Я часто думаю: сколько людей принимало участие в том, чтобы обездолить таких детей, как я! Я уж не говорю о тех, кто приходил арестовывать родителей. Но ведь
кто-то взял меня,куда-то отвез;кто-то решил, в какой город и в какой детский дом меня отправить;какой-то секретарь — скорее всего женщина, сама мать — выписывал это направление и ставил свою неразборчивую подпись. Делая это каждый день, должны они быличто-то думать,как-то объяснять себе это массовое сиротство, находить оправдание и своему участию в этом деле. Впрочем, оправдание себе каждый человек находит легко и просто…
Государственные дети в Москве
Советский плакат. 1950 г. Фото: sahallin.livejournal.com
Один из плакатов, который несли участники физкультурного парада на Красной площади 6 июля 1936 года, гласил: «Спасибо родному Сталину за наше счастливое детство!». Позднее этот лозунг можно было услышать во многих песнях, увидеть на плакатах, изображающих здоровых и счастливых пионеров, находящихся под надежной защитой государства, которое обеспечивает их безоблачное детство.
Однако взяв на себя функцию верховного защитника, государство стало и едва ли не основным виновником бед, взяв на себя право судить, кто именно достоин такого безоблачного детства. Так миллионы детей по всему Советскому Союзу прямо или косвенно стали жертвами тоталитарной системы. Революция 1917 года, гражданская война, голод, безработица, коллективизация, раскулачивание, последовавшие за тем репрессии, Великая Отечественная война стали испытанием для очень многих слоев населения. Разумеется, все эти события не могли не коснуться самых незащищенных членов общества — детей. Не имевшие возможности ни изменить свою судьбу, ни распорядиться ею, дети, случайно попавшие в этот круговорот событий и социальных катаклизмов, оказались, вероятно, самыми бесправными и забытыми жертвами советской власти. Многие из них лишились детства, родителей, настоящих имен и дат рождения, а зачастую — и жизни.
В начале XX века проблемы, связанные с защитой детей, оставшихся без крова и опеки родителей, обострились во многих странах. Подходы к их решению зависели не только от материального благополучия и потерь в Первой мировой войне, но и от дальнейшей стабилизации политической и экономической ситуации. Так, в Западной Европе и США основной акцент в борьбе с беспризорностью делался на семейное воспитание и общественную благотворительность. Он был схож с подходом России после Февраля 1917 года, когда общественность активно привлекалась к опеке и спасению беспризорников.
С приходом к власти Советов социальное воспитание детей, государственная опека над ними, а также борьба с беспризорностью стремительно превращается в политическое явление. «Для большевиков важна была не просто ликвидация
В феврале 1919 года при СНК был создан Государственный совет защиты детей под председательством
Одновременно действовала созданная в 1918 году силами общественных деятелей, учителей и кооператоров Лига спасения детей, которая использовала для размещения детей учреждения здравоохранения, бывшие приюты, входившие в ведомство императрицы Марии, и создавала свои трудколонии, привлекала благотворительную помощь
27 января 1921 года была учреждена особая Комиссия по улучшению жизни детей (Деткомиссия при ВЦИК). В ее состав вошли представители ВЦСПС (центральных органов профсоюзов), наркоматов просвещения и рабоче-крестьянской инспекции, здравоохранения, ЦК комсомола, женотдела и отдела агитации и пропаганды ЦК РКП(б) и Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией. В связи с нарушением сообщения между городом и деревней в Москве увеличилось число голодающих. По инициативе московских педагогов в сентябре 1922 года при Московском отделе народного образования возникла Чрезвычайная комиссия по борьбе с детской беспризорностью, в обиходе получившая название Детской Чрезвычайной Комиссии (по аналогии с ВЧК). Для детей были созданы особые пункты на всех вокзалах Москвы. В сентябре — ноябре 1922 года сотрудники ДЧК подобрали на вокзалах и улицах города около семи тысяч беспризорников.
