Лагпункты района Соревнование-Запрудня

Адрес: Московская область, Запрудня, улица Ленина, д. 1.

 

Тэги: 

Лесозаводской бугор. Строительство пути для экскаватора.

На пике строительства в 1935-м году в районе Соревнование было 4 лагерных поселка: поселок участка № 1 в Полуденовке, поселок участка № 1а, поселок участка № 2 в 8 км от Запрудни, управленческий поселок рядом с Запрудненеским стекольным заводом, поселок участка № 3 при торфоразработках. Рядом с платформой «Соревнование» находился лагерный лазерт.

Одно из первых упоминаний села Запрудня в документах Москваволгостроя  приказ нового начальника строительства (тогда еще  формально Москаналстроя, подчиненного Наркомводу) Лазаря Когана от 8 июня 1932 года о делении канала на 14 строительных участков. В Запрудне предполагалось разместить контору третьего участка. В качестве зоны ответственности в документе указано русло будущего канала от 19 до 25 км. Примерно те же работы возлагались на запрудненские лагерные пункты Дмитлага до самого конца строительства  около 15 км канала со значительной возвышенностью на отрезке 26-33 км, известной как «Лесозаводский бугор».

Будучи изначально одним из участков Северного района Москваволгостроя и Дмитровского лагеря, в апреле 1935 года Запрудня была расширена до района строительства «Соревнование»  то же название получили построенные заключенными железнодорожная платформа и пристань. В документах 1937 года «Соревнование» часто упоминается не как отдельный район, а как участок Центрального района Дмитлага (несколько месяцев одновременно существовали две параллельные системы территориального деления  Строительства Москваволгостроя и Дмитлага), и в августе 1937 года его был официально закреплен в этом статусе, войдя в Центральный район вместе с бывшим Оревским.

После официального открытия канала весной 1937 года работы на участке Соревнование продолжали, хотя и в гораздо меньших масштабах, так как основную работу  прокладку русла канала завершили. На 1 января 1938 года число всех заключенных Дмитлага составляло чуть более 16 тысяч человек, к 1 февраля  чуть менее 7 тысяч (по сравнению с пиковой численностью 1936 г. в 196 тысяч), полным ходом шел вывоз оборудования и рабочей силы на другие предприятия НКВД. Например, приказом ГУЛАГа от 7 января ремонтные мастерские «районов Соревнование и Центрального» передавались другому строительству ГУЛАГа  Куйбышевскому гидроузлу (до войны силами Самарлага там успели провести только геологоразведку и подготовительные работы). Благодаря приказу Дмитлага о создании комиссии для описи и оформления передачи «имущества и личного состава» под Куйбышев нам известны фамилии двух вольнонаемных сотрудников района Соревнование  начальника ремонтной базы Залетаева и руководителя местного Отделения мобилизации внутренних ресурсов (ОМВР) Н. Б. Файтлина (он же позднее  начальник транспортно-складского ОМВР Дмитровского района ГУЛАГ).

При реорганизации Дмитлага в Отдельный Дмитровский район ГУЛАГа 31 января 1938 года Соревнование, по всей видимости, было почти целиком свернуто. В документах за последний год существования Дмитровских лагерей есть лишь упоминание о наличии распределительной базы ОМВР в «Соревновании», которая вскоре подлежит ликвидации.

В 1936-м году в районе МВС «Соревнование» было 5 лагпунктов на участках 1, 2, 3: 

  • поселок участка № 1 в Полуденовке (как следует из названия населенного пункта, в этот момент территорию района Соревнования расширили, и она захватывала участок, ранее относившийся к району Темпы),

  • поселок участка № 1а,

  • поселок участка № 2, расположенный в 8 км от Стекольного завода в Запрудне,

  • управленческий поселок вблизи станция Запрудня (стекольный завод),

  • поселок 3-го участка, относящийся к торфоразработкам.

Несмотря на отсутствие в районе сложных технических сооружений, Соревнование было в определенной степени сложным районом  канал предстояло проложить через 4-километровую возвышенностиь «Лесозаводский бугор». В некоторых местах «глубина выемки», то есть общая глубина срезаемого грунта, достигала 17 метров (при средней глубине русла канала 5-6 метров). В связи с этим «Соревнование» отнесли к «большим» районам в плане обеспечения экскаваторами, и согласно предписаниям он должен был быть обеспечен 15-25 машинами. Однако вопрос о соотношении ручного и «механизированного» труда на участке остается открытым  с одной стороны, в годовых экономических отчетах указывается, что «Лесозаводский бугор» на 77 % был срыт экскаваторами, нельзя не принимать во внимание постоянные жалобы лагерных чиновников на ужасное использование новой строительной техники. Как в приказах по отдельным районам (особенно в отношении Соревнования, Темпов и Южного района), так и во внутренних отчетах и записках по всему лагерю, часто встречаются сетования на ежедневные поломки и длительные простои экскаваторов, для которых было множество причин. Низкая квалификация машинистов, частые провалы мокрого грунта на глубине, несовершенная конструкция самих машин (как старых моделей «Ковровцев», так и первых советских гусеничных ППГ  и те, и другие выпускались в авральном порядке почти эксклюзивно для нужд строек НКВД) и дефицит запасных частей делали использование экскаваторов слишком сложным и непозволительно дорогим для НКВД, который всегда представлял себя как наиболее рентабельный производственный главк. Такая ситуация не могла не стимулировать лагерную администрацию на всех уровнях к увеличению доли ручного труда на земляных работах по сравнению с запланированным соотношением. С другой стороны, теоретически сравнивание холма в определенной степени гораздо проще для техники, чем работа в глубине русла, где грунтовые воды часто размывали землю до такой степени, что экскаваторы застревали и даже частично тонули.

