагался на пересечении нынешних улиц Кирова и Санаторной».

(Г. Б. Китайгородский. Пушкинский район. Годы репрессий. С. 38)

Воспоминания П. Т. Кузьменко из деревни Ивантеевка, работавшего стрелком ВОХРА в лагере:

«Сначала в охране числилось несколько десятков стрелков, и практически все были демобилизованными воинами. Когда карьер заработал на полную мощность, стало 120–150 человек. Охрана лагеря и карьера велась круглые сутки. А жили мы в близлежащих деревнях. Потом, когда участились побеги, нас разместили в зоне, выделили бараки, и в любое время при объявлении тревоги мы были у начальства под рукой. Платили нам по тем временам хорошо. Стрелки получали обмундирование и паек. В последнем имелось все: от лаврового листа до мяса. Деньгами выплачивали около ста рублей в месяц. Все мы были рады такому достатку в те голодные годы. Позже разочаровались и не знали, как вырваться из этого пекла. Работать, а вернее, служить, было трудно и физически, и морально. Попробуй отстоять на морозе по 12 часов, а потом через такое же время опять идти на пост. Без выходных и праздников. В лагере находилось много людей. Количество их менялось в зависимости от объема работ, но было, кажется, 2,53 тысячи. За проволокой жили преимущественно представители южных республик. Многие вовсе не знали русского языка, но имели срок до 10 лет. Заключенные размещались в 20 бараках, которые построили сами. Помещения имели размеры примерно 50 на 7–8 метров, но были и меньших размеров… В отдельном бараке жили осужденные женщины. Затрудняюсь сказать, сколько их было, но до полусотни. Они занимались уборкой бараков и кабинетов, работали в санчасти, прачечной, столовой, хлебопекарне». 

(Г. Б. Китайгородский. Пушкинский район. Годы репрессий. С. 110)

Лагпункт в Щитниково

В задачи лагпункта вблизи села Щитниково, позже преобразованного в самостоятельный ИТЛ, входило строительство комплекса Сталинской насосной станции, по всей видимости, эксплуатационного поселка, биологической станции и водоотводной канавы вблизи Гольяновского детского дома.

Заключенных ИТЛ могли использовать также для строительства ВСХВ — строительство Всесоюзной с/х выставки передано НКВД СССР в мае 1938 г. «для повседневного руководства стр-вом и оказания ему необходимой помощи в очень короткий остающийся срок», ранее строительство осуществлял НКЗ СССР.

Строящаяся водонасосная станция предназначалась для питания водой восточных и юго-восточных районов Москвы. Постановлением Президиума Моссовета мощность станции была утверждена в 60 млн ведер воды в сутки (738 000 м³). Строительство станции осуществлялось за счет лимитов Моссовета по утвержденным титульным спискам «Мосводопровода». Станция не входила в общий комплекс сооружений канала Москва-Волга, и ее постройку поручили Моссовету. Последний перепоручил осуществление этой стройки Москваволгострою, который и проводил работы до лета 1937 года. С конца 1937 г. строительство вела самостоятельная организация, непосредственно подчиненная одному из строительных управлений НКВД.

Вероятнее всего, лагпункт был образован одновременно с другими лагпунктами строительства Водопроводного канала в 1934 году. К лету 1937-го года станция готова была принять первую волжскую воду, однако весь комплекс объектов был еще далек от завершения. 

Приказом НКВД и Наркомвода № 416  от 5 июля Дмитлаг прекратил свое существование. В тот же день был выпущен приказ о создании ИТЛ вблизи села Щитниково (Приказ № 91 НКВД от 05.07.1937), т. е. фактически лагерь продолжил существовать уже как самостоятельная лагерная единица. Начальником лагеря был назначен А. А. Усиевич (состоял в должности с 05.07.1937 по 22.08.1939). Его заместитель — И. Б. Явиц — затем был назначен исполняющим обязанности начальника Строительства.

На 1 октября 1938 года в ИТЛ насчитывалось 8 310 заключенных. Из них — 7 человек, осужденных за криминальные преступления, 1595 человек — социально опасных элементов и социально-вредных элементов.

23 июля 1937 года  приказом МВС и Дмитлага № 102 для обеспечения лесоматериалами и топливом строительства Сталинской насосной станции ей передавалось все имущество Весьегонского отдельного участка МВС вместе с личным составом, а сам Весьегонский участок при этом ликвидировали.

После окончания строительства Сталинскую водонасосную станцию сдали для эксплуатации тресту «Мосводопровод» (акт приемо-передачи подписан 25 января 1939 года). Началось постепенное сворачивание лагерных структур.

Управление строительства было ликвидировано приказом от 29 июня 1939 года. Ликвидационный комитет распустили 10 сентября 1939 года, однако заключенные оставались на строительстве до конца года (последнее упоминание в сводках Учетно-распределительного отдела ГУЛАГа датировано 1 января 1940 года.

  • Восточная (Сталинская водопроводная станция). Авторы: начальник архитектурной мастерской, заключенный Дмитлага П. Козырев. (1898 - расстрелян 16 ноября 1937 г.), старший архитектор, заключенный Дмитлага Ю.С. Янжул (1906- расстрелян в 1937г.). 
  • Башня-переключатель Восточного водопроводного канала. Перспектива выполнена архитектором М.А. Прониным, заключенным Дмитлага с 1935 по 1936гг.