Однако беспризорность и безнадзорность идут рука об руку с ростом правонарушений среди детей, поэтому один из первых декретов новой власти был связан не с защитой детей, а с определением ответственности и наказания для несовершеннолетних. Суды и тюремное заключение для них были отменены декретами СНК еще от 14 января 1918 года: председатель Совета Народных Комиссаров Владимир Ульянов (Ленин) и нарком юстиции Исаак Штейнберг подписали декрет «О комиссиях для несовершеннолетних», который упразднял суды и тюремное заключение для лиц обоего пола до 17 лет, «замеченных в деяниях
Декретом от 4 марта 1920 года Народному комиссариату юстиции предписывалось помещать несовершеннолетних правонарушителей отдельно от взрослых преступников и создавать для подростков особые учреждения. Однако этот принцип постоянно нарушался. Иногда даже в обычных «взрослых» тюрьмах содержались несовершеннолетние — чаще всего подростки. Грудные младенцы нередко вместе с матерями находились в следственных изоляторах и тюрьмах. В 1921 году в Бутырской тюрьме в одиночной камере некоторое время содержали трехлетнего мальчика Шуру — сына сидевшей в той же тюрьме эсерки. Однако в целом содержание во взрослых тюрьмах в
В 1922 году наметилось усиление карательной уголовной политики в отношении несовершеннолетних в возрасте от 16 до 17 лет. Это было связано с пересмотром возраста наступления совершеннолетия (на практике он принимался до 17 лет, как то было по дореволюционному праву). Согласно ст. 18 УК РСФСР по отношению к ним могли применяться те же виды уголовных наказаний, что и ко взрослым, вплоть до смертной казни. Правда, в опубликованном вскоре примечании в ст. 33 УК было сказано: «Высшая мера наказания — расстрел — не может быть применена к лицам, не достигшим в момент совершения преступления
Согласно
Продолжались попытки ликвидировать проблему сирот. Одним из важнейших законодательных актов в сфере преодоления детской беспризорности являлся декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 8 марта 1926 года, где четко разграничивалось, какие дети нуждались в полном государственном обеспечении, а какие — лишь в охране и временной помощи. В полном обеспечении нуждались: а) круглые сироты; б) дети, потерявшие связь с родственниками; в) изъятые из семьи постановлением суда; г) подкинутые. Меры охраны и временной помощи применялись к тем детям, которые, а) оказались беспризорными вследствие тяжелой болезни их родителей или других лиц, у которых они находились на воспитании; к этой же группе относились дети неработающих
Одновременно с этим в 1926 году появляется 12 статья УК РСФСР, которая позволяет осуждать детей с 14 лет за тяжкие преступления, такие как кража, насилие, убийство
Если мы сейчас обрисуем положение Москвы как в отношении беспризорности, так и полубеспризорности, то можно смело сказать, что еще никогда мы не переживали такого тяжелого момента. Даже во время голода, в 1921 году, не было того ужаса, который мы переживаем сейчас. [...] Нужду на фабриках, заводах, на железных дорогах, где рабочие получают всего каких-нибудь 25 руб. и имеют семью в 4-5 ч., где необходима наша помощь, мы не в состоянии удовлетворить, не в состоянии только потому, что в Москве слишком много детей, у которых совсем нет ничего...
Идеалистический образ сироты, о котором необходимо позаботиться, претерпевал радикальную трансформацию на протяжении
Наиболее ярко этот новый образ
Проект постановления ЦИК и СНК Союза ССР «О борьбе с несовершеннолетними преступниками». (С дополнениями и пометками И. Сталина. Источник: РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д.1059. Л. 24
Одновременно последовало и ужесточение норм наказания для детей: в соответствии с принятым в 1935 году постановлением «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних» за кражу, причинение насилия, телесных повреждений, увечий, убийство или попытку к убийству к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания привлекались дети, которым на момент совершения преступления исполнилось 12 лет. В дальнейшем к особо тяжким преступлениям, за которые должно было последовать немедленное наказание, причислялась подстрекательская и контрреволюционная деятельность. В каких именно случаях деятельность несовершеннолетних детей может считаться контрреволюционной, оговорено не было.
