Лагпункты района Техника-Карманово
Адрес: Московская область, поселок Карманово, Железнодорожная улица, д. 10.
На пике строительства в 1935 г. в районе Техника было 3 лагерных поселка: поселок участка № 1 в 6 км от п. Арефьево и Крияново, поселок участка № 3 с бараками для вольнонаемных, а также поселок участка № 4 (по всей видимости, возникший позже остальных).
Участок строительства в районе деревни Карманово, между первым и вторым шлюзами канала, получил наименование «Техника», так же называлась построенная Дмитлагом железнодорожная станция. Главным объект строительства района — пересечение русла будущего канала с рекой Сестрой через так называему трубу № 170.
В начале 1934 года участок «Карманово» входил в состав Северного района строительства, в это время с юга к Дубне прокладывали железнодорожную ветку. В какой-то момент объекты и лагпункты в регионе передали району Темпы, пока они не получили собственного районного управления осенью 1935 года.
После открытия новая железнодорожная платформа некоторое время называлась по населенному пункту, к которому была прикреплена — Карманово, но в начале августа 1935 года руководство МВС дало ей новое название, соответствующее общему духу времени — «Техника». Так же был назван и новый район, образованный приказом от 20 октября 1935 года вокруг деревни Карманово для проведения реки Сестры под руслом канала Москва-Волга.
Согласно описи лагерных поселков 1935 г., в районе Техника имелось 3 лагпункта: поселок участка № 1 из 7 бараков в 6 км от д. Орефьево, поселок участка № 3 из 37 бараков, поселок участка № 4 из 16 бараков. На карте 1940 года обозначены два поселения с названием «Техника». Поселок Техника, расположенный севернее, на 7-м км канала в непосредственной близости от пересечения канала с рекой Сестра продолжил свое существование в последующие десятилетия и был известен как «Райгородок». В настоящее время поселок больше не существует, однако на карте можно различить контуры снесенных деревянных построек. «Южный» поселок Техника был расположен на 10 км канала так же на левом берегу. Оба поселения были основаны после 1933 года.
Из руководителей «Техники» на данный момент нам известны имена двух инженеров. В 1936 году неопределенный срок должность начальника района «Техника» занимал А. Я. Розенштейн, назначенный в июле по совместительству начальником строительства «Северного городского канала и реконструкции реки Яузы» (крупный проект, большая часть которого не была реализована — лишь «реконструировано» русло р. Яузы). Кроме того, за срыв месячного плана до начальника сооружения «Сестринские дамбы» в сентябре 1936 года был понижен Н. Ф. Шапошников, до этого занимавший пост начальника работ Волжского района.
Району строительства и лагеря «Техника» были поручены 9 км русла, проведение под ним реки Сестры, дамбы канала № 282, паромная переправа через канал, переход шоссейной дороги, железнодорожный мост, а также аварийные заградительные ворота под номером 104, находящиеся на 4 км канала и при необходимости способные перекрыть поступление воды в остальную его часть. Как отмечалось в финансовом отчете МВС на 14 апреля 1937 года, русло Сестры проходит под каналом Москва-Волга в трех трубах, каждая из которых имеет 7 метров в диаметре.
К июлю 1937 года «Техника» снова оказывается сокращена до уровня одного из участков Волжского района, в это же время появляется множество приказов об увольнении и командировании его сотрудников в другие лагеря и Отдел кадров ГУЛАГа НКВД СССР.
Последнее обнаруженное упоминание объектов Дмитлага в районе деревни Карманово — приказ о зачислении на должность начальника городка «Техника» Волжского участка Отдельного Дмитровского района ГУЛАГа Таисии Давыдовны Дубовец, датируемый 16 февраля 1938 года. На следующий день был также выпущен приказ о награждении четырех заключенных карманными часами, что, однако, не доказывает их присутствия на канале — приказ мог быть выпущен и после их высылки в другие лагеря.
После визита на канал специальной Правительственной комиссии в 1939 году Сестринские дамбы стали одним из сооружений, уже подлежавших ремонту: были укреплены оплывающие откосы сооружения. Судя по всему, до марта 1937 года существовал также некий отдельный участок «Техника». В приказах от 03.03.1937 г. и 04.06.1937 г. он упоминается как «бывший».
Одно из описаний лагпункта вблизи деревни Карманово записано со слов старожила д. Филиппово Анастасии Васильевны Чуркиной (1912-2001 гг.), которая вспоминала, что в 1930-х гг. около деревни Карманово в бараках жили заключенные, строившие канал, а неподалеку находилось кладбище, где их хоронили. Она видела, как
«...работали заключенные, на тачках возили землю. А в обед местные жители ходили продавать им молоко… У них в доме на квартире некоторое время жил освободившийся канальщик», татарин Ахмет, который продолжал работать на канале. У него была лошадь, а занимался он раскорчевкой пней. Их так и звали “корчевщик”. Работал он там с утра до вечера. Своим хозяевам подарил небольшую книжку о канале им. Москвы с описанием шлюзов. А по соседству жил еще один бывший канальщик поляк Генрих Лукьянович».
(Воспоминания А. В. Чуркиной / Хлебянкина Т. А., зав. домом-музеем С. А. Клычкова, Талдом / Материалы конференции. На правах рукописи. МЗДК, 2012)