«Начало разворота всех земельных работ в районе “Соревнование” относится к лету 1935 г. До этого работы производились по снятию верхнего слоя с отвозкой тачками. К этому времени заканчивалась пионерская траншея для прокладки двух магистральных путей поточной схемы, разрабатываемая двумя экскваторами”. “Максимальное количество экскваторов в районе достигло 28, на глубокой выемке  13” в том числе многоковшовый экскавтор Любек Е-1. Часть работников прибыло с уже готовой на тот момент Хлебниковской глубокой выемки».

Закончили экскаваторные работы на глубокой выемке (районные участки № 2 и 3) полностью в августе 1936 г. После окончания строительства поселки районов Темпы и Соревнование передали кимрским сапожным артелям и московскому совету областной промысловой кооперации, которые здесь организовали портняжные, игрушечные, штамповочные и другие мастерские кустарной промышленности.

Т. И. Юдин

Тевель Исакович Юдин работал вольнонаемным водителем экскаватора на различных участках строительства канала: Химкинского речного порта, Хлебниково, Икша, Яхрома, Соревнование. Ниже приводятся воспоминания его сына — Владимира Тевелевича:

«Я родился 3 декабря 1935 года в поселке Соревнование НКВД. Так записано в свидетельстве о рождении номер 1 от 2 января 1936 года, выданном Запрудненским поссоветом. При этом наша семья была прописана постоянно в Москве на М Семеновской 15-17. Мой отец Юдин Тевель Исакович работал вольнонаемным машинистом парового экскаватора Ковровец номер 110. Экипаж экскаватора состоял из заключенных. Они носили на головных уборах калошные номера из металлических цифр 110. Этот экскаватор был знаменитым так как вместе со сменщиком Афониным отец давал за сутки 4000 кубометров грунта при проходке траншеи под русло канала Москва-Волга. Экскаватор опирался на временные жд пути и нужно было чувствовать какое можно передать усилие напора на рукоять стрелы и на подъем ковша чтобы не опрокинуть машину так как результатом опрокидывания был бы взрыв парового котла. Когда я родился к отцу забой приехало руководство стройки — поздравить с рождением сына и выразили надежду что это будет машинист экскаватора. Отец ответил — пусть лучше будет дворником. Он конечно имел моральное право не продолжать эту рабочую династию. Отец работал в нечеловеческих условиях. Смена длилась 6 утра до 6 вечера. Кроме того начальник Района — аттестованный работник НКВД — в 9 вечера ежедневно проводил совещания машинистами. А до этого 12 часов тяжелого физического труда так как все муфты и механизмы включались и выключались мускульной силой машиниста. Грузить породу нужно было в опрокидные вагоны с деревянным кузовом — это не современные цельнометаллические думпкары — требовалась осторожность. Любые поломки рассматривались в том числе и работниками особого отдела как диверсия, а ведь нужно было постоянно следить за уровнем воды в котле и вовремя пополнять воду a также пополнять уголь. И вот после тяжелейшего рабочего дня и совещания у начальника отец иногда приходил домой настолько уставшим что не было сил раздеться и он просил маму постелить на пол газету и ложился в промасленной спецовке и так спал до утра. А в 6 часов он вновь должен быть на смене. Иногда он ночевал просто в будке стрелочника — не было сил. А однажды на одном из совещаний начальник Района построил машинистов — вольнанаемных вдоль одной стены,  заключенных — вдоль другой потом стал ходить между ними c наганом в руке и спросил: “Вот вы вольнонаемные a вы заключенные, а какая между вами разница? Не знаете? Так я вам скажу! Одни знают свой срок a другие еще нет!” И он повел револьвером одной шеренги на другую. Когда мама была со мной в роддоме, отец отдал старшую сестру Ольгу соседям, ей было около 6 лет, и ходил на работу».