Это новое ужесточение последовало вслед за чрезвычайным событием: нападением девятилетнего мальчика с ножом на сына заместителя прокурора Москвы Кобленца.
Тов. Вуль [в то время начальник милиции г. Москвы], с которым я разговаривал по телефону по этому поводу [вооруженное нападение подростков] сообщил, что случай этот не только не единичен, но что у него зарегистрировано до 3000 злостных
хулиганов-подростков , из которых около 800 бесспорных бандитов, способных на все. В среднем он арестовывает до 100 хулиганствующих и беспризорных в день, которых не знает куда девать (никто их не хочет принимать). Не далее как вчера9-ти летним мальчиком ножом ранен13-ти летний сын зам. прокурора Москвы т. Кобленца. Думаю, что ЦК должен обязать НКВД организовать размещение не только беспризорных, но и безнадзорных детей немедленно и тем обезопасить столицу от все возрастающего «детского» хулиганства. Что касается данного случая, то я не понимаю, почему этих мерзавцев не расстрелять. Неужели нужно ждать пока они вырастут еще в больших разбойников?
Постановление ЦИК и СНК Союза ССР «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних». Источник: РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д. 1059. Л. 28
Постановление ВЦИК и СНК от 25 ноября 1935 года «Об изменении действующего законодательства РСФСР о мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних, с детской беспризорностью и безнадзорностью», фактически, отменяло возможность снижения срока наказания для уже осужденных правонарушителей в возрасте от 14 до 18 лет и предусматривало ужесточение режима содержания в колониях.
В 1935 году был создан также отдел трудовых колоний для несовершеннолетних НКВД СССР, подчиненный АХУ НКВД, но имевший свой административный аппарат во главе с управляющим, который нес полную ответственность за состояние дел, осуществлял руководство учебной, воспитательной, производственной и финансовой частью. Начальником отдела был назначен бывший управляющий трудкоммуной №2 ОГПУ П. С. Перепелкин.
Решение Политбюро, вслед за которым последовал приказ НКВД СССР (№ 00486) от 15 августа 1938 года, регламентировавший процедуру ареста, оформления «дела» и отправки в лагеря членов семей изменников родины, осужденных с 1 августа 1936 г. Военной Коллегией и военными трибуналами. Копия из архива Политбюро ЦК КПСС. Источник: АП. Ф. 3. Оп. 58. Д. 175. Л. 107
Вскоре вышел печально знаменитый оперативный приказ НКВД №00486 от 15 августа 1937 года о гонениях и репрессиях в отношении ЧСИРов (членов семей изменников родины), подписанный народным комиссаром внутренних дел СССР Ежовым. Согласно приказу, детей «врагов народа» в возрасте до трех полных лет предусматривалось размещать в детских домах и яслях по месту жительства выселенных осужденных родителей, детей же до пятнадцати лет предполагалось содержать в особых детских домах вне Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси, Минска и других крупных городов.
«Социально опасные дети осужденных, в зависимости от их возраста, степени опасности и возможностей исправления, подлежат заключению в лагеря или
Новая волна внезапно осиротевших домашних детей, большинство из которых ждало «светлое будущее», хлынула в и без того переполненные детские дома. Так, по состоянию на 4 августа 1938 года у репрессированных родителей были изъяты 17 355 детей и намечались к изъятию еще 5 000 детей. Следует понимать, что подобное происходило порой и в семьях, где кроме родителей у ребенка оставались другие, нерепрессированные родственники, которые по закону имели право принять детей под свою опеку. В таком случае единого сценария судьбы ребенка не было, все складывалось
…Мне светила прямая дорога в детскую колонию, куда отправляли всех детей изменников родины. Там для них были созданы особо тяжелые условия, правда и великая дружба там была. Меня спасла тетя Ната, она оформила на меня официальную опеку, что допускалось специальным постановлением НКВД. Она была замужем за военным врачом
Н. И. Турчаниновым , и, проявлением заботы о вражеском отпрыске, навлекала на себя, а особенно, на своего доброго и благородного супруга, грозную опасность, притом сама она была очень, прямо болезненно боязлива, но веления совести были для нее сильнее риска…
Так описывал
Была у нас знакомая, Нонна, ее родителей арестовали, когда ей было пять лет. У нее были родственники, которые хотели взять ее к себе. А ее забрали, отвезли в детский дом — и концы в воду; она же маленькая, не может дать о себе знать. Ее дядя несколько лет разыскивал по детским домам и нашел только потому, что ей не сменили фамилию. Но ее ему не отдали. Он ее больше не упускал из виду, и все время хлопотал, и получил ее только года 4 спустя.
