Лагпункты Завидовского района

Адрес: Тверская область, Конаковский район, пгт Редкино, Лыжная улица, д. 1

Тэги: 

Строительство канала Москва-Волга. Разгрузка платформы в Редкино. 1935 г. Источник: Тверской объединенный государственный музей. ТГОМ Тв.М ФК КП-10992.

О Завидовском районе строительства МВС известны фрагментарные сведения. По всей видимости, район был организован только осенью 1936 г. «в исключительно неблагоприятной болотистой местности, при бездорожье». 

Среди руководства нам известны следующие имена: начальник  района Я. М. Бовшовер, начальник работ района бывший министр путей сообещния во Временном правительстве заключенный Белбалтлага Н. В. Некрасов (расстрелян в 1940 г.), начальник Октябрьского участка Шварц. 

Район осуществлял реализиацию следующих задач — переустройство фрагмента Октябрьской железной дороги на участке Завидово-Редкино с мостом через реку Шошу а также переустройство Ленинградского шоссе на перегоне Клин-Калинин с мостами через Перемерковский ручий и реку Шошу. Известно, что работы по заливке бетона и облицовке гранитом для моста через реку Шошу (Октябрьский участок строительства) были завершены Дмитлагом досрочно к ноябрю 1936 г. 

1 августа 1937 года Завидовский район в связи с окончанием работ был реорганизован в Отдельный Завидовский участок.

Точное количество лагпунктов и их расположение нам не известны, однако существование Редкинского участка строительства в составе Завидовского района должно указывать на существование лагпункта при нем.

«И вот в полутора — двух километрах от Редкина в сторону Борцина появился поселок из бараков за колючей проволокой, у входа часовые с винтовками и правом стрелять без предупреждения и сворами собак на поводках. А внутри смуглый азербайджанец из-под Баку, грузины, армяне и другие кавказцы. Особенно много было выходцев из средней Азии — узбеков, туркмен и таджиков. Утром их под охраной развозили на грузовых автомашинах по местам работ, а под вечер привозили на ночлег в тесные помещения с двух и даже трехэтажными нарами. Землеройной техники не было совсем: ни экскаваторов, ни бульдозеров, ни грейдеров, так что все выполнялось вручную. Живя на скудном пайке, люди, выбиваясь из сил, копали землю, грузили ее на одноколесные двуручные тачки и везли по настланным доскам к месту назначения. Сообщение между двумя столицами не могло прерываться, и я из окон поезда, шедшего параллельно и с остановками, не раз наблюдал панораму, напоминавшую известную картину художника К. А. Савицкого “Ремонтные работы на железной дороге”. Раз я уже темным октябрьским вечером шел от ТОС к Городне. Горели сотни костров, освещая место работы (электричества не было). Подумалось: такие стойбища были в XVII веке у разинцев, а в XVIII — у пугачевцев. Порывисто дул осенний ветер, строчил косой дождь. А люди, привыкшие к теплому климату и даже жаркой погоде, продолжали работать. Нас, “цивильных”, предупредили, чтобы никто не бежал: собаки приучены вцепляться в бегущих. И при нас спустили свору, которая накинулась на бегущего к Волге, раздался его истошный крик. Долго довелось беседовать только с одним каналоармейцем. Он строил железнодорожную насыпь, подводящую к мосту через сибирскую реку, кажется, Ишим. Мост выдержал паровоз, потом состав порожних платформ, затем порожний товарный состав, груженный грузовой состав, пригородный пассажирский, а под скорым поездом рухнул. И его, строившего насыпь, обвинили в том, что не донес на вредителей. Многие легли здесь костьми вдали от родных мест, не получив не только надгробного памятника, но даже могильного холма — так скрытнее».

В районе существовал отдельный лазарет, располагавшийся в 3 км от деревни Тешилово. Начальнику санотделения района Грингауз вменялось, что “никакой борьбы с антисанитарией в вольнонаемных столовых и в магазине не ведется. Совершенно не контролируется качество продуктов в магазине и столовых”.

«У врача Грингауз существует странная “теория” о том, что санотделение обслуживает не вольнонаемных, а только каналоармейцев». 

(Б. Митекин. Филиал СЛОНа. Заря (Конаково). № 52, 1989 г.)

В 1937 г. на Завидовском участке произошел следующий криминальный инцидент. Заключенный Гепнер, бежавший из лагеря Волжского района совершил нападение на комсомольца Кузьму Клочкова.

«Потерявший человеческие чувства, обнаглевший классовый враг исподтишка напал на комсомольца Клочкова и тяжелыми ударами топора разбил молодую голову замечательного ударника», 

— комментирует случай журнал «Москваволгострой» (№ 133, 1937 г.).

Источник: Осипов Б., Филиал СЛОНа: возвращаясь к напечатанному. Заря (Конаково). 1989 г. 5 августа (№ 94). 

  • Объекты Завидовского района, строившиеся Дмитлагом: фрагмент Октябрьской железной дороги на участке Завидово-Редкино с мостом через реку Шошу, фрагмент Ленинградского шоссе на перегоне Клин Калинин с мостами через Перемерковский ручий и реку Шошу. 
  • Вид бетонного завода на Никольском участке Завидовского района. Источник: Тверской государственный объединенный музей. ТГОМ Тв.М ФК КП-11200.
  • Вид бетонного завода на Никольском участке Завидовского района. Источник: Тверской государственный объединенный музей. ТГОМ Тв.М ФК КП-11200
  • Источник: Осипов Б., Филиал СЛОНа: возвращаясь к напечатанному. Заря (Конаково). 1989г. 5 августа (№ 94).