Т. И. Юдин, водитель экскаватора

«Отец рассказывал как иногда проводил совещания c ударниками нарком внутренних дел Генрих Ягода. Сидя во главе стола — вытаскивал браунинг со стуком клал его на стол и говорил: “Начинай!” По распоряжению Ягоды однажды экскаватор отца огородили колючей проволокой и поставили бойца ВОXРа c винтовкой (отец был вольнонаемным!) то есть фактически взяли под арест! Мама носила ему передачи, обед. Также работал и экипаж его сменщика. Через несколько суток работы таких условиях был подписан приказ о премировании ударников производства в том числе и заключенных. Отца наградили именными карманными часами и выдали премию — 25 рублей! Кстати, в документах отца я нашел “Книжку ударника” где в качестве поощрения записано “Выдано (то есть продано) два одеяла”. После сдачи Канала эксплуатацию, а он и в эксплуатации оставался системе НКВД… отца перевели на строительство Рыбинско-Угличского гидроузла начальником экскаваторных работ Угличского Района стройки». 

(Архив Международного Мемориала. Ф. 2. Оп. 7. Д. 87)   

МВС «Соревнование». 1935 г.

Центральный лазарет района Соревнование

О расположении Центрального лазарета района, одной из техбаз и конюшен известно благодаря карте геологических разработок Москваволгостроя, хранящейся в архиве музея-заповедника «Дмитровский Кремль». В прилагающейся таблице артезианских скважин, пробитых геологами МВС НКВД, указано, что разрез № 64 возле лазарета сделали в 1936 году  это означает, что санитарный пункт находился в указанном месте на протяжении большей части стройки. Функции, сопутствующие лагпунктам, указаны в стороне от самой Запрудни, возле новой железнодорожной ветки Запрудня-Вербилки, в районе современных села Новоникольского и деревень Танино и Васино Талдомского района (однако малый масштаб карты не позволяет определить локации точнее).

Схема артезианской скважины № 64. Центральный лазарет. Район Соревнования. Источник: Музей Дмитровского Кремля. Ф. 29. Д. 5. Л. 30.

Управленческий поселок района «Соревнование»

Лагпункт имел, пожалуй, самую лучшую транспортную доступность в сравнении с другими лагпунктами района Соревнование. Управленческий поселок (лагпункт) организовали в 4-х километрах от построенной заключенными в 1934-1935 гг. станции Запрудная.

«Зима 1935 года. Район систематически не выполняет производственных планов. Тонут экскаваторы. Уложенные на мерзлый путь железнодорожные пути разъезжаются во все стороны», — рапортовал начальник района «Соревнование» старший лейтенант государственной безопасности Я. Д. Кренгауз.

Управленческий лагпункт располагался на территории или рядом со стекольным заводом. В 1936-м году в лагпункте были следующие строения: пять 2-х этажных 8-квартирных новых домов, три одноэтажных рубленных, клуб, баня на 25 мест, не механизированной прачечная, гараж, парикмахерская и прочие подсобные помещения. Набор обслуживающих функций также свидетельствует о «привилегированном» статусе этого лагпункта.

В период строительства канала Стекольный завод был единственным значимым объектом на неосвоенной территории района Соревнование, в описании другого лагпункта — участка № 2 — указано, что он находился в 8 км от завода. После окончания строительства канала Стекольный завод получил в свое распоряжение один из поселков, расположенных южнее — в Орево.

Территория Запрудненского стекольного завода.

Лагпункт участка № 3 района «Соревнование»

Расположение поселка указано примерно. По всей видимости, поселок 3-го участка располагался на удалении от существовавших поселений, известно, что он находился в 1 километре от действующих торфоразработок. В 1936-м году в поселке было 12 бревенчатых бараков, коммунальные и подсобные здания.

Среди заключенных здесь  были и женщины, так, приказ 1935 года сообщает о переводе в ШИЗО сроком на полгода «12 заключенных женщин: неисправимых отказчиц от работы, хулиганок-воровок, разлагающе действующих на каналоармеек 3 участка района “Соревнование”».

Лагпункты района Соревнование в Полуденовке

В районе поселка Полуденовка находилось не менее 2 лагпунктов. Несмотря на свою близость, вероятно, они относились к разным районам строительства. Один из них, штрафной на правом берегу (лагпункт № 2 3-го отделения района Темпы-Мельдино), еще один на левом в поселении Полуденовка. 

Последний упоминается в документах 1935-го года как поселок МВС участка № 1 района Соревнование, включавший следующие строения: 14 бараков, 12 каркасных палаток, коммунальные здания, больница, столовая, кухня, пожарно депо и 16 прочих строений. Поблизости должен был находиться поселок № 1а, в котором было 6 жилых домов, 10 палаток каркасного типа, насосная станция.

Поблизости Полуденовки находится выявленное захоронение Дмитлага. Еще одно место погребение строителей канала, описанное Г. И. Юрченко как «захоронение в малиннике», может находиться вблизи деревни Ольховик.