Какая-то была история, чуть ли он ее не выкрал из детского дома.
Правда, иногда родным удавалось найти ребенка еще в приемнике, до отправки в неизвестный, а часто и далекий детский дом — так няня двухлетнего Юлия Кима через несколько дней после ареста его матери (отец к тому времени был уже расстрелян) нашла его с сестрой в Даниловском детприемнике, забрала, и вместе с бабушкой воспитывала их до возвращения матери из лагеря спустя десять лет. Это счастливая судьба для детей врагов народа: вырасти с родными и, хоть и годы спустя — вновь обрести мать.
А
Я когда приходил к тете Оле, она ночью своему мужу, дяде Косте говорила: «Нет, от этого гостя надо избавляться. Не дай Бог, узнают чекисты, они арестуют наших мальчиков». И говорила мне утром: «Леня, завтракай и иди к бабушке». Я послушно завтракал, уходил к бабушке. Приходил к Берте Моисеевне: «Ты что?» Тетя Оля мне сказала к вам идти».
Но бабушка была недовольна моим приездом. «Бабушка, в чем дело? Почему?» — «Потому что на тебе печать.» «Какая печать?» «Когда твой дядя узнает, что ты приехал, он будет очень ругаться». В свои 8 лет я уже понимал, что для всех опасен. Я уходил из дома и шатался по улицам. В конце концов я украл с уличного лотка конфет, меня арестовали и отвели в Даниловский детприемник….
Это детство Леонида Муравника, чьи родители были расстреляны в 1937 году, и он, мальчик из благополучной семьи, став опасным гостем для всех родственников, с 9 лет воспитывался в разных детдомах, неоднократно бежал и беспризорничал.
Такого ребенка могли арестовать на улице, по дороге в школу или даже в самой школе, не объясняя, куда и зачем его увозят. Случалось, что детей арестованных родителей спустя
С мамой я не простился. Мы с Адиком, закончившим третий класс, были в пионерском лагере, когда ее арестовали. Приехав, застали дома одного Лёву. Некоторое время мы жили втроем, три брата. Лёва работал инструктором физкультуры, мы с Адиком готовились к учебному году. Днем ходили в столовую института инженеров железнодорожного транспорта, где были дешевые обеды — Лёва оставлял нам на питание. Но однажды, когда мы собирались идти в столовую, появилась женщина в сопровождении милиционера. Показав мне какую-то бумагу, заявила мне, что Адика забирают в детский дом, так как я еще мал, чтобы его воспитывать. Я смотрел в бумагу и не понимал ни слова — я не видел букв… Приехавший с работы брат изругал меня всячески, зачем я отдал — а я не мог ему ничего ответить. Лёва кинулся на поиски: Адик оказался в Даниловском детприемнике. Отвезли ему
кое-что из необходимого,кое-какой еды… Я с ним не виделся до декабря 1953 года, более шестнадцати лет. Вместо одиннадцатилетнего мальчика я приехал к отцу троих детей.
Так называемые «изъятые» дети членов семей изменников родины. Фото из спецдетдома Наркомпроса.
1930-е гг. Фото: Дети ГУЛАГа. 1918–1956
Советские дети? Да, конечно, знаю: это — besprizorniki…» Такой ответ мне приходилось слышать здесь за границей не раз, когда речь заходила о детях в советской России.
