Мехзавод и другие производства Дмитлага в Дмитрове
Адрес: Московская область, станция Каналстрой.
Вид в сторону промышленной зоны в районе платформы Каналстрой. 1968-1975 гг. Источник: pastvu.com.
Практически все промышленные предприятия Дмитрова в период строительства канала Москва-Волга были периориентированы под нужды Дмитлага, став базой производств, необходимых для строительства канала. Пояс промышленных предприятий образовался главным образом с восточной и северной сторон от города. К северу от Дмитрова в непосредственной близости от грузовой железнодорожной станции, появившейся во время строительства канала (в 1940-м году получившей название Каналстрой), сформировалась временная функциональная зона Дмитлага, куда вошли такие предприятия, как Нефтебаза и Мехзавод Дмитлага (с 1940 г. — Дмитровский завод фрезерных станков), севернее — Транспортная база Дмитлага на 300 автомобилей, торфодобывающие предприятия. На всех этих предприятиях работали лагерники. При Мехзаводе существовал отдельный лагерный пункт.
В 1932 г. на месте на месте чугуно-меднолитейного завода Галкина появился Дмитровский экскаваторный завод (ДЭЗ). Завод находился в сердце Дмитлага, с южной стороны от завода располагался административный городок и поселок ИТР, с северной и северо-восточной стороны — лагерные зоны. Строительство завода осуществляли заключенные. Прямых свидетельств о работе заключенных на производстве нет, однако завод изготавливал механизмы и производил мехобработку изделий для нужд строительства канала. В период с 1932 по 1937 гг. завод несколько раз менял принадлежность к различным ведомствам.
С 1932 года существовал Лесозавод 1-го участка Центрального района. Лесозавод обеспечивал строительство материалами для опалубки шлюзов, насосных станций, а также поставлял материалы для свай. На момент появления
«оборудование состояло из разрушенных, почти негодных к эксплуатации механизмов... У нас не было механических станков. Лесоматериалы тясали вручную, топорами. Установленный на заводе односторонний обрезочный станок дал огромную экономию на заводе».
(Журнал «Москваволгострой». № 85, 1937 г.)
В 1934 г. на южной окраине Дмитрова открылась перчаточная фабрика (сегодня — фабрика «Дмитровский трикотаж») для трудоустройства женщин, в том числе заключенных. На юге от Дмитрова, в Шпилево, разместились Продовольственная база и молочная/сельскохозяйственная ферма Дмитлага.
При переподчинении местных производств Дмитлагу нередко возникали разногласия, такие конфликты возникли при передаче гравийного карьера Метростроя, а также с торфоразрабатывающими организациями района. После постройки канала предприятия Дмитлага переименовали и передали в Наркомы промышленности: ФГБУ «Канал имени Москвы», Гравийно-песчаный завод № 24, Дмитровский завод фрезерных станков, Фабрику офсетной печати № 2, грузовую железнодорожную станцию Каналстрой и Дмитровский экскаваторный завод. Нефтебаза Дмитлага НКВД располагалась в 5 километрах от Дмитрова. В 1937-м году переведена в городское подчинение.
Датой возникновения лагпункта следует считать момент открытия Мехзавода.
«В 1933 году на болотистом месте, в полутора километрах от Дмитрова возникла маленькая мастерская с примитивной вагранкой и несколькими изрядно потрепанными станками».
(Журнал «Москваволгострой». № 95, 1937 г.)
Под строительство механического завода выделили 15 гектар леса в урочище Сосняк на севере от города. Вместе с заводом был образован и Отдельный лагерный пункт (ОЛП № 2). Спустя 4 года Мехзавод МВС, занимавшийся ремонтом тракторов, автомобилей, экскаваторов, механических крючников и прочих механизмов, значительно вырос. Также здесь были и собственные производства, в частности, здесь изготавливали щиты для Иваньковской плотины. На производстве существовал и отдельный тракторный цех. ОЛП № 2 напротив Мехзавода (2 км к северу от Дмитрова) обслуживал Мехзавод, подсобные предприятия, транспорт, ремонтные организации.
Тут же, в Сосняке, при заводе был образован и 2-й отдельный лагерный пункт (ОЛП № 2), южнее за ручьем Дубец — бараки для вольнонаемных сотрудников Дмитлага (современные улицы 1-я Заречная и 2-я Заречная). Почти все цеха Мехзавода были деревянные, частично засыпные или из прессованной стружки. По окончании строительства канала технику и квалифицированных рабочих частично перевели на строительство Куйбышевской ГЭС.
После завершения строительства канала в 1938 г. из Дмитлага для работы завода был выделен «ИТЛ Дмитровского механического завода» численностью около 2 000 заключенных. ИТЛ работал до августа 1940 г. Территория ИТЛ включала в себя поселок Каналстрой (транспортный и железнодорожный узел для строительства канала). В 1940 году грузовую станцию Каналстрой передали в ведение Савеловской железной дороги, а поселок перешел в Орудьевский сельсовет. Образованный на месте лагпункта поселок ДЗВС позднее вошел в городскую черту Дмитрова.