От государства ни в коем случае не следует требовать принятия мер, которые могут поставить под угрозу самый ценный вид свободы, а именно — интеллектуальную свободу <…> политика невмешательства много лучше авторитарной политики, которая дает государственным должностным лицам полную власть над формированием сознания и контролем за обучением наукам, таким образом подкрепляя сомнительный авторитет эксперта авторитетом государства, разрушая науку посредством привычной практики обучения науке как авторитарной доктрине и уничтожая научный дух исследования — дух поиска истины, веры в ее обладание.
К. Р. Поппер . Открытое общество и его враги
Сама суть научной мысли с необходимостью предполагает возможность самостоятельного выбора ученым исследовательской позиции, всестороннее изучение различных точек зрения и свободную дискуссию. В тоталитарном государстве — или в государстве, сильно ограничивающем свободы граждан — в результате насаждения властью единомыслия конфликт с наукой становится неизбежным. В СССР этот конфликт возник с момента установления советской власти и привел к двум очевидным последствиям: идеологизации науки, превращению ее в набор закостеневших догм, и к физической расправе над учеными, посмевшими продолжить свои занятия без оглядки на установившийся тотальный контроль над способами мышления. История взаимодействия советской власти и ученых неразрывно связана с другими формами запретов на свободу мысли и совести, характерных для этого периода: это разрушение дореволюционной традиции, цензура, отсутствие доступа к современным публикациям мировой науки, требование не отклоняться от своеобразно понятого партийными кругами «марксизма», невозможность отказаться от выполнения государственного заказа, часто не совпадавшего с убеждениями самого исследователя. Апофеозом такого государственного заказа стали так называемые «шарашки» — закрытые конструкторские бюро, где заключенные ученые и технические специалисты работали над предписанными властью разработками, чаще всего военного характера.
Наука свободно и успешно развивается тогда, когда свобода ученого не ограничивается внешними факторами, такими как идеологический и политический контроль со стороны государства. История науки в СССР представляет собой противоположный случай: мы постараемся рассмотреть, что произошло с наукой, которая вынуждена была существовать в теснейших рамках государственного диктата, и показать топографию репрессированной науки в Москве.