Наряду с детьми «врагов народа», чьи родители были арестованы по
На наш взгляд, обстоятельства, которые вынудили детей остаться без надзора родителей или опекунов после Гражданской войны, голода, раскулачивания и ряда других социальных катаклизмов, дают нам повод добавить
Почти все эти категории детей можно было встретить и в сталинской Москве. Спасаясь от голода, дети из городов и деревень центральной России устремлялись в Москву, минуя все милицейские отряды, призванные не пускать их в столицу. Тысячи беспризорников на улицах города — одна из самых характерных черт повседневной жизни Москвы
А если уж они попадались на мелкой уличной краже, хулиганстве или даже разбое, то отправлялись чаще всего в один из
Однако основной задачей, с которой постоянно сталкивались советские власти в связи с притоком беспризорников, стала необходимость уменьшить количество неугодных детей в столице, вне зависимости от причины их сиротства. В СССР была создана для таких детей целая сеть учреждений, порядки в которых были разные, но зачастую мало чем отличались от тюремных.
«В связи с крайней перегрузкой Даниловского приемника и необходимостью осуществления мер по полному изъятию беспризорных детей с улиц города Москвы к
Беспризорные дети в товарных вагонах поезда прибывают в Болшевскую коммуну. Дети высаживаются из вагонов, бегут к сборному пункту, проходят парикмахерскую обработку. В последнем кадре с детьми появляется М. Погребинский, основатель и руководитель трудкоммуны
Детприемники (детские
Или детские дома для детей, лишенных родительской опеки.
«По декрету СНК РСФСР от 9 января 1918 г. „О комиссиях для несовершеннолетних“ имевшиеся на тот момент детские приюты и сиротские дома были преобразованы в государственные детские дома, в которых находились дети разных возрастов — дошкольного и школьного. Эти учреждения были в ведении специальных комиссий. Причем провозглашалось, что все дети находятся под защитой государства, что означало, что все дети без исключения находятся на государственном (бесплатном) обеспечении, тем более что призрение и благотворительность признавались буржуазными пережитками. В первом полугодии 1918 г. числилось уже 70 детских домов для несовершеннолетних, 12 колоний, 6 детских садов и 2 детских очага, в которых содержалось 9 954 ребенка. К концу 1919 г. сеть детских учреждений существенно расширилась и составила 156 учреждений на 12 тыс. детей. В 1933 г. в дома младенца и дома ребенка Москвы поступило 5,4 тыс. сирот, из которых 2,1 тыс. были подкидышами. Из материалов комиссии по борьбе с детской беспризорностью выясняется, что в 49 детских домах содержалось на начало 1933 г. 5321 детей, на начало 1935 г. — 51 учреждение и 7221 человек» (Гаврилова И. Н. Из истории охраны детства).
Детские дома и детские сады в Москве в
1913–1938 гг. Источник: www.juvenjust.org
«По статистике 1919 г. из почти 150 тыс. московских школьников 6% составили отсталые дети. <...> 9 тыс.
Нaчинaя с середины
Впрочем, как отмечает
Детские городки возникли в начале
1. Городок должен располагаться рядом с селами бедняков или среднего класса или с фабрикой и заводом.
2. Городок должен иметь собственную производственную базу в виде земельных участков и соответствующего инвентаря или в виде собственного завода, фабрики (в крайнем случае — мастерской).
3. Городок обязательно должен иметь сельскохозяйственный уклон.
4. Заведовать детским городком может член партии сорганизационно-хозяи ̆ственным опытом.
5. В городке должны находиться дети в возрасте от 4 до 15 лет.
6.Дома-коллективы в городке должны быть разделены на дома дошкольные (дети 4–7 лет), школьные (дети 8–12 лет) и подростков (13–15 лет).
7. Школьные занятия в городке ни в коем случае не проводятся в детских домах, а только в центральных школах.
8. Клубные занятия также концентрируются в центральных клубах Коммунистического союза молодежи или юных ленинцев.
9. Персоналдомов-коллективов (кроме дошкольных домов) состоит из заведующих ипомощников-воспитателеи ̆ (главным образом из комсомольского состава).
10. Персонал школ и клубов комплектуется из лиц соответствующей квалификации.
11. В городке должны быть организованы учебные заведения профессионального образования для детей в возрасте от 15 лет (фабзавуч, школа крестьянской молодежи, профшколаи т. п. ). В случае невозможности организации таковых наиболее способным детям необходимо предоставить возможность продолжать свое образование для повышения производственной квалификации.
Колхозные детские дома стали организовывать в 1943 году — это была мера, призванная решить отчасти проблему новой волны сиротства и массовой беспризорности, а заодно переложить нагрузку с государственных плеч на колхозы. Каждый детский дом был привязан одному или нескольким колхозам, которые отвечали за снабжение и пропитание воспитанников. Кроме того, при детских домах засеивали огороды. В этих детских домах жили дети фронтовиков, сироты и полусироты — жертвы войны. Колхозные детские дома были смешанными, то есть мальчики и девочки воспитывались вместе, и нередко- разновозрастными, что позволяло, в том числе, не разлучать братьев и сестер. Движение по созданию колхозных детских домов начались в Вологодской и Московской областях. По данным Наркомпроса на 1 апреля 1944 года в Московской области был 51 колхозный детский дом, в которых жили 2 430 детей. Судя по жалобам руководства некоторых колхозных детских домов, районные отделы народного образования недостаточно или вовсе не помогали колхозным детским домам, считая, что они — ответственность Наркомсобеса. Колхозные детские дома нередко создавались наспех, в лучшем случае в зданиях школ или больниц — но часто в малоприспособленных или вовсе не оборудованных зданиях. Отсутствие или острая нехватка удобств, мебели, одежды, книг и игрушек, с одной стороны, и крысы, клопы и холод, с другой — были вполне обычным делом. После войны многие колхозные детские дома расформировали, а некоторые реорганизовали в детские дома обычного типа (см.: ГАРФ. Ф. Р-5462. Оп. 20. Д. 128. Л. 44).
Учреждения для несовершеннолетних правонарушителей, созданные при ОГПУ в начале
Учреждения особого типа для несовершеннолетних правонарушителей в городах с 14 до 16 лет, приговоренных судом к лишению свободы в 1924–1933 годах. Деятельность трудовых домов для несовершеннолетних правонарушителей регламентировалась
Труддом, по замыслу cоветского государства, должен был служить для ликвидации наиболее тяжелых форм беспризорничества. Методы исправления и воспитания там носили прежде всего
В апреле 1935 года Отдел трудовых колоний был передан в ведение Министерства юстиции СССР и подчинен ГУЛАГу, в составе которого создается Управление детских колоний. С этого самого момента детские пенитенциарные учреждения в Советском государстве становятся очень похожи на тюрьмы для взрослых, а их цель состоит в том, чтобы изолировать «социально опасных» детей от остального общества. Для этого в 1939 году была предпринята попытка введения учреждений с соответствующим названием — «изоляторы». В соответствии с приказом НКВД СССР № 0221 за 1939 год:
1. В изолятор принимаются с санкции прокурора дети в возрасте от 12 до 16 лет, имеющие срок наказания по приговорам Нарсудов:
а) бежавшие из трудколоний,
б) злостные дезорганизаторы режима трудколоний, в отношении которых исчерпаны все меры воздействия в условиях открытых трудколоний,
в) осуждение Нарсудами с отбытием меры наказания в трудколониях закрытого типа.
2. Срок пребывания несовершеннолетних в изоляторе устанавливается в пределах 6 месяцев.
В случае необходимости срок пребывания может быть продлен постановлением, санкционированным прокурором.
Подростки от 12 до 16 лет могли находиться под следствием в изоляторе не более полугода, когда иные меры воспитания не принесли желаемых результатов. Однако как мера исправления изоляторы не прижились, и просуществовали они недолго (см.: приказ НКВД № 0221 «Положение об изоляторе для несовершеннолетних правонарушителей» от 16 июля 1939 г. ГАРФ. Ф. Р9401. Оп.1а. Д. 39).
В заключение хочется заметить, что,
Как замечает Юлия Яковлева (автор современной детской повести о